Решение №3-01/20-2016 Решение по делу №3-01/20-2016 от 22 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/20-2016

 

18 ноября 2016 года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

        Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2016 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

 – начальник отдела контроля органов власти и рекламы,

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы,

рассмотрев дело № 3-01/20-2016, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Н<…> (ИНН 583405384108), по признакам нарушения части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП Н<…>,

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в рекламно-информационном еженедельнике «Из первых рук» от 25.08.2016 г. №33 (1162) стр.70, от 01.09.2016 №34 (1163) стр.70 рекламы финансовых услуг с нарушением законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 06.09.2016 по факту распространения в рекламно-информационном еженедельнике «Из первых рук» рекламы финансовых услуг возбуждено дело № 3-01/20-2016 по признакам нарушения части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО МФО «Мани Мен» (ИНН 7704784072).

Из письменных пояснений ООО МФО «Мани Мен» (от 29.09.2016 вх. №3403) следует, что Общество не является рекламодателем рассматриваемой рекламы, поскольку не заключало договоры на распространение рекламы в рекламно-информационном еженедельнике «Из первых рук».

Из письменных пояснений ООО «Издатель» (рекламораспространитель) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Н<…>.

Определением от 26.09.2016 ненадлежащий ответчик ООО МФО «Мани Мен» заменен на надлежащего ответчика ИП Н<…>. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП Н<…>.

На рассмотрение дела 31.10.2016 ИП Н<…> не явился. Определение от 26.09.2016 о возбуждении дела, направленное ИП Н<…> по адресу места регистрации (г. Пенза, ул. Клары Цеткин, 53-66), вернулось в Пензенское УФАС России с пометкой «истек срок хранения».

Дело было отложено и назначено на 16.11.2016.

Определение от 31.10.2016 об отложении рассмотрения дела, направленное ИП Н<…> по адресу места регистрации вернулось в Пензенское УФАС России с пометкой «истек срок хранения».

Пензенское УФАС России предприняло все меры для надлежащего уведомления ИП Н<…> о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела, в рамках производства по делу об  административном правонарушении, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Пензенского УФАС России сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ИП Н<…>.

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.

В  рекламно-информационном еженедельнике «Из первых рук» от 25.08.2016 г. №33 (1162) стр.70, от 01.09.2016 №34 (1163) стр.70 размещено рекламное объявление следующего содержания: «Деньги в долг. От 1 дня до 7 лет. Возраст от 18 лет. Возможно с плохой кредитной историей г.Пенза 30-12-04 39-45-76 ООО МФО «Мани Мен» Св-во МФО2110177000478 от 25.10.11».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Вышеуказанная информация о предоставлении займа, размещенная в  рекламно-информационном еженедельнике «Из первых рук», содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным клиентам-заемщикам); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (получению займа) и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

Вышеуказанная реклама содержит информацию об оказании услуг по предоставлению займа ООО МФО «Мани Мен».

ООО МФК «Мани Мен» включена в государственный реестр микрофинансовых организаций 25.10.2011, регистрационный № записи 2110177000478.

Таким образом, ООО МФО «Мани Мен» является финансовой организацией, рекламирующей в рассматриваемом случае финансовую услугу по предоставлению займов.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого ФЗ «О рекламе» следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5данного закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" относит к финансовым услугам банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовыми организациями и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 указанного выше Закона финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Определение микрофинансовой организации содержится в пункте 2 части 1 статьи  2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", а именно:  микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 5 указанного выше закона юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Как было указано выше, ООО МФО «Мани Мен» включена в государственный реестр микрофинансовых организаций 25.10.2011.

Таким образом, ООО МФО «Мани Мен», являясь микрофинансовой организацией, оказывает финансовые услуги. В связи с этим реклама его услуг должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

В рекламе ООО МФО «Мани Мен» содержится информация о предоставлении займов «от 1 дня до 7 лет» без указания иных существенных условий, влияющих на сумму расходов, установленных Общими условиями предоставления займа.

Указание в рекламе «от 1 дня до 7 лет» является неполной информацией, поскольку не сообщается под какой процент и на какую сумму выдается займ, следовательно, подача информации в таком виде может ввести потребителей рекламы в заблуждение.

Данные существенные условия, как процент и сумма, на который выдается займ, в рекламном объявлении не отражены.

Таким образом, в рекламе финансовых услуг о предоставлении займов указана только часть условий ее оказания. В рекламе не содержится существенной информации об иных условиях предоставления услуги, влияющих на стоимость займа.

Кроме того, указание в рекламе срока по займу (от 1 дня до 7 лет) в отсутствие информации о процентах и сумме, за который она применяется, нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», который предусматривает, что  реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, а также нарушением части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,  согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Включение в текст рекламы телефонов компании для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении рекламодателем требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Таким образом, реклама о предоставлении займа ООО МФО «Мани Мен», размещенная в рекламно-информационном еженедельнике «Из первых рук» от 25.08.2016 г. №33 (1162) стр.70, от 01.09.2016 №34 (1163) стр.70, нарушает требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодателя – ИП Н<…>.  

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ИП Н<…> нарушил требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ИП Н<…> и ООО «Издатель» (рекламораспространитель) представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю и рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Деньги в долг. От 1 дня до 7 лет. Возраст от 18 лет. Возможно с плохой кредитной историей г.Пенза 30-12-04 39-45-76 ООО МФО «Мани Мен» Св-во МФО2110177000478 от 25.10.11», распространяемую ИП Н<…> в  рекламно-информационном еженедельнике «Из первых рук» от 25.08.2016 г. №33 (1162) стр.70, от 01.09.2016 №34 (1163) стр.70, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать ИП Н<…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

          3. Выдать ООО «Издатель» (рекламораспространитель) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               

Члены Комиссии                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны