Решение б/н Решение по делу № 3-01/52-2015 от 31 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2015 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

«…»

рассмотрев дело № 3-01/52-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карат» (ИНН 6321272896; далее – ООО «Карат») по факту распространения рекламы комиссионного магазина, содержащей признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

«…»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступили материалы, представленные отделением по Пензенской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что ООО «Карат» разместило рекламу со словом «ломбард» и указанием на круглосуточный режим работы. ООО «Карат» не включено в государственный реестр микрофинансовых организаций и не обладает признаками ломбарда (в наименовании отсутствует слово «ломбард», среди видов деятельности отсутствует вид деятельности 65.22.6 «Предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества»).

Пензенским УФАС России определением от 16.11.2015 по факту распространения рекламы «Ломбарда» возбуждено дело № 3-01/52-2015 по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Карат».

На рассмотрении дела представитель ООО «Карат» факт нарушения законодательства о рекламе признал. Пояснил, что допущенное нарушение произошло в связи с незнанием требований законодательства о рекламе.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Из представленных материалов следует, что в сентябре-ноябре 2015 г. в г.  Пензе на ул. Калинина, 76 возле здания комиссионного магазина был установлен автомобиль, на котором выполнена надпись следующего содержания: «24 часа деньги под залог. Комиссионный магазин в ЛОМБАРД е.com от 5%..». Слова «Комиссионный магазин ЛОМБАРД» обведены рамкой, при этом визуально выделяется слово «ЛОМБАРД», поскольку его буквы имеют самый большой размер. Кроме того, на асфальте (ул. Кирова, ул. Суворова) краской нанесены надписи следующего содержания: «Ломбард 24 часа принимаем все 30-54-54 Калинина, 76».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация: «24 часа деньги под залог. Комиссионный магазин в ЛОМБАРД е.com от 5%..», содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Деятельность, указанную в рекламе, осуществляет ООО «Карат» (ИНН 6321272896), видами деятельности которого, согласно выписке из ЕГРЮЛ, являются торговля автотранспортными средствами, оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, розничная и оптовая торговля ювелирными изделиями, розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах, деятельность в области права, страховая деятельность, брокерские услуги, эксплуатация гаражей и автостоянок, консультирование по вопросам финансового посредничества.   

В рекламе содержится слово «Ломбард», что дает основание потребителям предполагать, что хозяйствующий субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.  

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Как было указано выше, исходя из текста рассматриваемой рекламы, объектом рекламирования являются, в том числе, услуги ломбарда.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. При этом ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование, которое должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму. Ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

В силу части 4 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» организации, зарегистрированной как ломбард, запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ от 30.10.2015), наименование общества с ограниченной ответственностью «Карат» не содержит слово «ломбард». Кроме того, из выписки из ЕГРЮЛ следует, что такой вид экономической деятельности как деятельность ломбардов (код 65.22.6 ОКВЭД) ООО «Карат» при государственной регистрации не заявлялся.    

 Учитывая данные обстоятельства, ООО «Карат» не соответствует вышеназванным требованиям, установленным законодательством, в связи с чем не является ломбардом и, следовательно, не вправе осуществлять ломбардную деятельность.

Таким образом использование в рекламе комиссионного магазина слова «ломбард» в нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» вводит потребителей в заблуждение относительно характера и потребительских свойств услуг, оказываемых ООО «Карат».

На территории г. Пензы деятельность на рынке розничной торговли бывшими в употреблении товарами (ОКВЭД – 52.50) осуществляет ряд хозяйствующих субъектов (салон-магазин «Скупка», комиссионный магазин детских товаров «Ромашка», комиссионный магазин 34 и т.д.).

Кроме того, неправомерное размещение ООО «Карат»  на одном информационном поле со словосочетанием «комиссионный магазин» слова «ломбард» вводит потребителей в заблуждение относительно характера и потребительских свойств услуг,  оказываемых магазином,  а также предоставляет указанному комиссионному магазину дополнительные преимущества на рынке розничной торговли товарами, бывшими в употреблении, поскольку привлекает внимание не только участников указанного рынка, но и еще потребителей, заинтересованных в услугах ломбарда, которые при посещении магазина могут стать дополнительными покупателями товаров, выставленных на комиссию, что является нарушением  пункта 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» и, соответственно, пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Также в рекламе указывается на предоставление денег под залог.

Согласно части 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В соответствии с пунктом 1 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.1998 № 569, под комиссионером понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи. Под комитентом понимается гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение.

Таким образом, комиссионный магазин осуществляет розничную торговлю товарами в рамках договора комиссии.

При этом согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 334 ГК РФ предусмотрено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.

По договору комиссии, по которому товар передается на реализацию, в силу статьи 990 ГК РФ, в обязанность комиссионера входит передача комитенту всего полученного для последнего по сделке данного вида, а в обязанность комитента уплатить вознаграждение за оказанные услуги.

Таким образом, залог как обеспечение обязательств комитента либо комиссионера по договору комиссии, по которому товар передается на реализацию, не предусмотрен.

В рекламе комиссионного магазина «Ломбард» потребителям рекламы предлагается услуга «деньги под залог», которую комиссионный магазин осуществлять не вправе.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы, распространяемой в г.  Пензе, является ООО «Карат» (ИНН 6321272896).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Карат» нарушило требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Карат» представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «24 часа деньги под залог. Комиссионный магазин в ЛОМБАРД е.com от 5%..», распространяемую ООО «Карат» в сентябре-ноябре 2015 г. в г.  Пензе на ул. Калинина, 76 и на асфальте (ул. Кирова, ул. Суворова), поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          2. Выдать ООО «Карат» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны