Решение б/н решение по делу №3-01/31-2016 от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/31-2016

 

 

07 ноября 2016 года                                                                        г. Пенза, ул. Урицкого, 127

         

        Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2016 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 3-01/23-2016, возбужденное в «ххх», по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля органов власти и рекламы установлено следующее.

В газете «Любимая газета регион» №40 (715) от 04.10.2016 стр.2, в газете «Реклама и объявления в Кузнецке» №116 (1856) от 04.10.2016 стр. 6 размещены рекламные объявления финансовых услуг с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 18.10.2016 по факту распространения в газете «Любимая газета регион» №40 (715) от 04.10.2016 стр.2, в газете «Реклама и объявления в Кузнецке» рекламы финансовых услуг возбуждено дело № 3-01/31-2016 по признакам нарушения части 1 статьи 28 «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено «ххх».

На заседании Комиссии «ххх». подтвердила факт распространения рекламы финансовых услуг (кредита) в газете «Любимая газета регион», в газете «Реклама и объявления в Кузнецке». Факт нарушения законодательства о рекламе признала.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В газете «Любимая газета регион» №40 (715) от 04.10.2016 стр.2, в газете «Реклама и объявления в Кузнецке» №116 (1856) от 04.10.2016 стр. 6 размещены рекламные объявления следующего содержания:

- «Акватерм. Бурение скважин, водоснабжение, канализация, прокол (ГРБ), отопление, дренаж. Пенза, Мокшан, Каменка, Н.Ломов, Сердобск, Белинский, Башмаково. Кредит. Рассрочка. Гарантия 3 года. Выезд специалиста и консультация бесплатно г.Каменка, ул. Космонавтов, 3. Тел.»;

- «Оконный мир от производителя КВЕ, Exprof. Рольставни, двери металлические. Фасадный теплый алюминий. –Алюминиевые раздвижные конструкции для балконов и лоджий. –Гарантия 5 лет. –Кредит, рассрочка 0%. Замер и доставка бесплатно. Скидки 28-30% ТК «Гвоздь», ул.Леваневского, 52г тКредит и рассрочка предоставляются банком «ОТП»»;

- «Натяжные потолки. Дескор. Качество гарантируем! РАССРОЧКА КРЕДИТ. Рассрочка, кредит предоставляются «ПК «Декор инжиниринг», «ОТП-банк». Распродажа точечных светильники. При заказе потолка скидка на люстру 10%. Акция! Германия 199р.* Фотопечать 600р.*  *-условия акции узнавать по телефону. Офис: г.Кузнецк, ул.Стекловская, 100Б тел.:8(841-57) ».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в газете «Любимая газета регион», в газете «Реклама и объявления в Кузнецке» содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Текст рекламы свидетельствует о распространении помимо рекламы товара (услуги) (бурение скважин, водоснабжение, канализация…рольставни, двери… натяжные потолки) и организации (компания «Акватерм», ТК «Гвоздь», компания «Дескор»), реализующей указанный товар, так же и рекламы финансовых услуг – «кредит», предоставляемого в связи с покупкой указанного товара.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской   Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Следовательно, кредит – это финансовая услуга, оказываемая банком или иной кредитной организацией.

Объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе является не только предложение о продаже товаров, но и финансовые услуги, целью рекламирования которых является привлечение внимания потенциальных покупателей к получению кредита.

В рекламе: «Акватерм. Бурение скважин, водоснабжение…» сведения о том, кем именно предоставляется кредит, не содержится.

В рекламе: «оконный мир от производителя КВЕ, Exprof. Рольставни, двери металлические…», «натяжные потолки. Дескор…» содержится информация о кредите, предоставляемом банком «ОТП», без указания на его организационно-правовую форму – акционерное общество. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающих данные услуги.

В соответствии со статьей 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Реклама о предоставлении кредита является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рекламе размещена информация о возможности оказания услуги в кредит без указания наименования кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Поскольку в указанной рекламе указана финансовая услуга – «кредит», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Таким образом, в рекламе нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).

При рассмотрении настоящего дела установлено, что рекламораспространителем рекламы финансовых услуг, распространяемой в газете «Любимая газета регион» №40 (715) от 04.10.2016 стр.2, в газете «Реклама и объявления в Кузнецке» №116 (1856) от 04.10.2016 стр. 6, является «ххх», являющегося учредителем и издателем газет - «Любимая газета регион», «Реклама и объявления в Кузнецке».

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что «ххх» нарушило требования части 1 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований  части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» АНО «Любимая газета» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространяемую «ххх» в газете «Любимая газета регион» №40 (715) от 04.10.2016 стр.2, в газете «Реклама и объявления в Кузнецке» №116 (1856) от 04.10.2016 стр. 6, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать «ххх» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         

Решение изготовлено в полном объеме 07 ноября 2016 года.

         

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны