Решение б/н Решение по делу № 3-09/01-2016 от 6 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/01-2016

«21» апреля 2016                                                                                                                                                                                                                               г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «7» апреля 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «21» апреля 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- .... – руководителя управления, председателя Комиссии;

- ...... – начальника отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- .....– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны Администрации Пачелмского района Пензенской области (далее – Администрация, районная администрация):

- ... – начальника отдела архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Администрации по доверенности

- .... – заведующей юридическим сектором администрации Пачелмского района Пензенской области по доверенности

со стороны прокуратуры Пачелмского района Пензенской области:

- .... – заместителя прокурора Пачелмского района Пензенской области, удостоверение

со стороны ИП  заявлено ходатайство от 26.02.2016 № б/н о рассмотрении дела в его отсутствие,

 

 

рассмотрев дело № 3-09/01-2016 по признакам нарушения администрацией Пачелмского района Пензенской области (ул. Драгунова, д. 8, р.п. Пачелма, Пачелмский район, Пензенская область, 442100) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Пачелмского района Пензенской области поступили материалы проверки в отношении администрации Пачелмского района Пензенской области (далее – Администрация) по вопросу нарушения требований антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона «Строительство здания для размещения офиса врача общей практики» (извещение № 0155300036915000024).

По результатам анализа представленных документов и информации приказом Управления от 28.01.2016 № 7 в отношении администрации Пачелмского района Пензенской области возбуждено дело по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель районной Администрации указал, что сметная документация - приложение № 2 к аукционной документации составлена на основе проектной документации, безвозмездно переданной Администрации ИП . и получившей положительное заключение государственной экспертизы, которой предусмотрено приобретение конкретных материалов (товаров) для строительства фельдшерско-акушерского пункта (ФАП). Пояснил, что в целях наиболее полного и объективного описания объекта закупки на официальном сайте закупок приложением к аукционной документации размещена утвержденная сметная документация, в отдельных локальных сметах которой содержатся материалы (комплектующие) конкретных марок. Дополнил, что размещение сметной документации с указанием на материалы (комплектующие) конкретных марок соответствует исключительным случаям, предусмотренным частью 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

На заседании Комиссии по рассмотрению дела представитель прокуратуры Пачелмского района пояснил, что указание в аукционной документации конкретных материалов и комплектующих, содержащихся в проектной документации, подготовленной ИП  и используемой Администрацией при составлении сметной документации, привело к ограничению конкуренции при проведении электронного аукциона. Также указал, что по результатам проведенного заместителем прокурора Пачелмского района осмотра земельного участка с кадастровым номером 58:23:0410201:387 установлено, что строительные работы ИП  производились и после заключения соглашения о расторжении договора аренды Земельного участка от 07.07.2015 № 1 до момента проведения электронного аукциона. Дополнил, что при замене указанного в сметной документации оборудования на эквивалентное получение заключения государственной экспертизы не требуется.

 

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Пачелмского района Пензенской области (далее – Администрация) вынесено распоряжение от 18.05.2015 № 90 о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 58:23:0410201:387, расположенного примерно в 30 метрах по направлению на север от здания, которому присвоен адрес: Пензенская область, Пачелмский район, с. Решетино, ул. Советская, дом 20 (далее – Земельный участок).

Градостроительный план Земельного участка был утвержден Постановлением Администрации от 27.05.2015 № 149.

26.05.2015 администрацией Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области вынесено постановление № 35 о проведении торгов на право  заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в форме аукциона открытого по составу участников и открытого по форме подачи заявок, с предметом аукциона: право заключения договора аренды Земельного участка, разрешенное использование – для размещения ФАПа, сроком на 3 года.

На основании указанного постановления на официальном сайте www.torgi.gov.ru. размещено извещение № 270515/0541221/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды Земельного участка с ежегодной арендной платой в размере 15 000 рублей (далее – Аукцион № 270515/0541221/01). Аналогичное извещение также опубликовано в Информационном бюллетене Комитета местного самоуправления Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области «Сельские ведомости». Из указанных документов следует, что данный участок предоставляется под размещение фельдшерско-акушерского пункта (ФАП).

В соответствии с протоколом от 23.06.2015 № 1-а рассмотрения заявок на участие в Аукционе № 270515/0541221/01 на основании п.14 ст.39.12 Земельного кодекса РФ в связи с регистрацией по состоянию на 17 часов 00 минут 23.06.2015 одной заявки на участие в данных торгах от ИП   Аукцион признан несостоявшимся,  и  принято решение о заключении договора аренды Земельного участка с единственным участником торгов по начальной цене аукциона.

Между администрацией Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области и ИП заключен договор аренды земельного участка от 07.07.2015 № 1.

Постановлением администрации Решетинского сельсовета Пачелмского района от 14.07.2015 № 44 Земельному участку присвоен адрес: Пензенская область, Пачелмский район, с. Решетино, ул. Советская, 100.

В целях получения разрешения на строительство ФАПа и осуществления строительных работ ИП  с ООО «Союзпроект» заключен договор возмездного оказания услуг от 10.08.2015 № Ш 36/08-2015 для разработки проектной документации на строительство здания для размещения офиса врача общей практики на Земельном участке

Разработанная проектная документация «Строительство здания для размещения офиса врача общей практики по адресу: Пензенская область, Пачелмский район, с. Решетино, ул. Советская, 100» (далее – Проектная документация) на основании договора о безвозмездной передаче проектной документации от 20.08.2015 Тенишевым М.Р. безвозмездно передана Администрации, что подтверждается составленным сторонами актом приема-передачи проектной документации от 20.08.2015.

На основании муниципального контракта от 28.09.2015 ГАУ «РЦЭЦС» проведена государственная экспертиза представленных Заказчиком – Администрацией Проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки Проектной документации.

По результатам проводенной государственной экспертизы выданы положительные заключения от 28.09.2015 № 58-1-6-0044-15, № 58-1-4-146-15.

Распоряжением Администрации от 30.09.2015 № 207 утверждены Проектно-сметная документация на объект капитального строительства здания для размещения офиса врача общей практики, а также сметная стоимость строительства данного здания.

01.10.2015 между Администрацией Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области и ИП  заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 07.07.2015 № 1.

Из представленных документов также установлено, что 02.10.2015 между Министерством сельского хозяйства Пензенской области и Администрацией заключено соглашение № 5/7 о порядке и условиях предоставления субсидий на реализацию мероприятий по обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной инфраструктуры на 2015 год (далее – Соглашение).

Согласно пункту 1.1 Соглашения его предметом является предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджета Пензенской области бюджету Пачелмского района Пензенской области на выполнение мероприятия Программы по обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной инфраструктуры (развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности).

05.10.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Администрацией размещено извещение № 0155300036915000024 о проведении электронного аукциона – «Строительство здания для размещения офиса врача общей практики» (далее – Электронный аукцион, Аукцион), а также документация об Электронном аукционе, утвержденная главой Администрации от 05.10.2015.

Дата проведения Электронного аукциона - 19.10.2015.

Согласно Документации об Электронном аукционе объектом торгов является Строительство здания для размещения офиса врача общей практики по адресу: Пензенская область, Пачелмский район, с.Решетино, ул.Советская, 100 (ОКПД – 45.21.15.130).

Пунктом 3 технического задания (Приложение № 1 к информационной карте Электронного аукциона) срок выполнения работ установлен с даты подписания контракта до 01 декабря 2015 г.

Согласно пункту 4 раздела 1 Информационной карты Электронного аукциона наименование вида работ - строительство здания для размещения офиса врача общей практики, в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к информационной карте) и сметной документацией (приложение № 2), характеристики, объем и условия проведения работ - в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к информационной карте) и сметной документацией (приложение № 2) «под ключ».

В соответствии с пунктом 6.2. Технического задания на осуществление закупки по выполнению работ: «Строительство здания для размещения офиса врача общей практики» (Приложение № 1 к Информационной карте Электронного аукциона) подрядчиком работы должны быть выполнены своими силами и средствами, без привлечения субподрядных организаций, в соответствии с техническим заданием, утвержденной проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами, стандартами, а также иными нормативно-правовыми документами, действующими на территории Российской Федерации.

Согласно проекту контракта (раздел 3 документации об Электронном аукционе) «подрядчик обязуется в установленный настоящим Контрактом срок по заданию Заказчика выполнить  работы по строительству здания для размещения офиса врача общей практики по адресу: Пензенская область, Пачелмский район, с.Решетино, ул.Советская, 100, в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1), утвержденной сметной документацией (приложение № 2), утвержденным планом-графиком производства работ (приложение № 3) «под ключ», а Заказчик обязуется принять результат надлежащим образом выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом». (п. 1.1.)

Согласно протоколу от 14.10.2015 № 0155300036915000024-1 на дату и время окончания срока подачи заявок, указанных в извещении о проведении Электронного аукциона 13.10.2015 до 10 ч.00 мин. поступила 1 заявка - от ИП Тенишева М.Р., в связи с чем Единой комиссией на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе принято решение о признании аукциона несостоявшимся и заключении муниципального контракта с участником Аукциона, подавшим единственную заявку.

По результатам Электронного аукциона между Администрацией и ИП  заключен муниципальный контракт от 26.10.2015      № 0155300036915000024-0192795-01 на выполнение работ: «Строительство здания для размещения офиса врача общей практики».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного закона.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности,  к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Вместе с тем, в ходе анализа аукционной документации установлено следующее.

Локальная смета 02-01-008 на установку автоматической пожарной сигнализации предусматривает необходимость установки извещателей пожарных ручных ИПР-513, извещателей комбинированных "Снегирь", оповещателей световых "Блик-С", Оповещателя светозвукового взрывозащизщенного "Ас-22/12В", Кабель-канала (короб) "Электропласт" 16x16 мм.

Локальной сметой № 02-01-008 «Общестроительные работы» предусмотрено использование плит минераловатных на синтетическом связующем Техно (ТУ 5762-043-17925162-2006), марки ТЕХНОРУФ Н30.

Локальной сметой № 02.01.007 «Вентиляция» предусмотрена установка шумоглушителя "Русклимат" SCr 160*160, вентилятора канального "Росклимат" CF 160S.

Локальной сметой № 02-01-006 «Газоснабжение» предусмотрена установка котла газового "Навиен - турбо" "Теплый двор", счетчика СГБ 1,6 "Водогазоучет", коаксинального комплекта "Теплый двор", сигнализатора загазованности "Водогазучет".

Указание на возможность использования аналогов вышеуказанных материалов и оборудования в аукционной документации не содержится.

Предметом закупки является строительство нового объекта. Доказательств необходимости установления в аукционной документации конкретных марок материалов (оборудования) и комплектующих в рамках настоящего дела не представлено. В связи с чем предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о закупках исключительные случаи, при которых  включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" является необязательным, не могут распространятся на данные торги.

Указание в Аукционной документации конкретных материалов без включения слова «или эквивалент» является нарушением требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которое привело (могло привести) к сокращению круга потенциальных участников Электронного аукциона, имеющих возможности использовать не указанные в документации, а аналогичные оборудование и материалы для обеспечения исполнения муниципального контракта.

Доводы представителей Администрации о невозможности замены указанных в смете Аукционной документации конкретных материалов (оборудования) на эквивалент в связи с необходимостью проведения повторной государственной экспертизы проектно-сметной документации на строительство рассматриваемого объекта Комиссией не принимаются.

Из представленных документов следует, что государственная экспертиза проведена не на оборудование и материалы, планируемые для использования при строительстве здания, а на объект в целом, и замена товара (материала), указанного в сметной документации,  на иной с аналогичными характеристиками (эквивалент) не может повлиять на целостность процесса строительства, следовательно, получения повторного заключения не требуется.

Доказательств необходимости проведения повторной государственной экспертизы проектно-сметной документации при замене предусмотренного ей оборудования и (или) материалов на эквивалент Администрацией не представлено.

Из анализа имеющихся в материалах дела документов установлено, что строительные работы производились ИП  и после заключения соглашения о расторжении договора аренды Земельного участка от 07.07.2015 № 1 до момента проведения Электронного аукциона, что подтверждается актом осмотра Земельного участка от 15.10.2015, составленным заместителем прокурора Пачелмского района 15.10.2015, из которого следует, что на дату осмотра на Земельном участке осуществляется строительство объекта капитального строительства, а именно: возведены фундамент, стены, крыша здания, установлены пластиковые окна и одна металлическая входная дверь.

ИП   в пояснениях,  полученных Прокуратурой Пачелмского района Пензенской области, подтвердил, что с 01.10.2015, т.е. после получения разрешения на строительство от 30.09.2015 № RU 58523309-031-2015, им были начаты строительные работы.

Исходя из изложенного, строительные работы производились ИП   после заключения соглашения о расторжении договора аренды Земельного участка от 07.07.2015 № 1 до момента проведения Электронного аукциона.

Как было указано выше, в согласно протоколу от 14.10.2015 № 0155300036915000024-1 на дату и время срока подачи заявок, указанных в извещении о проведении Электронного аукциона 13.10.2015 до 10 часов 00 минут поступила 1 заявка от ИП ., в связи с чем торги на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе признаны несостоявшимися.

На основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе муниципальный контракт на выполнение работ «Строительство здания для размещения офиса врача общей практики» от 26.10.2015      № 0155300036915000024-0192795-01 Администрацией заключен с ИП  как с участником Аукциона, подавшим единственную соответствующую установленным  требованиям заявку на участие в торгах.

Установление в нарушение положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в Аукционной документации требования о применении конкретных материалов (оборудования) без возможности использования эквивалентных, аналогичных содержащимся в безвозмездно переданной Администрации ИП проектно-сметной документации, используемой Администрацией при составлении сметной документации (приложение № 2 к аукционной документации), в совокупности с определением срока выполнения работ со дня заключения контракта (26.10.2015) до 01.12.2015 при наличии в проекте контракта условия о его выполнении подрядчиком своими силами и средствами без привлечения субподрядных организаций, а также осуществлением ИП  на Земельном участке строительства здания еще до проведения Электронного аукциона привело (могло привести) к ограничению доступа к участию в данных торгах.

Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, Комиссия единогласно пришла к выводу, что действия Администрации Пачелмского района Пензенской области по включению в Документацию об электронном аукционе «Строительство здания для размещения офиса врача общей практики» (извещение № 0155300036915000024) требования об использовании материалов (оборудования) конкретных марок привело (могло привести) к ограничению доступа к участию в Электронном аукционе и нарушению части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Пачелмского района Пензенской области нарушившей часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате включения в Документацию об электронном аукционе «Строительство здания для размещения офиса врача общей практики» (извещение № 0155300036915000024) не предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами положений, ограничивающих доступ к участию в торгах.

2. Выдать администрации Пачелмского района Пензенской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                    

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны