Решение б/н Решение по делу № 3-01/16-2015 в отношении ООО «Агентство Ми... от 11 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 3-01/16-2015

06 мая 2015 года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2015 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>- руководитель управления.

Члены Комиссии:

<…>,

рассмотрев дело № 3-01/16-2015, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агентство Микрофинансирования» (440000, г. Пенза, ул. Московская, д. 29, ИНН 5836642803; далее – ООО «Агентство Микрофинансирования») по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Агентство Микрофинансирования», представитель по доверенности от 22.04.2015 №157 <…>.

в отсутствие:

заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя Ж<…> (440046, г. Пенза, ул. <…>, <…>, ИНН <…>; далее - ИП Ж<…>

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Пензенского УФАС России установлено следующее.

В городе Пензе в апреле 2015 года на фасаде здания «Гостиный двор» по адресу ул. Московская д.91 – 93 – 95, на уровне третьего этажа со стороны улицы Бакунина размещена информация следующего содержания: «Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219» с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 14.04.2015 по факту распространения рекламы финансовых услуг, размещенной в городе Пензе,  ул. Московская д.91 – 93 – 95, возбуждено дело № 3-01/16-2015 по признакам нарушения  части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 27.04.2015. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Агентство Микрофинансирования».

Из объяснений ООО «Агентство Микрофинансирования», представленных в антимонопольный орган письмом от 23.04.2015 № 1577, а также данных на рассмотрении дела 27.04.2015 следует, что 01.10.2011 между ИП Жулябиным С.А. и ООО «Агентство Микрофинансирования» был заключен договор, предметом которого является, размещение информационного материала на фасаде нежилого здания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Московская, 91 – 93 – 95, со стороны улицы Бакунина. В соответствии с указанным договором 01.12.2013 на фасаде здания «Гостиный двор» был размещен баннер с информацией: «Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219».

На рассмотрении дела представитель ООО «Агентство Микрофинансирования» согласилась с тем, что на фасаде здания «Гостиный двор» размещена реклама с информацией о предоставлении финансовой услуги (займа), без указания наименования лица, оказывающего эти услуги.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В городе Пензе в апреле 2015 года на фасаде здания «Гостиный двор» по адресу ул. Московская д.91 – 93 – 95, на уровне третьего этажа со стороны улицы Бакунина размещена информация (с использованием баннера) следующего содержания: «Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219» с признаками нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация, размещенная на фасаде здания «Гостиный двор» с содержанием: «Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Общие требования к рекламе установлены в статьей 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В ходе рассмотрения дела установлено, что к основным видам деятельности ООО «Агентство Микрофинансирования» относятся: представление физическим лицам заемных денежных средств на потребительском рынке; микрофинансирование, привлечение денежных средств физических лиц в качестве вкладов; финансовое посредничество.

Таким образом, ООО «Агентство Микрофинансирования» является финансовой организацией, рекламирующей в рассматриваемом случае финансовую услугу по предоставлению займов.

Реклама ООО «Агентство Микрофинансирования» о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Поскольку в рекламе указана финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к данной услуге. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Согласно части 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В рассматриваемой рекламе не содержится наименование юридического лица, оказывающего финансовые услуги.

Учитывая изложенное, в рекламе нарушаются требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Агентство Микрофинансирования» (ИНН 5836642803), что подтверждается договором от 01.10.2011, заключенным с ИП Жулябиным С.А..

Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Агентство Микрофинансирования» нарушило требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе.

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ООО «Агентство Микрофинансирования» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Деньги до зарплаты, скорая финансовая помощь, 991-220, 991-219», распространяемую ООО «Агентство Микрофинансирования» в городе Пензе по адресу ул. Московская д.91 – 93 – 95 как нарушающую требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Агентство Микрофинансирования» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 6 мая 2015 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны