Решение №3-09/10-2018 Решение по жалобе от 16 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»(далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:

…………….

при участии:

представителя ОАО «Электроопора-Р»: Л… –доверенность от 09.04.2018;

представителей ЗАО «Пензенская горэлектросеть»: Н… – доверенность от 10.04.2018 № 11/2338, Я…– доверенность от 07.07.2017 № 11/3917;

рассмотрев жалобу ОАО «Электроопора-Р» (Сущинского ул., 48 а, г. Саранск, Республика Мордовия, 430031, ИНН 1328902403, ОГРН 1041320004791) на действия заказчика - ЗАО «Пензенская горэлектросеть» (ул. Московская, д. 82,г. Пенза, 440000, ИНН 5836601606, ОГРН 1025801354391) при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку стоек СВ-95-2с (средний ремонт) (извещение № 31806220245, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 03.04.2018 г. поступила жалоба ОАО «Электроопора-Р» на действия заказчика - ЗАО «Пензенская горэлектросеть» при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку стоек СВ-95-2с (средний ремонт) (извещение № 31806220245, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из жалобы следует, что заявленное в закупочной документации требование относительно наличия у участников открытого запроса цен сертификата соответствия системы менеджмента стандартуISO 9001 является завышенным, так как на территории РФ подтверждение системы менеджмента качества на предприятии указанному стандарту носит добровольный характер.

Согласно пояснениям ЗАО «Пензенская горэлектросеть»,требование относительно наличия сертификата соответствия системы менеджмента стандартуISO 9001 относится не к участникам запроса цен, а к производителям продукции, являющейся предметом поставки, так как для исключения возможности срыва обеспечения потребителей электрической энергией, обществу следует заключать договоры с поставщиками продукции, подтвердившими качество оборудования – стоек СВ-95-2c.

Комиссия Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 04.04.2018 № 1180-3 назначена и проведена 11.04.2018 г. в 15 часов 00 минут.

На заседании Комиссии Управления 11.04.2018 представитель ОАО «Электроопора-Р» поддержал доводы жалобы в полном объеме.Кроме того, представителем подателя жалобы был заявлен также довод о нарушении заказчиком срока заключения договора – 27.03.2018, в результате чего участники запроса цен были лишены права на обжалование действий заказчика до заключения договора в антимонопольный орган.

Представители ЗАО «Пензенская горэлектросеть» поддержали позицию, изложенную в письменных пояснениях от 09.04.2018 № 6/2305.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Учитывая вышеизложенное, жалоба ОАО «Электроопора-Р»подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Проанализировав документы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Пензенского УФАС России приходит к следующим выводам.

07.03.2018 ЗАО «Пензенская горэлектросеть» в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) размещено извещение № 31806220245 (далее – Извещение)о проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку стоек СВ-95-2с (средний ремонт).

Срок представления заявок: с 07.03.2018 по 15.03.2018 16:00.

Дата и время рассмотрения заявок: 16.03.2018 в 09:30.

Дата и время подведения итогов: 30.03.2018 в 12:00.

Результаты рассмотрения заявок размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

В ходе анализа Извещения и представленных документов было установлено следующее.

Статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, N 223-ФЗ)предусмотрено, что при закупке заказчики руководствуются законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регламентирующими правила закупки - положениями о закупке, являющимися документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки).

В соответствии с указанной статьей Закона N 223-ФЗ в ЗАО «Пензенская горэлектросеть» принято Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ЗАО «Пензенская горэлектросеть», утвержденное решением наблюдательного совета (протокол № 17 от 06.06.2013) (далее – положение).

Подразделом 8.6.3 раздела 8 Положения установлено, что ЗАО «Пензенская горэлектросеть» могут устанавливаться обоснованные требования к опыту работы, наличию ресурсных возможностей, должной организационной структуре или системе взаимодействия с контрагентами.

Согласно Положению заказчиком для проведения запроса цен на право заключения договора на поставку стоек СВ-95-2с разработана документация к открытому запросу цен № 38 от 05.03.2018 ЗАО «Пензенская горэлектросеть»(далее – Документация).

В соответствии с пунктом 3.5 Документации производитель продукции должен быть сертифицирован по системе менеджмента качества ISO 9001.

На основании пункта 32 Документации, в качестве подтверждения соответствия указанному требованию участник должен представить сертификат соответствия системы менеджмента требованиям стандартаISO 9001.

Положения Закона N 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.

С целью обеспечения равного доступа заинтересованных лиц к проведению закупок заказчикам в документации о закупке в соответствии с положением о закупке целесообразно устанавливать исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, а также к представляемым в составе заявки документам и информации.

При этом Закон N 223-ФЗ не содержит запретов на установление заказчиком требований к участникам о необходимости в составе заявки представлять копию сертификата качества ISO 9001.

Таким образом, заказчик самостоятельно в положении о закупке устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок для проведения процедур закупок товаров, работ, услуг и осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые указаны в документации и предусмотрены положением о закупке.

Требование о предоставлении указанного сертификата не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а направлено на привлечение квалифицированных производителей продукции. Указанное требование предъявляется в равной степени ко всем участникам запроса цен без исключений и преференций, и не означает необходимость представления указанного сертификата непосредственно участником, который в целях исполнения обязательства по поставке продукции может заключить договор с контрагентом, обладающим указанным сертификатом.

При этом, согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Устанавливая в пункте 3.5 Документации требования, о том что производитель продукции должен быть сертифицирован по системе менеджмента качества ISO 9001и не конкретизируя какие именно сертификаты должны быть представлены, заказчиком - ЗАО «Пензенская горэлектросеть» допускается нарушение пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как данное требование не позволяет участникам представить необходимые документы в силу неопределенности области работ, на которую необходимо представить указанные сертификаты.

Относительно довода подателя жалобы о нарушении заказчиком срока заключения договора Пензенским УФАС России установлено следующее.

Для достижения целей, установленных статьей 1 Закона N 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, пункт 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 35-ФЗ "О защите конкуренции").

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Согласно пункту 10.10.3 Положения договор по итогам процедуры закупки заключается в сроки и в порядке, указанном в документации процедуры закупки.

В соответствии с пунктом 26 Документации в течение 10 рабочих дней после определения Победителя Заказчик уведомит его об этом и подпишет договор поставки на условиях настоящего запроса цен и предложения победителя.

Таким образом, текст документации, не учитывающий процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, закрепленную в Законе N 223-ФЗ и Законе N 135-ФЗ, позволяет заключить договор ранее истечения срока обжалования действия (бездействия) заказчика/закупочной комиссии, то есть фактически способствует исключению применения оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, а потому направлен против прав участников закупки, предусмотренных законодательством.

В соответствии с протоколом № 48 ЗЦ-ПГЭСпо оценке предложений и выбору победителя открытого запроса цен от 20.03.2018 победителем открытого конкурса признано ООО «Пачелмчский завод железобетонных изделий», предложившее заявку с наиболее выгоднымиусловиями и соответствующую извещению и документации.

27.03.2018 заказчиком с ООО «Пачелмчский завод железобетонных изделий» был заключен договор поставки. Информация о заключении договора размещена на Официальном сайте 28.03.2018.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках).

Статьей 3 Закона N 223-ФЗ к принципам, которыми при закупке руководствуются заказчики, отнесены: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заключение договора ранее десятидневного срока для обжалования в антимонопольный орган, нарушает часть 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции, пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупкахи приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.Довод жалобы ОАО «Электроопора-Р» в указанной части признается Комиссией Пензенского УФАС России обоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

В связи с заключением заказчиком 27.03.2018договора № на поставку по результатам проведения запроса цен, Комиссией Управления принято решение предписание в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в указанной части не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу открытого акционерного общества «Электроопора-Р» (Сущинского ул., 48 а, г. Саранск, Республика Мордовия, 430031, ИНН 1328902403, ОГРН 1041320004791) на действия заказчика –закрытого акционерного общества «Пензенская горэлектросеть» (ул. Московская, д. 82,г. Пенза, 440000, ИНН 5836601606, ОГРН 1025801354391) при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку стоек СВ-95-2с (средний ремонт) (извещение № 31806220245, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика – закрытое акционерное общество «Пензенская горэлектросеть» (ул. Московская, д. 82,г. Пенза, 440000, ИНН 5836601606, ОГРН 1025801354391), нарушившим пункта 4 части 1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 3Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», часть 4 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов не выдавать в связи с заключением договора по результатам проведения конкурса.
  4. Материалы жалобы передать должностному лицу отдела контроля органов власти и рекламы Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны