Решение №3-01/12-2018 решение от 29 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/12-2018

 

 

27 июня 2018 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2018 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

рассмотрев дело № 3-01/12-2018, возбужденное в отношении З… по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно по факту распространения в январе-апреле 2018 г. по почтовым ящикам многоквартирного дома по адресу: г.Пензы, ул. Суворова, 172, рекламы компании «Ростелеком», содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило заявление гр-на по поводу распространения в феврале-апреле 2018 г. рекламы (рекламные листовки) компании «Ростелеком» в подъезде многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 172.

Заявитель утверждает, что сведения, представленные в данной рекламе, являются недостоверными.

Пензенским УФАС России определением от 15.05.2018 по факту распространения рекламы компании «Ростелеком», возбуждено дело № 3-01/12-2018 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен З…

Определением Пензенского УФАС России от 04.06.2018 № 2139-3 рассмотрение дела № 3-01/12-2018 откладывалось, срок рассмотрения дела был продлен до 15.08.2018.

Из письменных пояснений от 11.05.2018 вх. № 1478 Пензенского филиала ПАО «Ростелеком» следует, что рекламные листовки были самостоятельно составлены и распространены агентом З... При этом данный рекламный материал сотрудниками ПАО «Ростелеком» для использования в работе агенту не направлялся, поручений о распространении листовок с таким текстом агент не получал, указанный формат листовки не утверждался и не согласовывался. Таким образом, без поручения ПАО «Ростелеком» агент самостоятельно изготовил и распространил рекламные листовки.

На рассмотрении дела 27.06.2018 З… не явился. В адрес Пензенского УФАС России представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Кроме того, в письменных пояснениях от 08.06.2018 З… подтвердил факты распространения им рекламы компании «Ростелеком» по почтовым ящикам многоквартирных домов г.Пензы. Факт нарушения законодательства о рекламе признал.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Рекламные листовки, представленные заявителем, содержат следующую информацию:

- «С этого купона скидка. Ростелеком. Интернет 300 р. Интернет+ТВ 590. Бесплатное подключение! 8..»;

- «Внимание! Первый месяц за 1 руб/мес. Цифровое интернет от 589 руб/мес. Турбо Интернет от 350 руб/мес. Телефон отдела продаж: 8--44». «Только для абонентов Ростелеком WORLD of TANKS. Абоненты Ростелеком на тарифном плане «Игровой» получат уникальный советский премиум танк 8го уровня World of Tanks –Эмблема войск связи СССР -3 эксклюзивных комуфляжа -100% экипаж + место в ангаре – Премиум аккаунт в играх World of Tanks, World of Warships, World of Warplanes, Интернет от 850 руб/мес Телефон отдела продаж: 8-»;

- «Ростелеком дешевле не бывает. Турбо Интернет от 400 руб/мес. Цифровое ТВ + Интернет от 700 руб/мес. Скорость до 100 мБит/с Более 140 каналов. Цифровое ТВ от 149 руб/мес. Телефон отдела продаж: 8- *стоимость оборудования согласно прейскуранту». «Только для абонентов Ростелеком WORLD of TANKS. Абоненты Ростелеком на тарифном плане «Игровой» получат уникальный советский премиум танк 8го уровня World of Tanks –Эмблема войск связи СССР -3 эксклюзивных комуфляжа -100% экипаж + место в ангаре – Премиум аккаунт в играх World of Tanks, World of Warships, World of Warplanes, Интернет от 850 руб/мес Телефон отдела продаж: 8-»;.

- «Ростелеком. Безлимитный Интернет от 399 руб/мес. Интернет + Цифровое ТV от 660 руб/мес. Телефон отдела продаж: 7.. Установка и первые 2 месяца бесплатно!».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Указанная информация, распространяемая в 2018 году по почтовым ящикам многоквартирного дома по адресу: г.Пензы, ул. Суворова, 172, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам компании «Ростелеком», на формирование и поддержание интереса к такой компании, услугами которой предлагается воспользоваться, способствует продвижению компании «Ростелеком» на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы является предоставление услуг компанией «Ростелеком».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в рекламе компании «Ростелеком», размещенной на листовке, используется рекламный слоган: «Ростелеком дешевле не бывает».

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Рассматриваемая реклама не сопровождается подтверждением относительно сведений, указанных в рекламе: «Ростелеком дешевле не бывает», а именно не указано на основании каких показателей и за какой период времени услуги компании «Ростелеком» являются дешевле по отношению к другим компаниям.

Рынок, на котором осуществляет свою деятельность компания «Ростелеком», является конкурентным, и утверждение: «дешевле не бывает» без указания конкретного критерия носит недостоверный характер.

При этом информация «Ростелеком дешевле не бывает» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была, доказательств, свидетельствующих, что данная компания имеет какие-либо преимущества перед другими компаниями аналогичных услуг, Комиссии не представлено.

Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с положениями части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из приведенных норм следует, что законодательство о рекламе требует указать информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования, а объем такой рекламной информации не должен искажать смысл рекламы и не вводить в заблуждение потребителя рекламы относительно рекламируемого товара (услуги).

В рекламных объявлениях содержатся сведения о стоимости услуг компании «Ростелеком» (Интернет 300 р. Интернет+ТВ 590), однако не указан период времени стоимости услуг (день, месяц, год). Кроме того, в рекламных объявлениях на одну и ту же услугу указаны разные цены.

Из пояснений З... (от 08.06.2018 вх. №1781) следует, что стоимость услуг компании «Ростелеком» («Интернет 300 р. Интернет+ТВ 590») составляет один месяц. Данные услуги действовали в рамках акции с 18.11.2016 по 30.06.2017. Цены на услуги в рекламных объявлениях указаны за январь-май 2018 г.

Информация о том, что стоимость услуг компании «Ростелеком» составляет один месяц, в рекламе отсутствует.

Указание в рекламе стоимости услуг, а также указание разной цены на одну и ту же услугу, Комиссия считает неполной информацией, поскольку не сообщается период времени стоимости услуг, следовательно, подача информации в таком виде может ввести потребителей рекламы в заблуждение.

Включение в текст рекламы телефона отдела продаж, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно условий приобретения товара. Поскольку распространенная реклама была направлена на формирование у потребителей желания приобретения товара по стоимости, указанной в рекламе, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, сведения о том, что реклама компании «Ростелеком» содержит достоверные сведения о стоимости услуг в Пензенское УФАС России не представлено.

С учетом того, что З... не доказал соответствие действительности указанных в рекламе сведений, данные сведения расцениваются как не соответствующие действительности, а реклама – недостоверной как противоречащей пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая вышеизложенное, реклама компании «Ростелеком», размещенная на листовке, нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодотеля –-.

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что З... нарушил требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» З… представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг компании «Ростелеком», распространяемую З… в феврале-апреле 2018 г. по почтовым ящикам многоквартирного дома по адресу: г.Пензы, ул. Суворова, 172, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю – З... предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2018 года.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны