Решение б/н решение по делу №3-01/29-2016 от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/29-2016

 

31 октября 2016  года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

         

        Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2016 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело №  3-01/29-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении ООО «ххх» по факту распространения в сентябре 2016 г. по радио «Эхо Пензы» (107.5 FM) рекламы со слоганом «старейшее предприятие пищевой отрасли России», содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «ххх» (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела № 3-01/29-2016). ООО «ххх» представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило заявление гражданина  по поводу рекламы торгового дома «Кувака» с рекламным слоганом «старейшее предприятие пищевой отрасли России», транслировавшейся 06.09.2016 в 06:59 по радио «Эхо Пензы» (107.5 FM).

По мнению заявителя, данная реклама является недостоверной, так как в России существуют и более «древние» предприятия. Так, например, ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» - одно из старейших предприятий в России, в 2014 году ему исполнилось 210 лет, в то время как торговый дом «Кувака» образовано в 1913 году.

Пензенским УФАС России определением от 05.10.2016 по факту распространения рекламного слогана «старейшее предприятие пищевой отрасли России» на частоте 107.5 FM радио «Эхо Пензы», возбуждено дело № 3-01/29-2016 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5  «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 27.10.2016. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «ххх».

В материалах дела имеются письменные пояснения ООО «ххх», в которых факт нарушения законодательства о рекламе не отрицается. Рекламный ролик со слоганом «старейшее предприятие пищевой отрасли России» был отправлен Обществом для трансляции на радио «Эхо Пензы» ошибочно с рабочим вариантом.

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу:

В городе Пензе в сентябре 2016 года на частоте 107.5 FM радио «Эхо Пензы» распространялась информация музея торгового дома «Кувака» со слоганом «старейшее предприятие пищевой отрасли России».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация со слоганом «старейшее предприятие пищевой отрасли России», распространяющаяся на частоте 107.5 FM радио «Эхо Пензы», содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования (музею торгового дома «Кувака») и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в рекламе музея торгового дома «Кувака» используется рекламный слоган: «старейшее предприятие пищевой отрасли России».

Согласно словарю Ушакова слово «старейший» имеет следующее значение: 1) самый старший, самый старый.

Опираясь на значение слова «старейший», рекламный слоган музея торгового дома «Кувака» можно толковать как: торговый дом «Кувака» «самое старшее», «самое старое» предприятие пищевой отрасли России.

Сообщение неопределенному кругу лиц о том, что торговый дом «Кувака» – старейшее предприятие пищевой отрасли России, направлено на восприятие ими информации о торговом доме «Кувака» как самом старом по отношению к другим  предприятиям пищевой отрасли России.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» и т.д. должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли торговый дом «Кувака» старейшим предприятием пищевой отрасли России. В отсутствие указания критериев сравнения создается впечатление, что рекламируемый торговый дом обладает заявленным преимуществом по всем показателям.

Кроме того, как следует из заявления, в России существуют более «старые» предприятия. Так, например, ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» - одно из старейших предприятий в России, в 2014 году ему исполнилось 210 лет.

Все полученные в ходе рассмотрения дела документы свидетельствуют о том, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность музей торгового дома «Кувака», является конкурентным, и утверждение: «старейшее предприятие пищевой отрасли России» носит недостоверный характер.

Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «ххх», что подтверждается договором от 25.01.2016 №7/1 с ООО «Рекламное агентство «Экспресс» на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов.

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «ххх»  нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Из документов и пояснений, представленных ООО «ххх» в ходе рассмотрения дела, следует, что реклама торгового дома «Кувака» приведена в соответствие с требованиями законодательства о рекламе.

В связи с изложенным Комиссия Пензенского УФАС России считает нецелесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о  рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: «старейшее предприятие пищевой отрасли России», распространяемую ООО «ххх» в  городе Пензе в сентябре 2016 года на частоте 107.5 FM радио «Эхо Пензы», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

           Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года.

 

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

             

Связанные организации

Связанные организации не указаны