Решение б/н Решение по делу № 3-01/48-2015 от 31 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2015 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

«…»

 

рассмотрев дело №3-01/48-2015, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя «…» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя «…» – «…» по доверенности от 01.07.2015,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 36 (262) от 05.09.2015 стр.1 рекламы финансовых услуг (кредита) с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 30.10.2015 по факту распространения рекламы финансовых услуг возбуждено дело № 3-01/48-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен индивидуальный предприниматель К...

По обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела № 3-01/48-2015, представителем индивидуального предпринимателя «…» 12.11.2015 представлены письменные пояснения, из которых следует, что размещенная реклама «Мой инструмент» в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» №36 явилось следствием отсутствия должностного контроля со стороны ИП «…» за деятельностью своих сотрудников, непосредственно отвечающих за выпуск оформленных надлежащим образом рекламных макетов.

В ходе рассмотрения дела № 3-01/48-2015 представитель индивидуального предпринимателя «…» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 12.11.2015. Факт нарушения законодательства о рекламе признал. Согласился с тем, что в рекламе, размещенной в газете «PRO город Пенза», отсутствует полное наименование лица, предоставляющего финансовые услуги.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 36 (262) от 05.09.2015 стр.1 размещена информация следующего содержания: «Мой ИНСТРУМЕНТ Все инструменты в одном магазине! Бензопила…Перфоратор…Мойка…УШМ…Наличный и безналичный расчет. Кредит и рассрочка! Ул.Тернопольская, 7, т.: 21-82-86, 8-987-502-62-95 Рассрочку предоставляет ИП Пахомов ИНН 583605684518 ОГРН 315583400002033».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Текст рекламы свидетельствует о распространении помимо рекламы товара (Бензопила…Перфоратор…Мойка…) и организации (магазин «Мой инструмент»), реализующей указанный товар, также и рекламы финансовых услуг – «кредит», предоставляемого в связи с покупкой указанного товара.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Следовательно, кредит – это финансовая услуга, оказываемая банком или иной кредитной организацией.

В ходе рассмотрения дела установлено, что кредит (указанный в рекламе) предоставляет АО «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547).

Объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе является не только предложение о продаже товаров, но и финансовые услуги, целью рекламирования которых является привлечение внимания потенциальных покупателей к получению кредита.

В рассматриваемой рекламе сведения о том, кем именно предоставляется кредит, не содержатся.

Реклама о предоставлении кредита является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рекламе «Мой инструмент» размещена информация о возможности оказания услуги в кредит без указания наименования кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Поскольку в указанной рекламе указана финансовая услуга – «кредит», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении  требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Таким образом, в рекламе нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель «…», что подтверждается договором от 03.07.2015 № 1677 с индивидуальным предпринимателем Пахомовым Максимом Александровичем (рекламодатель) на оказание услуг по размещению рекламы в средстве массовой информации информационно-рекламном еженедельнике «PRO город Пенза».

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель «…» нарушила требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» индивидуальным предпринимателем «…» представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространяемую индивидуальным предпринимателем «…» в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 36 (262) от 05.09.2015 стр.1, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать индивидуальному предпринимателю «…» (рекламораспространителю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2015 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны