Решение б/н Решение по делу № 3-01/30-2015 в отношении ИП О<…> от 18 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/30-2015
25 июня 2015 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<…>.
Члены Комиссии:
<…>,
рассмотрев дело № 3-01/30-2015, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя О<…> (<…> г.р. паспорт <...> <…>, выдан <…>, место регистрации: <…>; ИНН<…>), по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя О<…>.,
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля органов власти и рекламы установлено следующее.
В рекламно-информационном еженедельнике «Счастливый случай» №№ 1-11 за январь – март 2015 в разделе «Медицинские услуги» размещена реклама медицинских услуг с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 28.05.2015 по факту распространения рекламы медицинских услуг, размещенной в рекламно-информационном еженедельнике «Счастливый случай» №№ 1-11 за январь – март 2015, возбуждено дело № 3-01/30-2015 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 15.06.2015. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен индивидуальный предприниматель О<…>.
На рассмотрении дела № 3-01/30-2015 индивидуальный предприниматель О<…> пояснила, что реклама, размещенная в газете «Счастливый случай» является рекламой медицинских услуг. Считает, что предупредительная надпись о наличии противопоказаний в рекламе не нужна, так как указанные в рекламе медицинские услуги не имеют противопоказаний. Данное рекламное объявление было размещено сотрудником ИП О<…> с ее согласия.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В рекламно-информационном еженедельнике «Счастливый случай» №№ 1-11 за январь – март 2015 в разделе «Медицинские услуги» размещена информация следующего содержания: «Алкоголизм. Выведение из запоя на дому и в мед.кабинете. Круглосуточный выезд на дом, по городу и области. Все виды кодирования. Лиц. ЛО 000737. т.: <…>».
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, распространяющаяся в рекламно-информационном еженедельнике «Счастливый случай», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; под медицинским вмешательством – выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности; под лечением понимается комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни; под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Согласно толковому словарю русского языка Ожегова, наркология – раздел медицины, занимающийся алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией и их лечением.
Лечение алкоголизма является сложным, поэтапным процессом, требующим синтеза таких специальностей, как наркология, психиатрия и психология, и взаимодействия врача психиатра нарколога, пациента и его окружения. Лечение на каждом из этапов имеет свои закономерности и свою специфику.
Запой или запойное пьянство – это состояние, встречающееся во второй стадии алкоголизма, при котором больной человек испытывает непреодолимую потребность в приеме новых опьяняющих доз алкоголя, как только наступает протрезвление.
Одно из самых важных условий вывода из запоя – это детоксикация. При выводе из запоя, детоксикация проводится путем внутривенного капельного вливания различных растворов, необходимых для разбавления и выведения из организма алкоголя и продуктов его распада.
Вывод из запоя является начальным этапом лечения алкогольной зависимости, и после приведения пациента в адекватное физическое и психическое состояние лучше не откладывать на потом, продолжить этот процесс.
Вывод из запоя осуществляется врачом психиатром-наркологом, только с добровольного согласия больного. Вывод из запоя может проводиться как в клинике, так и на дому, все зависит от состояния больного (www.alkmed.ru).
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н (далее – Номенклатура медицинских услуг).
В данной Номенклатуре перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В», построенные по иерархическому принципу. Класс «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Разделы класса «А» обозначают определенный тип медицинской услуги:
А11.02.002 – внутримышечное введение лекарственных препаратов;
А11.12.003.001 – непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов;
А13.29.008.001 – индивидуальная психотерапия;
А13.29.008.002 – групповая психотерапия;
А25.29.001 – назначение лекарственных препаратов при заболеваниях психической сферы.
Класс «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Разделы класса «В» обозначают определенный тип медицинской услуги:
01 – врачебная лечебно-диагностическая;
02 – сестринский уход;
03 – сложная диагностическая услуга (методы исследования: лабораторный, функциональный, инструментальный, рентгенорадиологический и др.), формирующие диагностические комплексы;
04 – медицинские услуги по профилактике, такие как диспансерное наблюдение, вакцинация, медицинские физкультурно-оздоровительные мероприятия;
05 – медицинские услуги по медико-социальной реабилитации.
Подразделы класса «В» (от 001 до 069) обозначают перечень медицинских специальностей. В данный подраздел включена медицинская специальность: психиатрия-наркология (код:036).
Далее в данной Номенклатуре приведены медицинские услуги, в том числе:
В01.015.001 – Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога первичный;
В01.015.002 – Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога повторный;
В01.023.001 – Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный;
В01.023.002 – Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный;
В02.035.001 – Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра первичный;
В04.035.002 – Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра повторный;
В01.036.001 – Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный;
В01.036.002 – Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога повторный;
В01.036.003 – Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога участкового первичный;
В01.036.004 – Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога участкового повторный;
В02.036.001 – Процедуры сестринского ухода при лечении больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ;
В02.069.001 – Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога первичный;
В02.069.002 – Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога повторный;
В04.036.001 – Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога;
В04.036.002 – Профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога.
В соответствии с «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 (Часть III разделы D (коды 3510000-3720000) E-Q, часть IV) к видам экономической деятельности относятся услуги в области здравоохранения и социальной области (Раздел N). В данный раздел включены следующие услуги:
- Услуги санитарно-профилактические (код:8513000);
- Услуги, предоставляемые наркологическими амбулаториями, отделениями и кабинетами. Лечение алкоголизма (код:8513200);
- Лечение алкоголизма – сеанс условно-рефлекторной терапии (8513201);
- Лечение алкоголизма – купирование запойного состояния или похмельного синдрома легкой, средней и тяжелой степени (8513202);
- Лечение алкоголизма – курс противоалкогольного общеукрепляющего лечения (8513203);
- Лечение алкоголизма – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии (8513204);
- Лечение алкоголизма – курс активной противоалкогольной терапии (8513205);
- Лечение алкоголизма – курс поддерживающей противоалкогольной терапии (8513206);
- Лечение алкоголизма – лечение методом «Торпедо» (8513207);
- Лечение алкоголизма – имплантация препарата «Эспераль» (8513208);
- Лечение алкоголизма – купирование запоя в стационаре (8513209).
В соответствии с «ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) (дата введения 01.01.2008) к услугам в области здравоохранения и услугам социальным (код:85) относятся, в том числе, такие услуги, как:
- Услуги в области врачебной практики (код:85.12);
- Услуги консультационные и лечение, предоставляемые врачами-специалистами (код:85.12.12);
- Услуги, предоставляемые врачами-наркологами по лечению алкоголизма, наркомании, никотиномании (код:85.12.12.140);
- Услуги консультационные и лечение, предоставляемые врачами-специалистами прочие, не включенные в другие группировки (код:85.12.12.190).
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Пензенской области, представленным в материалы настоящего дела письмом от 18.05.2015 № 2222 (вх. от 22.05.2015 № 2035), услуги, указанные в рекламе, относятся к медицинским услугам.
Услуга по выведению из запоя и кодированию является медицинской услугой, поскольку является одной из стадий лечения алкоголизма. Оказывать услуги по лечению запоев может лишь врач, имеющий сертификат нарколога и соответствующую лицензию на выполнение указанных услуг.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с указанным Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности подлежат лицензированию, в том числе работы (услуги) по психиатрии-наркологии.
Из рекламы следует, что услуги по выведению из запоя и кодированию, оказываются в соответствии с лицензией № ЛО 000737.
В ходе рассмотрения дела установлено, что лицензия от 15.02.2010 № ЛО-58-01-000737 предоставлена Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области индивидуальному предпринимателю О<…> (ИНН <…>) на медицинскую деятельность: «При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: психиатрии-наркологии» по адресу места осуществления деятельности: г. Пенза, ул. Сурская, д. 19.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указанная лицензия действует бессрочно.
Из содержания распространяемой рекламы следует, что указание в ней таких слов, как «Алкоголизм. Выведение из запоя на дому и в мед.кабинете. Круглосуточный выезд на дом, по городу и области. Все виды кодирования» очевидно ассоциируется у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг, и направлено на привлечение внимания к медицинским услугам, которые оказываются индивидуальным предпринимателем О<…> и ее специалистами.
Услуга, указанная в рассматриваемой рекламе, предлагается потребителю в виде выведения из запоя и кодированию, то есть комплекса медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является купирование запойного состояния или похмельного синдрома легкой, средней и тяжелой степени, восстановление или улучшение здоровья пациента, его трудоспособности и качества жизни.
Из вышеизложенного следует, что реклама по выведению из запоя и кодированию является медицинской услугой, следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым рекламным законодательством.
Довод индивидуального предпринимателя О<…> относительно того, что указанные в рекламе медицинские услуги не имеют противопоказаний, является необоснованным.
Требования к рекламе медицинских услуг установлены статьей 24 ФЗ «О рекламе».
На основании части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Иных исключений часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не содержит.
Реклама медицинских услуг по выведению из запоя и кодированию не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний при оказании медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с положениями части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку распространение рекламы медицинских услуг направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться ими, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при оказании медицинских услуг и необходимости предварительной консультации может привести к неблагоприятным последствиям.
Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушение части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодотеля – индивидуального предпринимателя <…>.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» индивидуальным предпринимателем <…> представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Алкоголизм. Выведение из запоя на дому и в мед.кабинете. Круглосуточный выезд на дом, по городу и области. Все виды кодирования. Лиц. ЛО 000737. т.: <…>», распространяемую индивидуальным предпринимателем О<…> в рекламно-информационном еженедельнике «Счастливый случай» №№ 1-11 за январь – март 2015 в разделе «Медицинские услуги», без соблюдения требований к сопровождению рекламы предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать индивидуальному предпринимателю О<…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.