Решение №3-01/19-2016 Решение по делу 3-01/19-2016 от 22 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/19-2016
18 ноября 2016 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2016 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
– заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
– начальник отдела контроля органов власти и рекламы,
- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/19-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении гр-ки С<…> (паспорт <...> по факту распространения в газете «ПРО город Пенза» от 30.07.2016 № 30 (308) стр. 5 рекламы о проведении розыгрыша, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – гр-ки С<…>.
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в газете «ПРО город Пенза» рекламы о проведении розыгрыша ООО МФО «Просто Займы» с нарушением законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 30.08.2016 по факту распространения в газете «ПРО город Пенза» рекламы о проведении розыгрыша ООО МФО «Просто Займы» возбуждено дело № 3-01/19-2016 по признакам нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО МФО «Просто Займы» (г. Пенза, ул. Свердлова, 4А; ИНН). Определением от 31.10.2016 ненадлежащий ответчик ООО МФО «Просто Займы» заменен на надлежащего ответчика гр-ку С<…> Рассмотрение дела назначено на 16.11.2016. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена гр-ка С<…>
Из письменных пояснений ООО МФО «Просто Займы» (от 12.09.2016 вх. №3208) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является гр-ка С<…>, на основании договора от 25.07.2016 №1849, заключенного с ИП К<…> (рекламораспространитель) на размещение рекламы в газете «ПРО город Пенза».
Данный факт в ходе заседания Комиссии гр-ка С<…> подтвердила, факт нарушения законодательства о рекламе не отрицается.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В газете «ПРО город Пенза» от 30.07.2016 № 30 (308) стр. 5 размещена статья рекламного характера «Займ под 1 процент? * Возможно!».
В рекламе содержится информация: «…Все, кто успеет взять займ в период действия акции – с 1 августа 2016 года до 22 августа 2016 года, - после погашения займа могут стать участником розыгрыша ценных призов, который состоится этой осенью.».
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация о проведении розыгрыша ООО МФО «Просто Займы», распространяющаяся в газете «ПРО город Пенза», содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным клиентам-заемщикам); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (получению займа и розыгрышу ценных призов) и способствует их продвижению на рынке аналогичных товаров (услуг), следовательно, является рекламой.
В соответствии со статьей 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия – приобретение определенного товара.
Из текста распространяемой рекламы следует: «…Все, кто успеет взять займ в период действия акции – с 1 августа 2016 года до 22 августа 2016 года, - после погашения займа могут стать участником розыгрыша ценных призов, который состоится этой осенью.».
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО МФО «Просто Займы» в период с 1 августа 2016 года до 22 августа 2016 года планировало провести акцию для клиентов, обратившихся за займом. В соответствии с Условиями данной акции, участником акции становятся клиенты – заемщики, получившие заем в ООО МФО «Просто Займы», и погасившие сумму займа и начисленные в соответствии с договором проценты, в период проведения акции (с 01.08.2016 по 22.08.2016).
В рекламе присутствует признак стимулирования, т.е. в правилах и условиях проведения такого мероприятия присутствует причина, побуждающая человека принять участие, возможность заполучить материальное благо, поощрение (ценные призы).
Рассматриваемая реклама направлена на неопределенный круг лиц, как уже получивших займ, так и лиц, которые могли бы быть участниками в период проводимой акции.
Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей и воспользоваться рекламируемой услугой. Для того, чтобы стать претендентом на ценные призы, предлагается стать клиентом – заемщиком ООО МФО «Просто Займы» в период проведения акции.
Таким образом, учитывая, что для участия в вышеназванной акции необходимо взять займ в ООО МФО «Просто Займы» (погасив его в период акции), то данная акция является стимулирующим мероприятием и реклама такой акции должна размещаться в соответствии с требованиями статьи 9 ФЗ «О рекламе».
Между тем, в указанной рекламе акции «розыгрыша ценных призов» отсутствуют сведения об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, что является нарушением пункта 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе».
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указанная норма принята в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемой услуге.
Поскольку в рекламе ООО МФО «Просто Займы» указана информация о проведении розыгрыша, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к данному розыгрышу.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о розыгрыше приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой акцией, является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе.
Включение ООО МФО «Просто Займы» в текст рекламы телефона единой справочной службы не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
Кроме того, указание источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, является одной из гарантий информационного права потребителей.
Отсутствие в рекламе сведений об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе.
Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 9 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является гр-ка С<…>, что подтверждается договором от 25.07.2016 №1849 с ИП К<…> (рекламораспространитель) на размещение рекламы в газете «ПРО город Пенза».
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что гр-ка С<…> нарушила требования части 7 статьи 5; пункта 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе».
Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5; пункта 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе» С<…> и индивидуальным предпринимателем К<…> (рекламораспространитель) представлено не было.
В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю и рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу стимулирующего мероприятия, размещенную С<…> в газете «ПРО город Пенза» от 30.07.2016 № 30 (308) стр. 5, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5; пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать С<…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать индивидуальному предпринимателю К<…> (рекламораспространитель) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии