Решение б/н Решение по делу № 3-09/10-2016 от 12 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/10-2016

«12» мая 2016                                                                                                                                                                                                                   г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» апреля 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» мая 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- .... – руководителя управления, председателя Комиссии;

- .... – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- .... – государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» (далее – ООО «АИК Пензенской области», Общество):

- .... – представителя по доверенности от 01.03.2016 № 2/2016

рассмотрев дело № 3-09/10-2016 по признакам нарушения ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» (440000, Пензенская область, г. Пенза, ул. Гладкова, д.3) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Ленинского района г. Пензы  поступила информация о нарушении ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» антимонопольного законодательства РФ при проведении  запроса цен на право заключения договора поставки на приобретение легкового автомобиля Chery Arrizo 7 или его эквивалент (извещение № 31501986335 от 03.02.2015) (далее – Запрос цен).

По результатам анализа представленных документов и информации приказом Управления от 17.02.2016 № 27 в отношении ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель ответчика подтвердил установление в закупочной документации необоснованного требования о предоставлении заявки в письменной форме. Также указал, что ОАО «АИК Пензенской области» пригласило к участию в запросе цен только юридических лиц в связи с отсутствием у индивидуальных предпринимателей и физических лиц возможности исполнить условия договора, заключаемого по результатам закупки.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

03.02.2015 ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 31501986335 о проведении закупки в форме открытого запроса цен на право заключения договора поставки на приобретение легкового автомобиля Chery Arrizo 7 или его эквивалент (далее - Извещение), а также закупочная документация.

Согласно Извещению и Закупочной документации объектом закупки является легковой автомобиль Chery Arrizo 7 или его эквивалент.

Пунктом 10 Извещения предусмотрено, что заявка и другие документы, необходимые для участия в процедуре запроса цен, предоставляются представителем претендента на участие в закупочной процедуре без взимания дополнительной платы. Пакет документов направляется в запечатанном конверте с пометкой: «Заявка на участие в Запросе цен», и далее предмет закупки. Пакет документов с заявкой предоставляется в запечатанном конверте с указанием предмета закупки. Все документы должны быть прошиты, пронумерованы и заверены печатью и подписью руководителя.

Также, пунктами 3.8.1., 3.8.12. раздела 3.8 «Требование к оформлению Заявки на участие в Запросе цен» Закупочной документации установлено, что заявка на участие в Запросе цен подается Претендентом в электронной и письменной форме.

Заявка на участие в Запросе цен должна быть надежно запечатана в конверт (пакет и т.п.) с надписью «Заявка на участие в Запросе цен … (указывается полное наименование предмета закупки)».

Согласно пункту 3.9.1. Закупочной документации претендент должен обеспечить доставку конверта с Заявкой на участие в Запросе цен в срок, установленный в извещении о проведении запроса цен, по адресу Организатора Запроса цен: 440000, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Гладкова, д.3.

Исходя из изложенного, а также анализа представленных документов установлено, что Извещение и закупочная документация содержат порядок подачи заявки в письменной форме.

Вместе с тем, порядок подачи заявки в электронной форме в Извещении и Закупочной документации не установлен.

Согласно Извещению и Закупочной документации рассматриваемая закупка проведена в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Положением о закупочной деятельности в открытом акционерном обществе «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области», утвержденным Советом директоров ОАО «АИК Пензенской области» (протокол от 06.11.2014  № 8/2014) (далее - Положение).

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 и включает в себя, в том числе, автомобили легковые.

Частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из анализа представленного ООО «АИК Пензенской области» Положения о закупках установлено, что данное Положение о закупках содержит главу 12, определяющую особенности проведения закупок в электронной форме на ЭТП.

Статьей 65 Положения о закупках предусмотрено, что при проведении закупки в электронной форме допускаются отклонения от норм Положения, обусловленные особенностями обмена документами в электронной форме, а также и использованием ЭТП в соответствии с официально принятыми правилами работы этих ЭТП. При проведении закупок в электронной форме официальное размещение извещения и официальное предоставление документации о закупке производятся в единой информационной системе с одновременным (в один день) размещением на ЭТП (если закупка проводится на ЭТП) копий указанных документов с указанием ссылок на оригинал.  Прием и вскрытие (ознакомление с содержимым) файлов, содержащих заявки участников процедур закупки, проводятся с использованием программных и технических средств ЭТП.

Согласно частям 1, 2 статьи 66 Положения о закупках все связанные с проведением закупки в электронной форме документы и сведения хранятся на ЭТП в форме электронных документов. Электронные документы (в т.ч. скан - копии оригиналов или нотариально заверенных копий документов), размещаемые на ЭТП в процессе проведения закупочной процедуры, должны быть подписаны электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно заказчика и (или) организатора закупки, поставщика либо участника закупки.

Частью 1 статьи 67 Положения о закупках установлено, что при проведении процедуры закупки в электронной форме вместо процедуры вскрытия конвертов проводится процедура открытия доступа к поданным заявкам.

В соответствии с пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Закупочная документация порядок подачи заявок в электронной форме на участие в Запросе цен не содержит, что приводит к нарушению пункта 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках и может привести к субъективной оценке заявок претендентов, необоснованному их отклонению.

Кроме того, Закупочной документацией предусмотрено обязательное требование о предоставлении заявки на участие в Запросе цен, в том числе, в письменной форме, что возлагает на потенциального участника закупки дополнительную противоречащую действующему законодательству о закупках обязанность, неисполнение которой может привести к неправомерному отказу претенденту в допуске к участию в закупке.

В ходе анализа представленных документов о Запросе цен также установлено следующее.

В пункте 2.1 Раздела 2 «Общие сведения о запросе цен» Закупочной документации содержится информация следующего содержания «Открытое акционерное общество «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» (ОАО «АИК Пензенской области»), находящееся по адресу: Российская Федерация, Пензенская область, город Пенза, улица Гладкова, дом 3) Извещением о проведении запроса цен (Раздел 1 настоящей Документации), опубликованным 02 февраля 2015 года на общероссийском официальном сайте: http://utp.sberbank-ast.ru/ пригласило юридических лиц, отвечающих требованиям пункта 3.6. настоящей Документации,  к участию в открытом запросе цен на право заключения договора поставки на приобретение легкового автомобиля Chery Arrizo 7 или его эквивалент».

Пунктом 2.2.1 «Термины и определения» Закупочной документации установлено, что Претендент – это юридическое лицо или совокупность юридических лиц, претендующее (-их) на оказание услуг, правосубъектность которого (-ых) позволяет заключить Договор на условиях Запроса цен и осуществить выполнение обязательств по Договору.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Закупочной Документации Заявка на участие в Запросе цен – предложение Претендента (отдельное либо коллективное/совместное) – юридического (-их) лица (лиц), составленное по форме и в соответствии с требованиями Документации и направленное Организатору Запроса цен с целью заключить Договор, оформленное и поданное в соответствии с требованиями настоящей Документации.

Из указанных положений Закупочной документации следует, что в проводимом ОАО «АИК Пензенской области» Запросе цен могли принять участие только  юридические лица.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Аналогичное положение содержится также в разделе «Термины и определения» Положения о закупках, согласно которому участник закупки  - любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или нескольку физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или нескольку индивидуальных предпринимателей,  выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в документации о закупке в соответствии с Положением.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Довод ОАО «АИК Пензенской области» об отсутствии у индивидуальных предпринимателей и физических лиц возможности исполнить условия договора, заключаемого по результатам Запроса цен, является несостоятельным.

Ограничений в рассматриваемом Запросе цен по статусу претендентов действующим законодательством РФ не установлено.

Доказательств невозможности иным лицам, в том числе, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам исполнить условия договора, заключаемого по результатам Запроса цен, в антимонопольный орган не представлено.

Таким образом, установление в Закупочной документации положений, предусматривающих возможность участия в Запросе цен только юридических лиц, привело к ограничению доступа иным лицам (физическим, индивидуальным предпринимателям) принять участие в данной закупке, нарушению пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а, следовательно, ограничению конкуренции при проведении закупки.

Частью 1 статьи 17  Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, Комиссия единогласно пришла к выводу, что действия ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области», выразившиеся в неопределении в Закупочной документации порядка подачи заявок в электронной форме на участие в Запросе цен, установлении противоречащих действующему законодательству РФ требований подачи заявки в письменной форме, а также в ограничении доступа иным лицам (физическим, индивидуальным предпринимателям) принять участие в закупке, привели (могли привести) к ограничению доступа к участию в Запросе цен и нарушению части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате совершения действий при организации запроса цен на право заключения договора поставки на приобретение легкового автомобиля Chery Arrizo 7 или его эквивалент (извещение № 31501986335 от 03.02.2015), которые привело (могли привести) к ограничению конкуренции.

2. Выдать ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской областипредписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    

 

Члены Комиссии                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны