Решение №3-01/10-2015 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/10-2015 в отношении ООО «МикроФинанс ... от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/10-2015

 

20 апреля 2015 года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

        Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2015 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

П

рассмотрев дело № 3-01/10-2015, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «МикроФинанс Плюс» (г. Пенза, ул. Володарского, 22 А; ИНН 5836648869; далее – ООО «МикроФинанс Плюс»), по признакам нарушения части 7  статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – генерального директора ООО «МикроФинанс Плюс» К..,

- представителя Общества с ограниченной ответственностью «Пенза Пресс» (далее – ООО «Пенза Пресс») М... по доверенности от 01.04.2015,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 7 (233) от 14.02.2015 стр. 4 рекламы финансовых услуг (срочные займы) с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 19.03.2015 по факту распространения рекламы «срочные займы», размещенной в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 7 (233) от 14.02.2015 стр. 4, возбуждено дело № 3-01/10-2015 по признакам нарушения части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 13.04.2015. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «МикроФинанс Плюс».

В письменных пояснениях ООО «МикроФинанс Плюс» (вх. от 06.04.2015 № 1319), а также на рассмотрении дела 13.04.2015 представителем ООО «МикроФинанс Плюс» пояснено, что ООО «МикроФинанс Плюс» предоставляет один вид займов – краткосрочный микрозайм для физических лиц. Основным условием, влияющим на полную стоимость займа, согласно договору займа, является процентная ставка по займу, других условий, влияющих на полную стоимость займа договор не имеет.

На рассмотрении дела представитель ООО «МикроФинанс Плюс» согласился с тем, что в рекламе, размещенной в газете «PRO город Пенза», отсутствуют иные существенные условия, влияющие на сумму расходов и доходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. Считает, что этого было достаточно, со стороны клиентов вопросов по предоставлению займа не возникало.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 7 (233) от 14.02.2015 стр. 4 размещена информация следующего содержания: «Срочные займы. Только для пенсионеров деньги в добрые руки! За 5 минут 100% одобрение, суммы от 3000 до 30000 руб., сниженная % ставка от 0,5%, продление, досрочное погашение, неделя пользования в подарок 0%. ООО «МикроФинанс Плюс» 55-24-06, 8927-0-999-420, ул. Володарского, 22а».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» с содержанием: «Срочные займы. Только для пенсионеров деньги в добрые руки! За 5 минут 100% одобрение, суммы от 3000 до 30000 руб., сниженная % ставка от 0,5%, продление, досрочное погашение, неделя пользования в подарок 0%. ООО «МикроФинанс Плюс» 55-24-06, 8927-0-999-420, ул. Володарского, 22а» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

В ходе рассмотрения дела установлено, что к основным видам деятельности ООО «МикроФинанс Плюс» относятся: предоставление займов промышленности, прочее финансовое посредничество, консультирование по вопросам финансового посредничества, микрофинансовая деятельность.

Таким образом, ООО «МикроФинанс Плюс» является финансовой организацией, рекламирующей в рассматриваемом случае финансовую услугу по предоставлению займов.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Реклама ООО «МикроФинанс Плюс» о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В рекламе ООО «МикроФинанс Плюс» содержится информация о предоставлении срочных займов пенсионерам на сумму от 3000 до 30000 руб. по сниженной % ставки от 0,5%, без указания иных существенных условий, влияющие на сумму расходов и доходов, установленных Правилами предоставления микрозайма (далее – Правила).

Согласно пункту 3.2 Правил срок, на который выдается микрозайм, составляет от 5 (пяти) до 30 (тридцати) календарных дней (срок займа может быть увеличен по соглашению сторон).

Согласно пункту 3.3 Правил проценты за пользование микрозаймом составляют от 0,5% до 2% в день от суммы микрозайма (эффективная процентная ставка). Процентная ставка может изменяться по соглашению сторон.

Указание в рекламе информации «сниженная % ставка от 0,5%» Комиссия считает неполной информацией, поскольку не сообщается за какой период времени начисляется данный процент (день, месяц, год), следовательно, подача информации в таком виде может ввести потребителей рекламы в заблуждение.

Кроме того, в рекламном объявлении не содержится информация о сроке, на который выдается микрозайм, хотя такое условие установлено Правилами предоставления микрозайма.

Данные существенные условия, как срок, на который выдается микрозайм и процентная ставка (в день), в рекламном объявлении не отражены.

Таким образом, в рекламе финансовых услуг о предоставлении займов указана только часть условий ее оказания. В рекламе не содержится существенной информации об иных условиях предоставления услуги, влияющих на стоимость займа.

Следовательно,  в рекламе нарушаются требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «МикроФинанс Плюс» (г. Пенза, ул. Володарского, 22 А; ИНН 5836648869), что подтверждается договором от 13.08.2014 № 949 с ООО «Пенза-Пресс» на оказание услуг по размещению рекламы в средстве массовой информации информационно-рекламном еженедельнике «PRO город Пенза».

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «МикроФинанс Плюс» нарушило требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  «О рекламе» ООО «МикроФинанс Плюс» и ООО «Пенза-Пресс» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю и рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Срочные займы. Только для пенсионеров деньги в добрые руки! За 5 минут 100% одобрение, суммы от 3000 до 30000 руб., сниженная % ставка от 0,5%, продление, досрочное погашение, неделя пользования в подарок 0%. ООО «МикроФинанс Плюс» 55-24-06, 8927-0-999-420, ул. Володарского, 22а», распространяемую ООО «МикроФинанс Плюс» в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 7 (233) от 14.02.2015 стр. 4, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать ООО «МикроФинанс Плюс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

          3. Выдать ООО «Пенза-Пресс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2015 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны