Решение б/н Решение по делу № 3-01/54-2015 от 31 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРезолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
«…»
рассмотрев дело №3-01/54-2015, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Бгатовой Лидии Петровны (ИНН 580601730119) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии:
заявителя – «…»
от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, «…»
УСТАНОВИЛА:
В Пензенское УФАС России поступили заявления индивидуальных предпринимателей по поводу рекламы такси со слоганом: «Единая служба такси…Единый номер для всех такси города», «Единая служба такси Заречного…Единый номер для всех такси Заречного», опубликованной в газете «Наш город Заречный», содержащей нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 30.11.2015 по факту распространения рекламы службы такси «99-09-09», возбуждено дело № 3-01/54-2015 по признакам нарушения пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен индивидуальный предприниматель «…».
На рассмотрении дела заявитель – индивидуальный предприниматель «…» поддержал доводы, изложенные в заявлении.
В ходе рассмотрения дела представитель индивидуального предпринимателя «…» факт нарушения законодательства о рекламе признал. Пояснил, что допущенное нарушение произошло в связи с незнанием требований законодательства о рекламе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Заречный» № 45 (355) от 04.11.2015, №46 (356) от 11.11.2015 опубликована информация следующего содержания:
- «Единая служба такси 99-09-09 Единая служба такси. Поездки по городу от 40 руб. Единый номер для всех такси города. У нас ВСЕГДА есть свободные машины. Приглашаем к сотрудничеству водителей всех такси города! Мы даем возможность заработать: - свободный график – низкий процент» (с изображением такси);
- «Единая служба такси Заречного 99-09-09 Единая служба такси Заречного. Поездки по городу от 40 руб. Единый номер для вашего удобства. Приглашаем к сотрудничеству водителей и диспетчеров! - свободный график – низкий процент» (с изображением такси).
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Информация службы такси «99-09-09», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Согласно пункту 1 частью 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рекламе содержится фраза: «Единая служба такси…Единый номер для всех такси города», «Единая служба такси Заречного…Единый номер для всех такси Заречного».
В словаре русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой понятие «единый, -ая» имеет следующие значения: «один», «только один», «единственный», «нераздельный», «общий». В любом из этих значений слово «единый» в сложном понятии «единая служба такси» указывает на некое особое положение «такси 99-09-09» на рынке таксомоторных услуг г.Заречного (г. Пензы): «только одна служба такси», «единственная служба такси» и т.д.
В целях определения наличия либо отсутствия признаков нарушения законодательства о рекламе рассмотрение содержания рекламы службы такси «99-09-09» было включено в повестку заседания Экспертного совета по рекламе при Пензенском УФАС России, все члены которого согласились с тем, что данная реклама воспринимается потребителями как реклама объединенной городской службы такси и вызывает у потребителей рекламы впечатление того, что, позвонив по телефону 99-09-09, можно воспользоваться услугой единой службы, объединяющей в себе организации, предоставляющие услуги такси на территории г. Заречного и г. Пензы.
Однако такой объединенной, единой службы такси ни в городе Заречном, ни в городе Пензе не существует.
В Пензенской области в настоящее время на товарном рынке работает несколько десятков предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей, предлагающих аналогичные услуги, оказываемые индивидуальным предпринимателем «…»
Рынок, на котором осуществляет свою деятельность индивидуальный предприниматель «...», является конкурентным, и утверждение: «Единая служба такси…Единый номер для всех такси города» носит недостоверный характер.
В ходе рассмотрения дела представитель индивидуального предпринимателя «…» пояснил, что индивидуальный предприниматель «…» осуществляет прием от граждан телефонных заявок на предоставление услуг такси и передачу заявок владельцам легковых автомобилей, с которыми заключены гражданско-правовые договоры возмездного оказания информационных услуг.
Однако, документального подтверждения сотрудничества с индивидуальными предпринимателями, имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, индивидуальным предпринимателем «…» представлено не было.
Позиционирование в рассматриваемой рекламе услуг службы такси «99-09-09», посредством которой продвигается деятельность индивидуального предпринимателя «…», как «единая служба такси», с демонстрацией номера телефона 99-09-09, по которому предлагается заказать такси, для усиления эффекта восприятия которой используется цветографическая символика, принятая для обозначения автотранспортных средств в качестве такси, а также демонстрация изображения легкового автомобиля, стилизованного под такси желтого цвета, по своему смысловому содержанию формирует мнение потребителей рекламы о том, что воспользовавшись рекламируемой услугой, можно вызвать именно такси.
Однако, индивидуальный предприниматель «…» под коммерческим названием «единая служба такси», по телефону «99-09-09» обеспечивает лишь заказ (вызов) автотранспортного средства без статуса такого средства в качестве такси, то есть без гарантии того, что заказанное автотранспортное средство будет отвечать требованиям, предъявляемым к легковому такси.
В этой связи распространяемой рекламой услуг службы такси «99-09-09» до потребителей рекламы доводятся не соответствующие действительности сведения об информационных (операторских) услугах в качестве услуг по заказу такси, поскольку посредством услуг такой службы можно осуществить заказ (вызов) автотранспортного средства с перевозчиком, которым будет любое лицо, владеющее автотранспортным средством и имеющее водительское удостоверение, без гарантии того, что у такого перевозчика будет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Пензенской области.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В силу положений пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные законоположения и существо оказываемых индивидуальным предпринимателем «….» информационных (операторских) услуг, Комиссия признает, что распространенная реклама является недостоверной, нарушающей требования пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель «….», что подтверждается договором от 15 мая 2015 года № 762 на оказание услуг по размещению рекламы в газете «Наш город Заречный» с индивидуальным предпринимателем «…».
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель «…». нарушила требования пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» индивидуальным предпринимателем «…» представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу:
- «Единая служба такси 99-09-09 Единая служба такси. Поездки по городу от 40 руб. Единый номер для всех такси города. У нас ВСЕГДА есть свободные машины. Приглашаем к сотрудничеству водителей всех такси города! Мы даем возможность заработать: - свободный график – низкий процент» (с изображением такси);
- «Единая служба такси Заречного 99-09-09 Единая служба такси Заречного. Поездки по городу от 40 руб. Единый номер для вашего удобства. Приглашаем к сотрудничеству водителей и диспетчеров! - свободный график – низкий процент» (с изображением такси),
распространяемую индивидуальным предпринимателем «…» в информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Заречный» № 45 (355) от 04.11.2015, №46 (356) от 11.11.2015, поскольку в ней нарушены требования пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать индивидуальному предпринимателю «…» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.