Решение б/н Решение по делу № 3-01/42-2015 от 6 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/42-2015

 

 

30 октября  2015  года                                                               г. Пенза, ул. Урицкого, 127

     

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2015 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

рассмотрев дело № 3-01/42-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (ИНН 5836659050; далее – ООО «Лидер») по факту распространения в г. Пензе на заднем стекле автобуса малой вместимости №16 рекламы «Компаний много ЛИДЕР один. Натяжные потолки 770-800», содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Лидер» <…> по доверенности от 12.10.2015,

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление <…> (от 29.07.2015 вх. № 1001-э) по поводу распространения в г. Пензе в июле 2015 года недостоверной рекламы со слоганом «компаний много ЛИДЕР один», размещенной на заднем стекле автобуса малой вместимости №16.

Пензенским УФАС России определением от 11.08.2015 по факту распространения в г. Пензе в июле 2015 года на заднем стекле автобуса малой вместимости №16 рекламы со слоганом «компаний много ЛИДЕР один» возбуждено дело № 3-01/42-2015 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Лидер».

По обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела № 3-01/42-2015, ООО «Лидер» 12.10.2015 представлены письменные пояснения, из которых следует, что утверждение в рекламе «компаний много ЛИДЕР один» - основополагает и подразумевает как само название компании – Общества (ООО «Лидер»), исходя из этого компания (Общество ООО «Лидер») является действительно единственной из числа других компаний по установке натяжных потолков в Пензенской области и г. Пензе. В перечне компаний (организаций) в г. Пензе – ООО «Лидер» как юридическое лицо, оказывающее услуги по установке натяжных потолков, одно.

В ходе рассмотрения дела № 3-01/42-2015 представитель ООО «Лидер» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 12.10.2015. Но, вместе с тем, факт нарушения законодательства о рекламе признал. Пояснил, что допущенное нарушение произошло в связи с незнанием требований законодательства о рекламе.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

На основании договора от 01.07.2015 на оказание услуг, заключенного с индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «Лидер» в июле 2015 года на заднем стекле автобуса малой вместимости №16 была размещена информация следующего содержания: «Компаний много ЛИДЕР один. Натяжные потолки 770-800». Мелким шрифтом указаны: «ИНН 5836659050 ОГРН 1135836004589». Данная информация представлена на фоне изображения нарисованного мужчины (фотографии в материалах дела).

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В вышеуказанной рекламе содержится слоган: «Компаний много ЛИДЕР один».

Согласно толковым словарям:

- Ожегова, лидер: 1. Глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-н. группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-н. коллективе. Политический лидер. 2.Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в состязании. Лидер турнира. Гонка за лидером (в велоспорте: вслед за идущим впереди мотоциклом). 3. Корабль, возглавляющий колонну, группу судов.

- Ефремовой, лидер: 1. Вождь политической партии, руководитель общественно-профессиональной организации. Тот, кто пользуется особым авторитетом среди кого-либо. 2. Спортсмен или команда, идущие первыми в каком-либо состязании. 3. Судно, самолет, идущие первыми в группе.

Из системного толкования данного слова следует, что слово «лидер» означает «первый», «номер один», «лучший» и т.д.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в рекламе, размещенной на заднем стекле автобуса малой вместимости №16 используется термин в превосходной степени «лидер», без указания конкретного критерия.

Использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Утверждение «лидер», свидетельствует о превосходстве «Компании по установке натяжных потолков», принадлежащей ООО «Лидер», в сравнении с другими компаниями, поскольку «лидер» подразумевает, что рекламируемая компания является первой из числа других однородных компаний, обладает более высокими достоинствами и преимуществом перед ними во всех отношениях.

В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке работает несколько десятков предприятий, предлагающих аналогичные услуги, оказываемые ООО «Лидер».

Рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Лидер», является конкурентным, и утверждение: «Компаний много ЛИДЕР один» носит недостоверный характер.

При этом информация «Компаний много ЛИДЕР один» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была, доказательств, свидетельствующих, что данная организация имеет какие-либо преимущества перед другими компаниями, Комиссии не представлено.

Довод представителя ООО «Лидер» относительно того, что в рекламе используется наименование организации, является необоснованным.

Требования к фирменному наименованию организации устанавливаются ГК РФ.

Согласно части 1 статьи  54 Гражданского Кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В рассматриваемом случае, согласно Устава, полное официальное наименование на русском языке читается как – Общество с ограниченной ответственностью «ЛИДЕР», сокращенное наименование – ООО «ЛИДЕР».

В рекламе ООО «Лидер» содержится только указание на слово «лидер», не являющимся официальным наименованием самой организации.

В целях определения наличия либо отсутствия признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» рассмотрение содержания рекламы со слоганом «Компаний много ЛИДЕР один» было включено в повестку заседания Экспертного совета по рекламе при Пензенском УФАС России, все члены которого согласились с тем, что фраза, используемая в рекламе, означает то, что рекламируемая компания является лучшей, первой среди других предприятий, предлагающих аналогичные услуги. Судя по картинке «ЛИДЕР» используется и как название фирмы (прописные буквы в тексте) и как логотип на груди у спортсмена – лидера в чем-то. Рекламодатель сознательно употребил в рекламе название фирмы как психологическое воздействие на потребителя: лидер – значит первый среди других изготовителей натяжных потолков.

Кроме того, с целью установления мнения рядового потребителя о рекламе со слоганом «Компаний много ЛИДЕР один», Пензенским УФАС России в августе 2015 года был проведен экспресс-опрос, по результатам которого 75% (30 голосов) согласились с тем, что слоган данной компании натяжных потолков подразумевает то, что компания является единственной (лучшей) из числа других конкурентов, обладает высокими достоинствами во всех отношениях.

Таким образом, слово «лидер» в контексте рекламной информации означает степень абсолютного превосходства и формирует представление о компании натяжных потолков, как возглавляющей рынок по изготовлению (установке) натяжных потолков в регионе. При этом критерии, по которым осуществляется сравнение, в рекламе не содержится.

Учитывая изложенное, реклама со слоганом «Компаний много ЛИДЕР один», размещенная на заднем стекле автобуса малой вместимости №16, нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Лидер» (ИНН 5836659050), что подтверждается договором от 01 июля 2015 года б/н на оказание услуг по размещению рекламы на задних стеклах автобусов малой вместимости №16 с индивидуальным предпринимателем <…>

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Лидер» нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 ФЗ «О рекламе», целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 ФЗ «О рекламе» предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Лидер» представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Компаний много ЛИДЕР один. Натяжные потолки 770-800», распространяемую ООО «Лидер»  в июле 2015 года на заднем стекле автобуса малой вместимости №16, поскольку в ней нарушены  требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать ООО «Лидер» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     

           Решение изготовлено в полном объеме 30 октября 2015 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны