Решение №3-01/10-2017 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/10-2017 от 22 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/10-2017

 

13 апреля 2017 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2017 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

рассмотрев дело №3-01/10-2017, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – ИП,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе отделом контроля органов власти и рекламы установлено следующее.

В марте 2017 года на рекламной конструкции, находящейся возле остановки общественного транспорта ул. «Володарского», размещена наружная реклама о проведении акции в салоне штор «АЖУР» с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 23.03.2017 по факту распространения рекламы о проведении акции в салоне штор «АЖУР» возбуждено дело № 3-01/10-2017 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП

На заседании Комиссии ИП подтвердил факт распространения им рекламы о проведении акции в салоне штор «АЖУР», размещенной на рекламной конструкции, находящейся возле остановки общественного транспорта ул. «Володарского». Факт нарушения законодательства о рекламе признал.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В марте 2017 года на рекламной конструкции, находящейся возле остановки общественного транспорта ул. «Володарского», размещено рекламное объявление следующего содержания: «АКЦИЯ! Пошив штор БЕСПЛАТНО* салон штор АЖУР ул. Бакунина, 80 Срок акции ограничен».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация, размещенная на рекламной конструкции, находящейся возле остановки общественного транспорта ул. «Володарского», содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы является предоставление услуг салоном штор «Ажур» в рамках проведения акции.

В рекламе содержится информация, исполненная крупным шрифтом, - «АКЦИЯ! Пошив штор БЕСПЛАТНО… Срок акции ограничен».

Информация о сроке действия акции и ее условиях в рекламе отсутствует.

Из пояснений ИП следует, что акция, указанная в рекламе, действует с 28 февраля 2017 года по 30 апреля 2017 года. Услуга пошива штор «бесплатно» осуществляется при условии покупки ткани от 9 000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из анализа приведенной нормы следует, что указание точных сроков и условий проведения акции является одной из гарантий информационного права потребителей.

Информация о том, что услуга пошива штор «бесплатно» осуществляется при условии покупки ткани от 9 000 рублей, в рекламе отсутствует.

В рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие – «АКЦИЯ! Пошив штор БЕСПЛАТНО… Срок акции ограничен». Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения, не указаны. Тем самым потребители рекламы при ее прочтении вводятся в заблуждение относительно предоставляемой услуги.

Отсутствие в рекламе существенной информации о сроке и условиях действия акции привело к искажению смысловой нагрузки информации.

Указание в рекламе «АКЦИЯ! Пошив штор БЕСПЛАТНО… Срок акции ограничен» Комиссия считает неполной информацией, поскольку не сообщается срок действия акции и о том, что бесплатный пошив штор осуществляется при условии покупки ткани от 9 000 руб., следовательно, подача информации в таком виде может ввести потребителей рекламы в заблуждение.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодотеля – индивидуального предпринимателя.

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель нарушил требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» индивидуальным предпринимателем представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «АКЦИЯ! Пошив штор БЕСПЛАТНО* салон штор АЖУР ул. Бакунина, 80 Срок акции ограничен», распространяемую индивидуальным предпринимателем в марте 2017 года на рекламной конструкции, находящейся возле остановки общественного транспорта ул. «Володарского», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны