Решение №3-09/11-2017 Решение от 16 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке,                              предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:

........

при участии:

          представителя Акционерного общества «Пензтеплоснабжение»: Г... – доверенность № 20 от 09.03.2017,

         рассмотрев жалобу ООО «Медосмотры.ру» (3-ий проезд Рахманинова, д.5,    г. Пенза, 440066) на действия Заказчика – Акционерного общества «Пензтеплоснабжение» (ул. Кривозерье, д. 24, г. Пенза, 440031) (далее – АО «Пензтеплоснабжение», Заказчик) при проведении запроса ценовых котировок на проведение медицинских осмотров и диспансеризации работников (проведение периодического медицинского осмотра работников АО «Пензтеплоснабжение»  в 2017 году) (извещение № 31704764221),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 27 февраля 2017 года поступила жалоба ООО «Медосмотры.ру» на действия Заказчика – АО «Пензтеплоснабжение» при проведении запроса ценовых котировок на проведение медицинских осмотров и диспансеризации работников (проведение периодического медицинского осмотра работников АО «Пензтеплоснабжение»  в 2017 г.) (извещение № 31704764221) (далее – Запрос котировок). Запрос котировок проводился в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

Из жалобы заявителя следует, что  ООО «Медосмотры.ру» подало заявку на участие в данном запросе ценовых котировок. 22.02.2017 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru появилась информация, что по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок в отношении                                         ООО «Медосмотры.ру»  было принято решение об отклонении его заявки. Соответствующее решение было оформлено протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 31704764221-01 от 21.02.2017. В качестве обоснования принятого решения указано следующее: «за несоответствие пункту 3.4 Информационной карты Части II закупочной документации (предлагаемая стоимость (с НДС) выполнения заказа превышает стартовую стоимость, указанную в п. 1.3.1 Информационной карты)». ООО «Медосмотры.ру»   указало в котировочной заявке цену, не превышающую установленную закупочной документацией максимальную цену договора - 334 000,00 рублей. В указанную сумму, как того и требовал Заказчик, были включены все затраты, связанные с оказанием услуг, в том числе все необходимые налоги и другие обязательные платежи, подлежащие уплате в связи с выполнением данных работ. По неизвестной причине Заказчик самовольно решил пересчитать указанную ООО «Медосмотры.ру» в котировочной заявке цену договора, добавив к ней НДС в размере 18%. В результате Заказчик получил новую, неоправданно завышенную цену заявки, превышающую установленную максимальную цену договора, на основании чего комиссия отклонила заявку подателя жалобы. Вышеописанные действия комиссии по мнению заявителя жалобы существенным образом нарушают права ООО «Медосмотры.ру».

Комиссия Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 02.03.2017 № 690-3 назначена и проведена 09 марта 2017 года в 12 часов 00 минут.

На заседании Комиссии Управления представитель                                               АО «Пензтеплоснабжение» с доводами заявителя о нарушении требований законодательства при проведении открытого аукциона согласился. Пояснил, что ему не было известно о том, что закупаемые услуги в соответствии с действующим законодательством РФ НДС не облагаются, нарушение имело место, однако оно никак не повлияло на подведение итогов закупки и на определение победителя запроса котировок, так как предложенная                              ООО «Медосмотры.ру» цена проведения медицинского осмотра почти в два раза превысила цену, предложенную участником, который был признан победителем запроса цен.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ ("О защите конкуренции" (далее – Закон о конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Пунктом 1 части 1 названной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 18.1 Закона  о защите конкуренции антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «Медосмотры.ру» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

07.02.2017  АО «Пензтеплоснабжение» в сети Интернет в соответствии с приказом № 9 от 07.02.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса ценовых котировок на проведение медицинских осмотров и диспансеризации работников (проведение периодического медицинского осмотра работников АО «Пензтеплоснабжение»  в 2017 г.) (извещение № 31704764221).

