Решение №3-01/14-2016 Решение по делу 3-01/14-2016 от 21 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/14-2016
23 августа 2016 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2016 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев дело № 3-01/14-2016, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя К<…> (ИНН), по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии:
от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, индивидуального предпринимателя К<…> – М<…> (по доверенности от 01.07.2016),
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля органов власти и рекламы установлено следующее.
В рекламно-информационном издании «PRO Город» №23 (301) от 11 июня 2016 г. стр.11 в разделе «Здоровье» размещены рекламные объявления медицинских услуг с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 22.06.2016 по факту распространения в рекламно-информационном издании «PRO Город» рекламы медицинских услуг возбуждено дело № 3-01/14-2016 по признакам нарушения части 7 статьи 24 «О рекламе» в отношении ООО «П» (ИНН 4345280437). Определением от 15.07.2016 ненадлежащий ответчик ООО «Пенза-Пресс» заменен на надлежащего ответчика индивидуального предпринимателя К<…> Рассмотрение дела назначено на 22.08.2016. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена индивидуальный предприниматель К<…>.
Из письменных пояснений ООО «Пенза-Пресс» (вх. от 15.07.2016) следует, что рекламораспространителем рекламы медицинских услуг, распространяемой в рекламно-информационном издании «PRO Город» №23 (301) от 11 июня 2016 г. стр.11 в разделе «Здоровье», является ИП К<…> (ИНН 434544501391), на основании договора купли-продажи печатных площадей (полос) от 01.01.2013 №1.
В материалах дела имеются письменные пояснения ИП К<…>, в которых факт нарушения законодательства о рекламе не отрицается.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В рекламно-информационном издании «PRO Город» №23 (301) от 11 июня 2016 г. стр.11 в разделе «Здоровье» размещены рекламные объявления следующего содержания:
- «Обрыв запоя на дому и в медкабинете. Кодирование (все виды, жесткое). Врачи высокой квалификации. Пенза, Заречный, область. Круглосуточно. »;
- «Алкогольные проблемы. Выведение из запоя на дому. Кодирование. Анонимный медцентр, ул. Суворова, 19»;
- «Выведение из запоя на дому и мед.кабинете. Центр «Шанс» ул.Суворова 19. Ананимно. Круглосуточно. Л,»;
- «Алкоголизм. Выведение из запоя на дому и в медицинском кабинете. Все виды кодирования. Круглосуточно. Эффективно, надежно! Лицензия №»;
- «Алкоголизм. Наркомания. Выведение из запоя на дому. Кодирование. Врач высокой квалификации. Пенза, Заречный, Пенз.обл. Ананимно. Лиц.»;
- «Алкоголизм. Выведение из запоя, все виды кодирования на дому, в медкабинете. Лицензия №»;
- «Алкоголизм, наркомания анонимно, запои, похмелье. Лечение на дому и в медкабинете. Кодирование. Врач психиатр-нарколог. Пенза, Заречный, область. Реабилитация»;
- «Алкоголизм. Анонимное выведение из запоя, похмелья на дому и в клинике. Кодирование. Круглосуточно! www.алко-пнз.рф Лиц.»;
- «Алкоголизм. Срочная профессиональная наркологическая помощь. Надежно. Эффективно. Код без выдержки. Стаж 50 лет. Круглосуточно. Лиц.»;
- «Алкоголизм. Выведение из запоя, детоксикация. Вшивание, кодирование, врач с большим опытом работы в стационаре Пенза, Заречный. »;
- «Алкоголизм. Выведение из запоя. Кодирование. Ананимно. Выезд на дом. Пенза, Заречный. Наркологическая служба «Надежда» »;
- «Алкоголизм. Кодирование. Выведение из запоя. Табакокурение. Выезд. Ананимно. В «Авиценна», пр-т Строителей, 17а. »;
- «Алкоголизм. Лечение на дому и в мед.кабинете. Кодирование. Ананимно. Круглосуточно. Наркологический центр. Лиц.»;
- «Алкоголизм. Наркомания. Это наш профиль. Кодирование. Пенза. Заречный. Круглосуточно. Врач психиатр-нарколог . »;
- «Вывод из запоя на дому и в клинике круглосуточно, все виды кодирования высококвалифицированным врачом-наркологом. Анонимность гарантируем. »;
- «Доктор . Алкоголизм, игра, табак, коррекция веса, стрессы, энурез, заикание, неврозы. ».
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе», в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, распространяемая в рекламно-информационном издании «PRO Город» №23 (301) от 11 июня 2016 г. стр.11 в разделе «Здоровье», содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с указанным Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности подлежат лицензированию, в том числе работы (услуги) по психиатрии-наркологии.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н (далее – Номенклатура медицинских услуг).
Согласно п.п. А11.02.002, А11.12.003.001 , А13.29.008.001 , А13.29.008.002 , А25.29.001 , В01.015.001, В01.015.002, В01.023.001, В01.023.002, В02.035.001, В04.035.002, В01.036.001, В01.036.002, В01.036.003, В01.036.004, В02.036.001, В02.069.001, В02.069.002, В04.036.001, В04.036.002 указанной Номенклатуры медицинских услуг выведение из запоя и кодирование является медицинской услугой.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Из содержания распространяемой рекламы следует, что указание в ней таких слов, как «Выведение из запоя на дому и в мед. кабинете. Все виды кодирования» очевидно ассоциируется у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг, и направлено на привлечение внимания к медицинским услугам.
Услуга, указанная в рассматриваемой рекламе, предлагается потребителю в виде выведения из запоя и кодированию, то есть комплекса медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является купирование запойного состояния или похмельного синдрома легкой, средней и тяжелой степени, восстановление или улучшение здоровья пациента, его трудоспособности и качества жизни.
Из вышеизложенного следует, что реклама по выведению из запоя и кодированию является медицинской услугой, следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым рекламным законодательством.
Рассматриваемая реклама медицинских услуг по выведению из запоя и кодированию не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний при оказании медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламораспространителя – ИП К<…>.
Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ИП К<…> нарушила требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» ИП К<…> представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, распространяемую ИП К<…> в рекламно-информационном издании «PRO Город» №23 (301) от 11 июня 2016 г. стр.11 в разделе «Здоровье», без соблюдения требований к сопровождению рекламы предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП К<…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.