Решение б/н Решение по делу № 3-01/29-2014 в отношении ОАО «Пензенское о... от 18 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

14 июля 2014 года                                                        г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2014 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 3-01/29-2014, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Пензенское объединение автовокзалов» (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416; далее – ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»), по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» <…> по доверенности от 30.10.2013

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.

В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала и внутри здания автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 размещена информация: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>», «Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней <…>», «Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала <…>» с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 18.06.2014 по факту распространения рекламы «денежного займа», размещенной в городе Пензе, ул. Луначарского, 1, возбуждено дело № 3-01/29-2014 по признакам нарушения  части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 27.06.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ОАО «Пензенское объединение автовокзалов». В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 11.07.2014.

Информация: «Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней 73-87-87», «Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала 73-87-87», оставлена без рассмотрения, так как была размещенная ООО ЮИК «Юрист-Инвест», являющимся арендатором торгового помещения.

В письменных пояснениях ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (вх. от 10.07.2014 № 2791), а также на рассмотрении дела 11.07.2014 представителем Общества пояснено, что 01.06.2012 между ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»  и ООО ЮИК «Юрист-Инвест» заключен договор «О предоставлении во временное пользование рекламной площадки» № 65 с приложениями 1,2. Приложение №1 содержит согласованный ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» макет размещения рекламной информации, с учетом требований ст.28 ч.1 ФЗ «О рекламе». Рассматриваемый рекламный баннер не согласован с ОАО «Пензенское объединение автовокзалов». Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, размещенной внутри здания автовокзала, является ООО ЮИК «Юрист-Инвест» на основании договора аренды.

На рассмотрении дела представитель ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» согласился с тем, что реклама на территории автовокзала размещена с информацией о предоставлении займа, без указания имени лица, оказывающего услуги по займу.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 (с использованием рекламной растяжки) размещена информация следующего содержания: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на территории автовокзала с содержанием: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из анализа положений статьи 28 ФЗ «О рекламе» (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.

Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.

Кроме того, с 22 июня 2014 года, вступили в силу изменения в статью 28 ФЗ «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 №375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так в сферу регулирования статьи 28 ФЗ «О рекламе» включена реклама займа.

Реклама о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рекламе содержится информация о займах, без указания имени лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Поскольку в рекламе указана финансовая услуга – «займы», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (ИНН 5835065416), что подтверждается договором от 01.06.2012 о предоставлении во временное пользование рекламной площадки № 65, заключенным с ООО ЮИК «Юрист-Инвест».

Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» нарушило требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», которое выразилось в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя отчество).

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <…>», распространяемую в городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны