Решение б/н Решение по делу № 3-01/49-2015 от 1 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/49-2015

30 ноября  2015  года                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2015 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и рекламы,

<...>  - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы,

рассмотрев дело №3-01/49-2015, возбужденное в отношении гр-на П<...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – гр-на П<...>.

П<...> представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 36 (262) от 05.09.2015 стр.1 рекламы финансовых услуг (кредита) с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 05.11.2015 по факту распространения рекламы финансовых услуг возбуждено дело № 3-01/49-2015 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен П<...>

По обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела № 3-01/49-2015, П<...> 18.11.2015 представлены письменные пояснения, из которых следует, что нарушение законодательства о рекламе произошло в связи с ненадлежащей консультации юристов газеты «PRO город Пенза».

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.

В рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 36 (262) от 05.09.2015 стр.1 размещена информация следующего содержания: опубликована реклама следующего содержания: «Мой ИНСТРУМЕНТ Все инструменты в одном магазине! Бензопила…Перфоратор…Мойка…УШМ…Наличный и безналичный расчет. Кредит и рассрочка! Ул.Тернопольская, 7, т.: 21-82-86, 8-987-502-62-95 Рассрочку предоставляет ИП П<...>».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Текст рекламы свидетельствует о распространении помимо рекламы товара (Бензопила…Перфоратор…Мойка…) и организации (магазин «Мой инструмент»), реализующей указанный товар, так же и рекламы финансовых услуг – «кредит», предоставляемого в связи с покупкой указанного товара.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Следовательно, кредит – это финансовая услуга, оказываемая банком или иной кредитной организацией.

В ходе рассмотрения дела установлено, что кредит (указанный в рекламе) предоставляет АО «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547).

Объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе является не только предложение о продаже товаров, но и финансовые услуги, целью рекламирования которых является привлечение внимания потенциальных покупателей к получению кредита.

В рассматриваемой рекламе сведения о том, кем именно предоставляется кредит, не содержится.

Реклама о предоставлении кредита является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рекламе «Мой инструмент» размещена информация о возможности оказания услуги в кредит без указания наименования кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Поскольку в указанной рекламе указана финансовая услуга – «кредит», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Таким образом, в рекламе нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель П<...>, что подтверждается договором от 03.07.2015 № 1677 с индивидуальным предпринимателем К<..> на оказание услуг по размещению рекламы в средстве массовой информации информационно-рекламном еженедельнике «PRO город Пенза».

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, 08.10.2015 П<...> прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Утрата статуса индивидуального предпринимателя не приводит к прекращению прежнего и возникновению нового субъекта правоотношений. Соответственно, гражданские права и обязанности, приобретенные гражданином в период осуществления им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, сохраняются за ним в полной мере и после государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя.

Таким образом, сам по себе факт прекращения ИП не исключает привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения в период осуществления предпринимательской деятельности.

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что П<...> нарушил требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» П<...> представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг (кредита), распространяемую П<...> в рекламно-информационном издании «PRO город Пенза» № 36 (262) от 05.09.2015 стр.1, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

2. Выдать П<...> (рекламодателю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2015 года.

           Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны