Решение №3-09/03-2018 Решение по делу № 3-09/03-2018 от 16 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/03-2018

 

                                                                                                                        г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» декабря 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» января 2019 г.

 

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:

- <Д…> – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- <М..> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

- <П…> – государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

при участии ответчика – представителя Министерства сельского хозяйства Пензенской области (ИНН 5836013019, ОГРН 1035803002443, ул. Володарского, 49, г. Пенза, 440000) <К…>,

рассмотрев дело № 3-09/03-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Министерства сельского хозяйства Пензенской области по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области (далее также – Минсельхоз, Министерство) от 02.03.2016 № 32 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области.

Приказом Минсельхоза от 4 октября 2017 г. № 465 в приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 № 32 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области» внесены изменения.

В ходе анализа положений указанных актов Министерства Пензенское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях Минсельхоза, выразившихся во внесении изменений в Приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 № 32 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области» путем принятия Приказа от 4 октября 2017 г. № 465, установившего, что обязательным условием для приобретения права на заключение договора на размещение НТО в местах, определенных Схемой без проведения аукциона является надлежащее исполнение хозяйствующим субъектом своих обязательств по действующему (на момент обращения) договору аренды того же земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года, или заключенному после 1 марта 2015 года в случаях и порядке, которые предусмотрены пунктами 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставленного для размещения НТО, признаков нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Министерству сельского хозяйства Пензенской области выдано предупреждение от 09.01.2018 № 3-20-1/01-2018 о необходимости прекратить нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

25.01.2018 в Пензенское УФАС России поступил отказ Министерства выполнить указанное предупреждение.

На основании изложенного Пензенским УФАС России издан приказ от 25 января 2018 года № 14 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 01.02.2018 дело № 3-09/03-2018 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 20.02.2018.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Министерство сельского хозяйства Пензенской области обжалует предупреждение Пензенского УФАС России от 09.01.2018 № 3-20-1/01-2018 в Арбитражном суде Пензенской области (дело № А49-1761/2018).

В связи с изложенным, определением от 21.02.2018 рассмотрение дела № 3-09/03-2018 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела № А49-1761/2018.

В связи со вступлением в законную силу судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела № А49-1761/2018, определением от 18.12.2018 рассмотрение дела № 3-09/03-2018 возобновлено и назначено на 25.12.2018.

На рассмотрении дела 25.12.2018 лицами, участвующими в деле, новых доводов и доказательств не представлено.

В ходе анализа материалов дела установлено следующее.

Приказом Министерства от 02.03.2016 № 32 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области (далее – Приказ № 32).

Приказом № 32 установлено, что порядок размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО) устанавливает процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области (далее – Порядок) на земельных участках, находящихся в государственной (за исключением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации) и муниципальной собственности, и осуществляется на основании схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных органом местного самоуправления, определенным Уставом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством (далее – Схема) и договора на размещение НТО.

Приказом Минсельхоза от 4 октября 2017 г. № 465 (далее – Приказ № 465) в приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 № 32 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области» внесены изменения.

В частности Пункт 10 Приказа № 32 изложен в следующей редакции:

«10. Без проведения аукциона договор на размещение НТО в местах, определенных Схемой, заключается в следующих случаях:

10.1. размещение передвижных средств развозной торговли (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной, рыбной, кондитерской продукции, социально значимых продовольственных товаров первой необходимости);

10.2. размещение НТО хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему договору аренды того же земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года, предоставленного для размещения НТО;

10.3. размещение НТО хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему договору аренды того же земельного участка, заключенному после 1 марта 2015 года в случаях и порядке, которые предусмотрены пунктами 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставленного для размещения НТО».

Таким образом, пункты 10.2, 10.3 Приказа № 32 в редакции Приказа № 465 предоставляют право на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона хозяйствующим субъектам при наличии у них договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение НТО, место размещения которого предусмотрено Схемой. Обязательным условием также является надлежащее исполнение обязательств по договору аренды.

С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее также – ЗК РФ), внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, для размещения нестационарных торговых объектов может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ).

Законом № 381-ФЗ предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

На основании части 1 статьи 10 названного Закона размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

В соответствии с приведенными нормами законодательства, законное нахождение НТО на земельных участках, включенных в Схему, является основанием для размещения данного объекта.

Постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 № 470 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.

Право на размещение НТО в местах, определенных Схемой, предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Приказом № 32 от 02.03.2016.

Таким образом, на момент включения земельных участков в Схему Постановлением Администрации от 09.04.2015 № 470 нормативный акт, регламентирующий порядок заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы, принят не был.

В соответствии с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ, возможность размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, включенных в Схему, не ставится в зависимость от наличия действующего договора аренды на соответствующий земельный участок.

Между тем, Комиссией Управления принято во внимание следующее.

09.01.2018 Министерству сельского хозяйства Пензенской области выдано предупреждение № 3-20-1/01-2018 о необходимости прекратить нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению последствий такого нарушения, для чего:

- в срок до 20.01.2018 привести пункты 10.2, 10.3 Приказа Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 № 32 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области» в соответствие с действующим законодательством, в частности, исключить условие о надлежащем исполнении хозяйствующим субъектом, своих обязательств по действующему договору аренды того же земельного участка, в качестве обязательного условия для приобретения данным  хозяйствующим субъектом права на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона, в случае если его НТО был законно расположен на том же месте, включенном в Схему, до утверждения вышеуказанного Приказа № 32.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.06.2018по делу № А49-1761/2018 указанное предупреждение Пензенского УФАС России признано не соответствующим закону и отменено.

Судом апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области оставлено без изменения.

Судами установлено, что включение Приказом № 465 от 04.10.2017 в Приказ № 32 пунктов 10.2 и 10.3, предусматривающих право арендаторов земельных участков на заключение без аукциона договоров на размещение НТО по тем же адресам, не противоречит нормам законодательства, в связи с чем в рассматриваемых действиях Минсельхоза отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления

 

                                                                                                       

РЕШИЛА:

 

  1. Дело № 3-09/03-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Министерства сельского хозяйства Пензенской области по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны