Решение б/н Решение по делу № 3-01/31-2015 в отношении ООО «Магазин моег... от 18 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/31-2015
30 июня 2015 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<…>.
Члены Комиссии:
<…>,
рассмотрев дело № 3-01/31-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Магазин моего района» (г. Пенза, ул. Клары Цеткин, 55; ИНН 5834034246; далее – ООО «Магазин моего района») по факту распространения рекламы стимулирующего мероприятия, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Магазин моего района» М<…> по доверенности от 24.06.2015,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в мае 2015 года в эфире телеканала «Наш дом» («11» канал) в программе «Проснись и пой» рекламы о проведении беспроигрышной акции «возвращаем деньги за покупку» с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 04.06.2015 по факту распространения рекламы о проведении беспроигрышной акции «возвращаем деньги за покупку», возбуждено дело № 3-01/31-2015 по признакам нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 30.06.2015. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Магазин моего района».
На рассмотрении дела представитель ООО «Магазин моего района» факт нарушения законодательства о рекламе признал. Согласился с тем, что в рекламе о проведении беспроигрышной акции «возвращаем деньги за покупку», распространяющейся на «11» канале в программе «Проснись и пой», отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 9 законодательства о рекламе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В мае 2015 года в эфире телеканала «Наш дом» («11» канал) в программе «Проснись и пой» транслировалась реклама следующего содержания: «В магазинах моего района беспроигрышная акция. Возвращает деньги за покупки. Приятных и правильных Вам покупок». Изображена скретч-карта с информацией: «Торговый Союз «Магазин Моего Района». Ваш добрый сосед! (указан номинал от 20 руб. до 5000 руб.). Удачных Вам покупок!» (видеоролик приложен в материалы дела).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация о проведении беспроигрышной акции «возвращаем деньги за покупку», распространяющаяся в эфире телеканала «Наш дом» («11» канал) в программе «Проснись и пой», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
В соответствии со статьей 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия – приобретение определенного товара.
Из текста распространяемой рекламы следует: «В магазинах моего района беспроигрышная акция. Возвращает деньги за покупки» (с изображением скретч-карты с номиналом от 20 руб. до 5000 руб.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Магазин моего района» в период с 11 мая по 21 июня проводило беспроигрышную акцию «возвращаем деньги за покупку». В соответствии с Условиями проведения данной акции, участниками, получившими скретч-карту, становятся покупатели, совершившие покупку на сумму от 500 руб. из группы товаров «Пепси» и «Черкизово».
Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей и воспользоваться рекламируемой услугой. Для того, чтобы стать претендентом на получение скретч-карты на сумму от 20 руб. до 5000 руб., предлагается совершить покупку товаров группы «Пепси» и «Черкизово» на сумму от 500 руб. в период проведения акции.
Таким образом, реклама содержит информацию о проведении стимулирующего мероприятия, условием в котором является приобретение определенного товара.
Между тем, в указанной рекламе акции «возвращаем деньги за покупку» не указаны: срок проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, что является нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе».
Отсутствие в рассматриваемой рекламе информации о том, что в акции участвуют лица, совершившие покупку товаров группы «Пепси» и «Черкизово» на сумму от 500 руб. в период проведения акции, искажает смысл информации и может ввести потребителей рекламы в заблуждение.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указанная норма принята в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемой услуге.
Поскольку в рекламе ООО «Магазин моего района» указана информация о проведении акции, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к данной акции (кто может быть участником акции).
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об акции приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой акцией, является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе.
Кроме того, указание срока проведения такого мероприятия, источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, является одной из гарантий информационного права потребителей.
Отсутствие в рекламе сведений о сроке проведения такого мероприятия, об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе.
Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушения части 7 статьи 5, статьи 9 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 9 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Магазин моего района», что подтверждается договором от 17.01.2014 с ЗАО «Телерадиокомпания «Наш дом» (рекламораспространитель).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Магазин моего района» нарушило требования части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе» ООО «Магазин моего района» представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдать предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу стимулирующего мероприятия «возвращаем деньги за покупку», распространяемую ООО «Магазин моего района» в мае 2015 года в эфире телеканала «Наш дом» (на «11» канале) в программе «Проснись и пой», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Магазин моего района» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.