Заявки принимались посредством почтовой связи или курьерской службы с 07.02.2017 г. по 16.02.2017 г. с 8 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин.

Срок окончания подачи заявок в 17 ч. 00 мин. 16.02.2017.

Вскрытие заявок на участие в закупке  -  17.02.2017 в 09 ч. 00 мин.

Рассмотрение и оценка  заявок -  21.02.2017  в 09 ч. 00 мин.

Проведение медицинского осмотра сотрудников осуществляется на территории Исполнителя.

Срок проведения медицинского осмотра: с 1.03.2017 г. по 31.03.2017 г. (март 2017 г.)

Максимальная цена договора – 345 400,00 (триста сорок пять тысяч четыреста) руб.

Из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 21.02.2017 следует, что до окончания указанного в извещении о проведении запроса котировок срока подачи котировочных заявок 16 февраля 2017  17 часов 00 минут поступило четыре котировочных заявки:

1)      ООО «Медосмотры.ру» предлагаемая цена договора составила:                     334 000,00 руб.;

2)      ОАО «Фармация» предлагаемая цена договора составила:                          151 800,00 руб.;

3)      ООО «ЗДОРОВЬЕ+» предлагаемая цена договора составила:                       194 020,00 руб.;

4)      ООО «Пенза-Мед» предлагаемая цена договора составила: 198 000,00 руб.

Комиссия отклонила заявку ОАО «Фармация» в соответствии п. п .3.6.3,              п. 3.6. Части I закупочной документации (листы котировочной заявки не были прошиты, не пронумерованы, не скреплены печатью участника процедуры).

Предложенная заявка участника ООО «Медосмотры.ру» была отклонена «за несоответствие пункту 3.4 Информационной карты Части II закупочной документации (предлагаемая стоимость (с НДС) выполнения заказа превышает стартовую стоимость, указанную в п. 1.3.1 Информационной карты)».

Победителем запроса котировок было признано ООО «ЗДОРОВЬЕ+» с ценовым предложением 194 020, 00 руб.

Второй номер был присвоен участнику ООО «Пенза-Мед», предлагаемая цена которого составила 198 000,00 руб.

По результатам запроса цен заключен договор о закупке товаров, работ, услуг № 55836631600170000050000 от 27.02.2017 г. с ООО «ЗДОРОВЬЕ+».

 

Проанализировав документы, позицию заявителя, изложенную в жалобе, и организатора закупки, Комиссия Пензенского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3.4.1 Части I закупочной документации цена договора, предлагаемая участником закупки и указанная в котировочной заявке, не может превышать начальную цену договора, указанную в Информационной карте. В случае, если цена договора, указанная в котировочной заявке и предлагаемая участником размещения заказа превышает начальную цену договора, указанную в Информационной карте, соответствующий участник размещения заказа не допускается к участию в процедуре закупки на основании несоответствия его котировочной заявки требованиям, установленным настоящей документацией. Предложение по цене договора должно быть оформлено участником по форме, указанной в п. 3.4.Части III закупочной документации. В цену договора включается компенсация издержек Исполнителя, причитающееся ему вознаграждение, затраты на оплату труда медицинского персонала, оказывающего услуги, стоимость лабораторных исследований и реактивов, изделий медицинского назначения, расходных материалов, командировочные расходы, страхование, уплата таможенных пошлин, налоги, сборы и другие обязательные платежи, а также другие расходы Исполнителя, связанные с оказанием Услуг по Договору.

Согласно пункту 1.3.1 Информационной карты документации по проведению запроса цен максимальная цена договора составляет 345 400, 00 руб. (из расчета: 1570 рублей на одного работника Заказчика) в том числе НДС - 18%. В цену договора включается компенсация издержек Исполнителя, причитающееся ему вознаграждение, затраты на оплату труда медицинского персонала, оказывающего услуги, стоимость лабораторных исследований и реактивов, изделий медицинского назначения, расходных материалов, командировочные расходы, страхование, уплата таможенных пошлин, налоги, сборы и другие обязательные платежи, а также другие расходы Исполнителя, связанные с оказанием Услуг по Договору.

В соответствии с пунктом 3.4 Информационной карты документации по проведению запроса котировок предлагаемая участником стоимость выполнения заказа в текущих ценах 2017 г. (с НДС) не должна превышать стартовой стоимости, указанной в п. 1.3.1 части 2 информационной карты запроса цен.

Форма коммерческого предложения (предложение по цене договора), являющаяся неотъемлемой частью закупочной документации, предусматривает указание цены как с учетом НДС, так и без учета НДС. При этом формой коммерческого предложения предусмотрено, что при условии применения иного режима налогообложения в строке «сумма с НДС»  ставится прочерк (с указанием режима налогообложения).

Из Предложения по цене договора, представленного  ООО «Медосмотры.ру» в составе заявки, следует, что предлагаемая им стоимость выполняемых работ, являющихся предметом договора, -  334 000, 00 руб. без учета НДС.

При этом в самом коммерческом предложении указано, что ООО «Медосмотры.ру» применяет упрощенную систему налогообложения, то есть в силу части 2 статьи 346.11. НК РФ  не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.

При указанных обстоятельствах у закупочной комиссии отсутствовали законные основания увеличивать предложенную подателем жалобы цену договора на сумму НДС в размере 18%.

Кроме того, право закупочной комиссии самостоятельно изменять предложенную в заявке участником закупки цену договора ни Законом о закупках, ни Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Пензтеплоснабжение», утвержденное Решением единственного акционера ОАО «Пензтеплоснабжение» б/н от 26.10.2015 (далее по тексту – Положение о закупках),  не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах Комиссия Пензенского УФАС России находит жалобу обоснованной.

В связи с заключением по итогам проведенного запроса котировок договора принято решение предписание в указанной части не выдавать.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ в случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе анализа закупочной документации и Положения о закупках было установлено следующее.

Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что  обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

        Пунктом 8 Информационной карты закупочной документации предусмотрено, что Заказчик в течение 5-и рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки ценовых котировок передает победителю проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем в его котировочной заявке в проект договора, прилагаемый к закупочной документации.

Победитель закупки должен подписать и заверить печатью указанный проект договора и вернуть его заказчику в 5-дневный срок.

Таким образом, установленный закупочной документацией срок подписания может составлять менее 10 дней.

Подведение итогов запроса котировок состоялось 21.02.2017, договор с победителем по итогам закупки заключен 27.02.2017, то есть до истечения установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока на подачу жалобы.

Установление в закупочной документации срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Учитывая вышеизложенное, в действиях Заказчика установлено нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупкх предусмотрено, что  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 указанной статьи положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 3 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

В ходе анализа Положения о закупках комиссией Пензенского УФАС России было установлено, что  в нарушение вышеназванной нормы гражданского законодательства пунктом 15.3 части 15 Положения о закупках закреплена возможность проведения перед подписанием договора переговоров между Заказчиком и победителем процедуры закупки, направленных на уточнение условий договора, которые не были зафиксированы в проекте договора, документации процедуры закупки и предложении победителя процедуры закупки.

Кроме того, указанная выше возможность переговоров с целью уточнения условий договора, которые не были зафиксированы в проекте договора, документации процедуры закупки и предложении победителя процедуры закупки,  нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом,  Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях организатора закупки АО «Пензтеплоснабжение» нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пензенского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Медосмотры.ру» обоснованной.
  2. Признать организатора торгов АО «Пензтеплоснабжение» при проведении запроса ценовых котировок на проведение медицинских осмотров и диспансеризации работников (проведение периодического медицинского осмотра работников АО «Пензтеплоснабжение»  в 2017 г.) (извещение № 31704764221) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 
  3. Выдать Заказчику – АО «Пензтеплоснабжение» предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и  части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  4. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

 

........

Связанные организации

Связанные организации не указаны