Решение б/н Решение по итогам рассмотрения жалобы ОАО «Страховое обществ... от 3 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-09-1/3-2013

28 февраля 2013 года                                               г. Пенза, ул. Урицкого, 127                                                    

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- Володина В.А. – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы;

- Францевой Е.В. – члена Комиссии, главного специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы;

- Анохиной М.В. – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы;

при участии:

со стороны открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (далее – ОАО «СОГАЗ»):

- <…> – начальника Пензенского отделения Саратовского филиала ОАО «СОГАЗ» по доверенности от 16.07.2012 № СГф-12/40;

 со стороны открытого акционерного общества «Пензенское производственное объединение «Электроприбор» (далее – ОАО «ПО «Электроприбор»):

- <…> – начальника бюро по проведению торгов по доверенности от 27.02.2013 № 13;

- <…> – юрисконсульта 1 категории по доверенности от 27.02.2013 № 12;

- <…> – юрисконсульта 2 категории по доверенности от 27.02.2013  № 11;

со стороны страхового открытого акционерного общества «ВСК» (далее – СОАО «ВСК»):

- <…> – заместителя директора – руководителя Центра корпоративного страхования Пензенского филиала СОАО «ВСК» по доверенности от 16.01.2013 № 1;

рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (проспект Академика Сахарова, д.10, Москва, 107078) в лице Пензенского отделения Саратовского филиала ОАО «СОГАЗ» (ул. Урицкого, д.74/9, г.Пенза, 440000) на действия конкурсной комиссии Заказчика - ОАО «ПО «Электроприбор» по выбору организации для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте по нарушению процедуры запроса котировок ОАО «ПО «Электроприбор» в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 21 февраля 2013 года поступила жалоба ОАО «СОГАЗ» (проспект Академика Сахарова, д.10, Москва, 107078) в лице Пензенского отделения Саратовского филиала ОАО «СОГАЗ» (далее также – заявитель) на действия конкурсной комиссии Заказчика - ОАО «ПО «Электроприбор» по выбору организации для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.  

Из жалобы заявителя следует, что 7 февраля 2013 года  ОАО «ПО «Электроприбор» в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.ru размещено извещение о проведении запроса котировок (извещение № 31300130694, далее - извещение) по отбору организации, оказывающей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. ОАО «СОГАЗ» подало заявку на участие в указанном запросе котировок согласно извещению с предложением цены договора, рассчитанной в соответствии с действующим законодательством РФ на основании представленной в приложении к извещению информации. Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 13 февраля 2013 года № 1/13023-31300130694 победителем запроса котировок признано СОАО «ВСК». По мнению заявителя, при формировании цены договора, предложенной победителем запроса котировок, применен необоснованный размер дополнительного понижающего коэффициента. В связи с чем, конкурсной комиссией неверно определен победитель запроса котировок.

На заседании Комиссии Управления 28 февраля 2013 года представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Правовая позиция ОАО «ПО «Электроприбор» изложена в письменном отзыве от 26.02.2013 № 125/1429.

На заседании Комиссии Управления представитель ОАО «ПО «Электроприбор» с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, что процедура запроса котировок при выборе организации, оказывающей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в том числе, рассмотрение представленных заявок, проведена в соответствии с  требованиями «Положения о закупках для нужд ОАО «ПО «Электроприбор».

 Комиссия Управления в соответствии с уведомлением – требованием  от 25.02.2013 № 346-3 назначена и проведена в 14 часов 00 минут 28 февраля 2013 года.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность ОАО «ПО «Электроприбор» и содержащим требования к закупке, является Положение о закупках для нужд ОАО «ПО «Электроприбор» (далее – Положение о закупках), утвержденное Советом директоров общества (протокол от 14.03.2012 № б/н).

Пунктом 1.2. Положения о закупках установлено, что данное положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с закупкой.

В соответствии с пунктом 3.1. Положения о закупках для проведения процедур закупки, в том числе, способом запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается Единая комиссия.

Согласно п. 12.4.1. Положения о закупках под запросом котировок понимается способ закупки, при котором информация о потребностях в товарах работах услугах для нужд Заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора.

Как следует из представленных документов 07.02.2013 на официальном сайте www.zakupki.ru  опубликовано извещение № 31300130694 о проведении ОАО «ПО «Электроприбор» запроса котировок по отбору организации, оказывающей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее - запрос котировок по отбору организации, оказывающей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта), с приложением, содержащим пакет документов, который должна содержать котировочная заявка.

Согласно извещению № 31300130694 начальная (максимальная) цена договора составляет 285 000 (двести восемьдесят пять тысяч) рублей.

На участие в рассматриваемом запросе котировок было подано 7 котировочных заявок, две из которых обоснованно отклонены.

Из представленных документов установлено, что две котировочные заявки (СОАО «ВСК» и ООО «Росгосстрах») содержат наиболее низкую цену договора, а именно 259 200 (двести пятьдесят девять тысяч двести) рублей 00 копеек.

Котировочная заявка СОАО «ВСК» подана 08.02.2013, котировочная заявка ООО «Росгосстрах» - 11.02.2013.

Пунктом 12.4.7 Положения о закупках предусмотрено, что при предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками закупки победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников закупки.

 Согласно протоколу от 13.02.2013 № 1/13023-31300130694 рассмотрения и оценки котировочных заявок победителем в проведении запроса котировок по отбору организации, оказывающей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта, с учетом п. 12.4.7. Положения о закупках признано СОАО «ВСК», предложившее наиболее низкую цену договора.

Из представленных документов установлено, что предложенная СОАО «ВСК» цена договора в размере 259 200, руб. сформирована с применением дополнительного понижающего коэффициента равного 0,9.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2012 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», а также пункту 2 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии» при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

В зависимости от уровня безопасности опасного объекта интервал возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов с 1 января 2012 года до 31 декабря 2013 года составляет от 0,9 до 1.

В соответствии с пунктами 23, 24 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ  от 03.11.2011  № 916, при определении размера страховой премии, подлежащей уплате страхователем по договору обязательного страхования, страховщик применяет базовые страховые тарифы и поправочные коэффициенты к ним, исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении об обязательном страховании и иных документов, прилагаемых к нему. Для применения коэффициентов страховых тарифов размер вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможное количество потерпевших и уровень безопасности опасного объекта определяются в соответствии с порядком определения вреда.

Частью 11 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2012 № 225-ФЗ установлено, что порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2012 № 225-ФЗ установленные профессиональным объединением страховщиков стандарты и правила профессиональной деятельности, содержащие требования, в том числе, в отношении порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта, обязательные для его членов.

Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта, утвержденный решением президиума Национального союза страховщиков ответственности (протокол N 28 от 08.06.2011), предусматривает предоставление исходных сведений владельцами опасных объектов по установленным формам с целью расчета понижающего коэффициента уровня безопасности опасного объекта.

Из анализа представленных документов установлено, что приложение к извещению № 31300130694 содержит вышеуказанные формы.

Таким образом, страховщик, формируя цену договора с применением дополнительного понижающего коэффициента, при подаче котировочной заявки на участие в запросе котировок по отбору организации, оказывающей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта, обязан в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2012 № 225-ФЗ руководствоваться порядком определения уровня безопасности, установленным профессиональным объединением страховщиков.

Из анализа представленных в ходе рассмотрения дела документов, установлено, что Единая комиссия рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает данные заявки (п. 12.4.7. Положения о закупках).

При этом на Единую комиссию не возложена обязанность по контролю за соблюдением страховщиками порядка определения уровня безопасности опасного объекта, а также применением обоснованного размера дополнительного понижающего коэффициента при формировании цены договора.  

Таким образом, доводы ОАО «СОГАЗ», указанные в жалобе, о том, что Единой комиссией неверно определен победитель, в связи с неправомерным применением СОАО «ВСК» соответствующего дополнительного понижающего коэффициента, являются необоснованными.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Извещением о проведении запроса котировок по отбору организации, оказывающей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта установлено, что котировочная заявка должна содержать пакет документов, указанных в Приложении 1 к данному извещению.

Анализ представленных документов показал, что поданная СОАО «ВСК» котировочная заявка не содержит полного пакета документов, установленного извещением № 31300130694, а именно отсутствует «форма котировочной заявки».

Пунктом 12.4.7. Положения о закупках, установлено, что Единая комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

Исходя из изложенного, поданная СОАО «ВСК»  котировочная заявка подлежит отклонению.

Вместе с тем, как было указано выше,  победителем в проведении запроса котировок по отбору организации, оказывающей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта было признано предложившее наиболее низкую цену СОАО «ВСК». 

Таким образом, признание Единой комиссией победителем рассматриваемого запроса котировок СОАО «ВСК» является неправомерным.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.

На заседании Комиссии Управления представитель ОАО «ПО «Электроприбор» пояснил, что по результатам проведения рассматриваемого запроса котировок между ОАО «ПО «Электроприбор» и СОАО «ВСК» 16.02.2013 заключен Договор № <…> обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – Договор), а также в соответствии с п. 4.6. Договора страхователем страховщику уплачена часть страховой премии.

Учитывая то обстоятельство, что на момент рассмотрения жалобы, вышеуказанный Договор был заключен, в соответствии с которым Страхователь уже приступил к выполнению необходимых обязательств по Договору, Комиссия Управления единогласно пришла к выводу о том, что по результату рассмотрения дела, предписание ОАО «ПО «Электроприбор» не выдавать.

Основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу о нарушении  Единой комиссией организатора запроса котировок части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Управления, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу открытого акционерного общества  «Страховое общество газовой промышленности» необоснованной.

Признать Единую комиссию организатора запроса котировок ОАО «ПО «Электроприбор», нарушившей часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с заключением договора от 16.02.2013 № <…> предписание ОАО «ПО «Электроприбор» не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны