Решение б/н Решение по делу № 3-01/32-2015 в отношении ООО «КАРАТ» от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 3-01/32-2015

28 июля 2015 года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2015 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>.

Члены Комиссии:

<…>,

рассмотрев дело № 3-01/32-2014 возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «КАРАТ» (Самарская область, г. Тольятти, ул. Свердлова, д. 13А, офис 225, ИНН 6321272896; далее – ООО «КАРАТ»; Общество) по признакам нарушения части 7 статьи 5;части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директора ООО «Карат» С<…>.

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Пензенского УФАС России установлено следующее.

В городе Пензе в июне 2015 года на рекламном щите перед входом в здание по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д.76, размещена реклама «24 часа. Деньги под Ваше имущество. 5-15%. Телефоны, ноутбуки, телевизоры, планшеты, аксессуары, золото, фото и видео, бытовая техника, авто. Вломбарде.com. <…>» с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 08.07.2015 по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства о рекламе возбуждено дело № 3-01/32-2015. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Карат» (Самарская область, г. Тольятти, ул. Свердлова, д. 13А, офис 225, ИНН 6321272896).

На рассмотрение дела 24.06.2015 представитель ООО «Карат» не явился, в связи с чем, рассмотрение было отложено до 14.07.2015.

В ходе рассмотрения дела 14.07.2015 директор ООО «Карат» пояснил, что Общество является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы. Допущенное нарушение произошло по вине заместителя директора по общим вопросам ООО «Карат».

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителя ООО «Карат», Комиссия пришла к следующему выводу.

В городе Пензе в июне 2015 года перед входом в здание по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д.76, на рекламном щите, размещена информация со следующим содержанием: «24 часа. Деньги под Ваше имущество. 5-15%. Телефоны, ноутбуки, телевизоры, планшеты, аксессуары, золото, фото и видео, бытовая техника, авто. Вломбарде.com. <…>».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно: предназначаться для неопределенного круга лиц; привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования; способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Следовательно, информация «24 часа. Деньги под Ваше имущество. 5-15%. Телефоны, ноутбуки, телевизоры, планшеты, аксессуары, золото, фото и видео, бытовая техника, авто. Вломбарде.com. <…>» размещенная перед входом в здание по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д.76, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Поводом для возбуждения настоящего дела послужил факт установления в действиях ООО «Карат» признаков нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося в размещении рекламы финансовых услуг на рекламном щите перед входом в здание по адресу: г.Пенза, ул. Калинина, д.76. без указания наименования лица оказывающего такие услуги.

При рассмотрении настоящего дела, вышеуказанные обстоятельства не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой рекламе, содержится выражение «Деньги под Ваше имущество. 5-15%. Телефоны, ноутбуки, телевизоры, планшеты, аксессуары, золото, фото и видео, бытовая техника, авто. Вломбарде.com».

Исходя из буквального понимания содержания рассматриваемой рекламы, следует, что потребителям рекламы предлагается финансовая услуга по предоставлению денежных средств под залог сотовых телефонов, аудио-видео-фото и бытовой техники, золота, автомобилей, а организация оказывающая данные услуги является ломбардом и осуществляет соответствующую деятельность.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Статья 1 ФЗ «О ломбардах» предусматривает осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих им вещей.

Однако, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, ООО «Карат» не осуществляет ломбардной деятельности, в документах юридического лица так же не указано, что данное общество осуществляет деятельность в соответствии с ФЗ «О ломбардах».

В Государственном реестре микрофинансовых организаций, опубликованном на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru, ООО «Карат» не значится.

Пунктом 1.14 Устава ООО «Карат», установлено, что общество вправе осуществлять виды деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе: торговлю автотранспортными средствами, драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными изделиями, осуществлять брокерскую деятельность, предоставление брокерских услуг, деятельность в сфере страхования, розничную торговлю бывшими в употреблении товарами.

В соответствии с указными фактами и на основании требований, установленных ФЗ «О ломбардах», ООО «Карат» не является ломбардом и не вправе оказывать услуги связанные с кредитованием граждан под залог принадлежащих им вещей.

Следовательно, рассматриваемая реклама в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» содержит не соответствующие действительности сведения, о существе оказываемой обществом услуги, поскольку рекламируемая услуга не может оказываться ООО «Карат».

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Указывая в рекламе услуги, которые может оказывать только ломбард, а также применение словосочетания «Вломбарде.com» создает наибольшую вероятность смешения в сознании потребителей, что услуги указанные в рекламе оказывает ломбард. Вместе с тем, ООО «Карат» ломбардом не является.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Рассматриваемая реклама способна предоставить ООО «Карат» необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности, поскольку информация, указанная в рекламе вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно характера и потребительских свойств услуг, оказываемых ООО «Карат».

Следовательно, рассматриваемая реклама является актом недобросовестной конкуренции и содержит нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, ООО «Карат», как лицо, возложившее на заместителя директора полномочия по размещению рекламы, а также имеющее, прямую заинтересованность в привлечении внимания неопределенного круга лиц к услугам указанным в рекламе, является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы: «24 часа. Деньги под Ваше имущество. 5-15%. Телефоны, ноутбуки, телевизоры, планшеты, аксессуары, золото, фото и видео, бытовая техника, авто. Вломбарде.com. <…>», нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Карат» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «24 часа. Деньги под Ваше имущество. 5-15%. Телефоны, ноутбуки, телевизоры, планшеты, аксессуары, золото, фото и видео, бытовая техника, авто. Вломбарде.com. <…>», распространяемую ООО «Карат» в городе Пензе по адресу ул. Калинина, д.76, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Карат» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 июля 2015 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны