Решение б/н Решение по делу № 3-01/42-2015 от 31 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2015 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

«…»

рассмотрев дело № 3-01/42-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (ИНН 5836659050; далее – ООО «Лидер») по факту распространения в г. Пензе на заднем стекле автобуса малой вместимости №16 рекламы «Компаний много ЛИДЕР один. Натяжные потолки 770-800», содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Лидер» «…» по доверенности от 12.10.2015,

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление «…» (от 29.07.2015 вх. № 1001-э) по поводу распространения в г. Пензе в июле 2015 года недостоверной рекламы со слоганом «компаний много ЛИДЕР один», размещенной на заднем стекле автобуса малой вместимости №16.

Пензенским УФАС России определением от 11.08.2015 по факту распространения в г. Пензе в июле 2015 года на заднем стекле автобуса малой вместимости №16 рекламы со слоганом «компаний много ЛИДЕР один» возбуждено дело № 3-01/42-2015 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Лидер».

По обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела № 3-01/42-2015, ООО «Лидер» 12.10.2015 представлены письменные пояснения, из которых следует, что утверждение в рекламе «компаний много ЛИДЕР один» - основополагает и подразумевает как само название компании – Общества (ООО «Лидер»), исходя из этого компания (Общество ООО «Лидер») является действительно единственной из числа других компаний по установке натяжных потолков в Пензенской области и г. Пензе. В перечне компаний (организаций) в г. Пензе – ООО «Лидер» как юридическое лицо, оказывающее услуги по установке натяжных потолков, одно.

В ходе рассмотрения дела № 3-01/42-2015 представитель ООО «Лидер» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 12.10.2015. Но, вместе с тем, факт нарушения законодательства о рекламе признал. Пояснил, что допущенное нарушение произошло в связи с незнанием требований законодательства о рекламе.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

На основании договора от 01.07.2015 на оказание услуг, заключенного с индивидуальным предпринимателем «….», ООО «Лидер» в июле 2015 года на заднем стекле автобуса малой вместимости №16 была размещена информация следующего содержания: «Компаний много ЛИДЕР один. Натяжные потолки 770-800». Мелким шрифтом указаны: «ИНН 5836659050 ОГРН 1135836004589». Данная информация представлена на фоне изображения нарисованного мужчины (фотографии в материалах дела).

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В вышеуказанной рекламе содержится слоган: «Компаний много ЛИДЕР один».

Согласно толковым словарям:

- Ожегова, лидер: 1. Глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-н. группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-н. коллективе. Политический лидер. 2.Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в состязании. Лидер турнира. Гонка за лидером (в велоспорте: вслед за идущим впереди мотоциклом). 3. Корабль, возглавляющий колонну, группу судов.

- Ефремовой, лидер: 1. Вождь политической партии, руководитель общественно-профессиональной организации. Тот, кто пользуется особым авторитетом среди кого-либо. 2. Спортсмен или команда, идущие первыми в каком-либо состязании. 3. Судно, самолет, идущие первыми в группе.

Из системного толкования данного слова следует, что слово «лидер» означает «первый», «номер один», «лучший» и т.д.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в рекламе, размещенной на заднем стекле автобуса малой вместимости №16 используется термин в превосходной степени «лидер», без указания конкретного критерия.

Использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Утверждение «лидер», свидетельствует о превосходстве «Компании по установке натяжных потолков», принадлежащей ООО «Лидер», в сравнении с другими компаниями, поскольку «лидер» подразумевает, что рекламируемая компания является первой из числа других однородных компаний, обладает более высокими достоинствами и преимуществом перед ними во всех отношениях.

В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке работает несколько десятков предприятий, предлагающих аналогичные услуги, оказываемые ООО «Лидер».

Рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Лидер», является конкурентным, и утверждение: «Компаний много ЛИДЕР один» носит недостоверный характер.

При этом информация «Компаний много ЛИДЕР один» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была, доказательств, свидетельствующих, что данная организация имеет какие-либо преимущества перед другими компаниями, Комиссии не представлено.

Довод представителя ООО «Лидер» относительно того, что в рекламе используется наименование организации, является необоснованным.

Требования к фирменному наименованию организации устанавливаются ГК РФ.

Согласно части 1 статьи  54 Гражданского Кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В рассматриваемом случае, согласно Устава, полное официальное наименование на русском языке читается как – Общество с ограниченной ответственностью «ЛИДЕР», сокращенное наименование – ООО «ЛИДЕР».

В рекламе ООО «Лидер» содержится только указание на слово «лидер», не являющимся официальным наименованием самой организации.

В целях определения наличия либо отсутствия признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» рассмотрение содержания рекламы со слоганом «Компаний много ЛИДЕР один» было включено в повестку заседания Экспертного совета по рекламе при Пензенском УФАС России, все члены которого согласились с тем, что фраза, используемая в рекламе, означает то, что рекламируемая компания является лучшей, первой среди других предприятий, предлагающих аналогичные услуги. Судя по картинке «ЛИДЕР» используется и как название фирмы (прописные буквы в тексте) и как логотип на груди у спортсмена – лидера в чем-то. Рекламодатель сознательно употребил в рекламе название фирмы как психологическое воздействие на потребителя: лидер – значит первый среди других изготовителей натяжных потолков.

Кроме того, с целью установления мнения рядового потребителя о рекламе со слоганом «Компаний много ЛИДЕР один», Пензенским УФАС России в августе 2015 года был проведен экспресс-опрос, по результатам которого 75% (30 голосов) согласились с тем, что слоган данной компании натяжных потолков подразумевает то, что компания является единственной (лучшей) из числа других конкурентов, обладает высокими достоинствами во всех отношениях.

Таким образом, слово «лидер» в контексте рекламной информации означает степень абсолютного превосходства и формирует представление о компании натяжных потолков, как возглавляющей рынок по изготовлению (установке) натяжных потолков в регионе. При этом критерии, по которым осуществляется сравнение, в рекламе не содержится.

Учитывая изложенное, реклама со слоганом «Компаний много ЛИДЕР один», размещенная на заднем стекле автобуса малой вместимости №16, нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Лидер» (ИНН 5836659050), что подтверждается договором от 01 июля 2015 года б/н на оказание услуг по размещению рекламы на задних стеклах автобусов малой вместимости №16 с индивидуальным предпринимателем «….»

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Лидер» нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 ФЗ «О рекламе», целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 ФЗ «О рекламе» предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Лидер» представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Компаний много ЛИДЕР один. Натяжные потолки 770-800», распространяемую ООО «Лидер»  в июле 2015 года на заднем стекле автобуса малой вместимости №16, поскольку в ней нарушены  требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать ООО «Лидер» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          

           Решение изготовлено в полном объеме 30 октября 2015 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны