Решение б/н Решение по делу № 3-01/54-2015 от 31 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2015 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

«…»

 

рассмотрев дело №3-01/54-2015, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Бгатовой Лидии Петровны (ИНН 580601730119) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

заявителя – «…»

от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, «…»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступили заявления индивидуальных предпринимателей по поводу рекламы такси со слоганом: «Единая служба такси…Единый номер для всех такси города», «Единая служба такси Заречного…Единый номер для всех такси Заречного», опубликованной в газете «Наш город Заречный», содержащей нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 30.11.2015 по факту распространения рекламы службы такси «99-09-09», возбуждено дело № 3-01/54-2015 по признакам нарушения пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен индивидуальный предприниматель «…».

На рассмотрении дела заявитель – индивидуальный предприниматель «…» поддержал доводы, изложенные в заявлении.

В ходе рассмотрения дела представитель индивидуального предпринимателя «…» факт нарушения законодательства о рекламе признал. Пояснил, что допущенное нарушение произошло в связи с незнанием требований законодательства о рекламе.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Заречный» № 45 (355) от 04.11.2015, №46 (356) от 11.11.2015 опубликована информация следующего содержания:

 - «Единая служба такси 99-09-09 Единая служба такси. Поездки по городу от 40 руб. Единый номер для всех такси города. У нас ВСЕГДА есть свободные машины. Приглашаем к сотрудничеству водителей всех такси города! Мы даем возможность заработать: - свободный график – низкий процент» (с изображением такси);

- «Единая служба такси Заречного 99-09-09 Единая служба такси Заречного. Поездки по городу от 40 руб. Единый номер для вашего удобства. Приглашаем к сотрудничеству водителей и диспетчеров! - свободный график – низкий процент» (с изображением такси).

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация службы такси «99-09-09», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Согласно пункту 1 частью 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе содержится фраза: «Единая служба такси…Единый номер для всех такси города», «Единая служба такси Заречного…Единый номер для всех такси Заречного».

В словаре русского языка под редакцией  А.П.Евгеньевой понятие «единый, -ая» имеет следующие значения: «один», «только один», «единственный», «нераздельный», «общий». В любом из этих значений слово «единый» в сложном понятии «единая служба такси» указывает на некое особое положение «такси 99-09-09» на рынке таксомоторных услуг г.Заречного (г. Пензы): «только одна служба такси», «единственная служба такси» и т.д.

В целях определения наличия либо отсутствия признаков нарушения законодательства о рекламе рассмотрение содержания рекламы службы такси «99-09-09» было включено в повестку заседания Экспертного совета по рекламе при Пензенском УФАС России, все члены которого согласились с тем, что данная реклама воспринимается потребителями как реклама объединенной городской службы такси и вызывает у потребителей рекламы впечатление того, что, позвонив по телефону 99-09-09, можно воспользоваться услугой единой службы, объединяющей в себе организации, предоставляющие услуги такси на территории г. Заречного и г. Пензы.

           Однако такой объединенной, единой службы такси ни в городе Заречном, ни в городе Пензе не существует.

В Пензенской области в настоящее время на товарном рынке работает несколько десятков предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей, предлагающих аналогичные услуги, оказываемые индивидуальным предпринимателем «…»

Рынок, на котором осуществляет свою деятельность индивидуальный предприниматель «...», является конкурентным, и утверждение: «Единая служба такси…Единый номер для всех такси города» носит недостоверный характер.

В ходе рассмотрения дела представитель индивидуального предпринимателя «…» пояснил, что индивидуальный предприниматель «…» осуществляет прием от граждан телефонных заявок на предоставление услуг такси и передачу заявок владельцам легковых автомобилей, с которыми заключены гражданско-правовые договоры возмездного оказания информационных услуг.

Однако, документального подтверждения сотрудничества с индивидуальными предпринимателями, имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, индивидуальным предпринимателем «…» представлено не было.

Позиционирование в рассматриваемой рекламе услуг службы такси «99-09-09», посредством которой продвигается деятельность индивидуального предпринимателя «…», как «единая служба такси», с демонстрацией номера телефона 99-09-09, по которому предлагается заказать такси, для усиления эффекта восприятия которой используется цветографическая символика, принятая для обозначения автотранспортных средств в качестве такси, а также демонстрация изображения легкового автомобиля, стилизованного под такси желтого цвета, по своему смысловому содержанию формирует мнение потребителей рекламы о том, что воспользовавшись рекламируемой услугой, можно вызвать именно такси.

Однако, индивидуальный предприниматель «…» под коммерческим названием «единая служба такси», по телефону «99-09-09» обеспечивает лишь заказ (вызов) автотранспортного средства без статуса такого средства в качестве такси, то есть без гарантии того, что заказанное автотранспортное средство будет отвечать требованиям, предъявляемым к легковому такси.

В этой связи распространяемой рекламой услуг службы такси «99-09-09» до потребителей рекламы доводятся не соответствующие действительности сведения об информационных (операторских) услугах в качестве услуг по заказу такси, поскольку посредством услуг такой службы можно осуществить заказ (вызов) автотранспортного средства с перевозчиком, которым будет любое лицо, владеющее автотранспортным средством и имеющее водительское удостоверение, без гарантии того, что у такого перевозчика будет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Пензенской области.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу положений пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Учитывая приведенные законоположения и существо оказываемых индивидуальным предпринимателем «….» информационных (операторских) услуг, Комиссия признает, что распространенная реклама является недостоверной, нарушающей требования пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель «….», что подтверждается договором от 15 мая 2015 года № 762 на оказание услуг по размещению рекламы в газете «Наш город Заречный» с индивидуальным предпринимателем «…».

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель «…».  нарушила требования пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» индивидуальным предпринимателем «…» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу:

- «Единая служба такси 99-09-09 Единая служба такси. Поездки по городу от 40 руб. Единый номер для всех такси города. У нас ВСЕГДА есть свободные машины. Приглашаем к сотрудничеству водителей всех такси города! Мы даем возможность заработать: - свободный график – низкий процент» (с изображением такси);

- «Единая служба такси Заречного 99-09-09 Единая служба такси Заречного. Поездки по городу от 40 руб. Единый номер для вашего удобства. Приглашаем к сотрудничеству водителей и диспетчеров! - свободный график – низкий процент» (с изображением такси),

распространяемую индивидуальным предпринимателем «…» в информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Заречный» № 45 (355) от 04.11.2015, №46 (356) от 11.11.2015, поскольку в ней нарушены требования пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать индивидуальному предпринимателю «…» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны