Решение №3-09/12-2018 Решение по жалобе от 23 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»(далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:

-………………..

при участии:

представителя ООО «СВСК»: Ш... –доверенность б/н, от 19.04.2018;

представителя ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий»: Т...– доверенность 58 АА 1034874 от 11.01.2017;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СВСК» (Юбилейная ул., 2В, оф. 1007, г. Тольятти, Самарская область, 445034, ИНН 6321218440, ОГРН 1086320023184, далее – ООО «СВСК») на действия заказчика- государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» (Строителейпр.,7, г. Пенза, 440066,ИНН 5834007436, ОГРН 1035802000959, далее – ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)», ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж), при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту оконных заполнений и замене входных дверей в здании ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) (извещение № 31806201212, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 05.04.2018 г. поступила жалоба ООО «СВСК» на действия заказчика и конкурсной комиссии заказчика - ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту оконных заполнений и замене входных дверей в здании ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) (извещение № 31806201212, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из жалобы следует, что заказчиком - ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» при проведении конкурса были допущены нарушения Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж).

Согласно пояснениям ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий»,нарушений при проведении открытого конкурса заказчиком и комиссией допущено не было.

Комиссия Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 10.04.2018 № 1298-3 назначена и проведена 16.04.2018 г. в 12 ч. 00 мин.

На заседании Комиссии Управления 16.04.2018 представитель ООО «СВСК» поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий»пояснил, что при проведении открытого конкурса нарушений заказчиком и комиссией допущено не было.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) срок рассмотрения жалобы был продлен и рассмотрение жалобы отложено на 19.04.2018 на 16 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 19.04.2018 представитель ООО «СВСК» довод о нарушении заказчиком части 6 статьи 3 Закона о закупках, при установлении условия об отсутствии у участников, которые предложат цену договора 3 млн.руб. и ниже, и в случаях, установленных ч.ч.2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, обязанности предоставлять выписку из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не поддержал. В части нарушения заказчиком подпункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно, отсутствии в документации (Техническом задании) количественных и качественных характеристик поставляемого товара, представитель ООО «СВСК» заявленные требования не поддержал. В остальной части доводы, изложенные в жалобе были поддержаны заявителем.

Представитель ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий»поддержал ранее изложенную позицию.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «СВСК» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Проанализировав документы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Пензенского УФАС России приходит к следующим выводам.

01.03.2018 ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий» в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) размещено извещение № 31806201212 (далее – Извещение) о проведении открытого конкурсана выполнение работ: «капитальный ремонт оконных заполнений и замена входных дверей в зданиях ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) по адресу: г. Пенза, проспект Строителей, 7».

Срок представления заявок: с 02.03.2018 по 21.03.2018 16:30.

Дата и время вскрытия конвертов: 22.03.2018 в 10:00.

Дата и время рассмотрения заявок: 23.03.2018 в 10:00.

Дата и время подведения итогов: 27.03.2018 в 10:00.

Результаты рассмотрения заявок размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с протоколом подведения итогов в открытом конкурсе победителем признано ООО «Промэнергосервис» с ценовым предложением 9 357 970руб.

05.04.2018 между ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) и победителем конкурса заключен договор № 31806201212.

В соответствии со статьей 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Статьей 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке заказчики руководствуются законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регламентирующими правила закупки - положениями о закупке, являющимися документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки).

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж), утверждено решением Наблюдательного совета ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) 20.01.2017 (далее – Положение о закупке).

Согласно пункту 6 Положения о закупке при покупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом № 223-ФЗ, Федеральным законом «О защите конкуренции», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также настоящим Положением.

Директором ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) 01.03.2018 утверждена «Документация открытого конкурса на право заключение договора на выполнение работ: «Капитальный ремонт оконных заполнений и замена входных дверей зданий ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) по адресу: г. Пенза, проспект Строителей, 7» (далее – Документация о закупке).

  1. По доводу заявителя о нарушении заказчиком пункта 201 Положения о закупке установлено следующее.

Порядок осуществления закупок путем проведения конкурсов установлен параграфом 2 Положения о закупках.

Пунктом 201 Положения о закупках установлено, что конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайтеи сайте Колледжа без взимания платы.

Документация о закупке размещается в единой информационной системе, находиться в ней в свободном доступе и может быть использована участником закупки в любое время с момента размещения без взимания платы (пункт 1.5 Документации о закупке).

При рассмотрении жалобы установлено, что заказчиком в нарушение пункта 201 Положения о закупках, документация о закупке не была размещена на сайте Колледжа.

В связи с вышеизложенным, довод заявителя о нарушении ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) пункта 201 Положения о закупке при проведении открытого конкурса Комиссия находит обоснованным.

  1. Рассмотрев довод ООО «СВСК» о нарушении заказчиком Положения о закупке в части процедуры проведения отдельных этапов конкурса, приходит к следующим выводам.

Параграф 2 Положения о закупке предусматривает проведение следующих процедур:

- Вскрытие конвертов (раздел 35). Публично в день, во время, и в месте, указанные в извещении и конкурсной документации, Комиссия по осуществлению закупок производит вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе (лоте) (пункт 225 Положения о закупке). При вскрытии конвертов с заявками Комиссия ведет протокол вскрытия конвертов, который подписывается всем присутствующими членами Комиссии на следующий рабочий день после вскрытия конвертов с заявками (пункт 230, 231 Положения о закупке)

- Рассмотрение и оценка заявок (раздел 36). В соответствии с пунктом 238 Положения о закупках комиссия оценивает конкурсные заявки, которые не были отклонены, для выявления победившей конкурсной заявки в соответствии с критериями и порядком оценки, изложенными в конкурсной документации. Результаты оценки заявок фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, которыйподписывается непосредственно в день рассмотрения и оценки заявок и размещается на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола (пункт 242 Положения о закупке).

Согласно Положению о закупке рассмотрение и оценка заявок происходит в одновременно (как единая процедура) и оформляется протоколом рассмотрения и оценки заявок.

Вместе с тем, согласно Документации о закупке (раздел 1.1.Извещение о проведении конкурса), при проведении конкурса были проведены следующие процедуры:

- вскрытие конвертов с заявками – 22.03.2018,

- рассмотрение заявок – 23.03.2018,

- подведение итогов – 27.03.2018.

Указанное обстоятельство подтверждается соответствующими протоколами, составленными после проведения каждой из вышеуказанных процедур (протокол № 49 вскрытия заявок на участие в открытом конкурсе от 22.03.2018, протокол № 50 рассмотрения заявок от 23.03.2018, протокол № 52 подведения итогов в открытом конкурсе от 27.03.2018).

Следовательно, подведение итогов как отдельная процедура закупки Положением о закупке не предусмотрена, определение победителя должно производиться непосредственно при рассмотрении и оценке заявок.

При рассмотрении дела установлено, что при проведении закупки заказчиком(ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж)) нарушен раздел 36 Положения о закупке.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Пензенского УФАС России находит довод ООО «СВСК» в указанной выше части обоснованным.

  1. Относительно довода заявителя о несоответствии Документации о закупке Положению о закупке в части принятия решения об отклонении или допуске заявки неуполномоченным лицом, установлено следующее.

Пункт 11 Положения о закупке предусматривает следующие основные понятия:

- заказчик - ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж),

- конкурсная комиссия по осуществлению закупок – коллегиальный орган, образуемый по решению заказчика для проведения процедур закупок.

Приказом ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) № 28-о от 21.04.2017 в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке создана закупочная комиссия. Приказом от 04.10.2017 № 68-о в состав закупочной комиссии ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) внесены изменения.

Согласно пункту 225 Положения о закупкепублично в день, во время, и в месте, указанные в извещении и конкурсной документации, Комиссия по осуществлению закупок производит вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе (лоте).

При вскрытии конвертов с заявками Комиссия ведет протокол вскрытия конвертов (пункт 230 Положения о закупке).

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами Комиссии на следующий рабочий день после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и размещается на официальном сайте не позднее, чем через 3 дня со дня подписания такого протокола (пункт 231 Положения о закупке).

Комиссия отклоняет конкурсную заявку в случаях, установленных пунктом 237 Положения о закупке.

Комиссия оценивает конкурсные заявки, которые не были отклонены, для выявления победившей конкурсной заявки, в соответствии с критериями и порядком оценки, изложенными в конкурсной документации (пункт 238 Положения о закупке).

Результаты оценки заявок фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, который подписывается непосредственно в день рассмотрения и оценки заявок и размещается на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола (пункт 242 Положения о закупке).

Таким образом, согласно Положению о закупке для проведения процедур закупки заказчиком создается закупочная комиссия, которая рассматривает заявки, принимает решение о соответствии/несоответствии поданной заявки, оценивает конкурсные заявки, определяет победителя закупки, ведет и подписывает протоколы процедур закупок.

Как следует из Документации о закупке, заказчик обязан предоставить возможность всем участникам закупки присутствовать при вскрытии конвертов с конкурсными заявками (пункт 2 раздел 1.7).

По результатам рассмотрения конкурсных заявок заказчик принимает решение о допуске (об отказе в допуске) участника закупки к участию в открытом конкурсе. (пункт 2 раздел 1.8 Документации о закупке).

Заказчик рассматривает конкурсные заявки участников на предмет их соответствия требованиям конкурсной документации, а также оценивает и сопоставляет конкурсные заявки в соответствии с порядком и критериями, установленными конкурсной документацией (пункт 3 раздел 1.8 Документации о закупке).

По итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок, в котором, в том числе может содержаться следующая информация - предложения для рассмотрения комиссией. Протокол подписывается ответственными представителями заказчика и представляется на рассмотрение комиссии (пункт 7 раздел 1.8 Документации о закупке).

Комиссия, рассмотрев конкурсные заявки и представленные материалы, принимает решение о победителе открытого конкурса. По результатам рассмотрения оформляется протокол (пункт 8 раздел 1.8 Документации о закупке).

Комиссия оценивает конкурсные заявки, которые не были отклонены, для выявления победившей конкурсной заявки, в соответствии с критериями и порядком оценки, изложенными в конкурсной документации (пункт 10 раздел 1.8 Документации о закупке).

Из вышеизложенного следует, что согласно Документации о закупке, вскрытие конвертов с заявками, а также их рассмотрение в нарушение Положения о закупке осуществляется заказчиком, а не закупочной комиссией.

Установленный Документацией о закупке порядок проведения конкурса не соответствует Положению о закупке и нарушает права участников закупки, поскольку предусматривает возможность принятие решения об отклонении или допуске заявки до участия в конкурсе неуполномоченным лицом (заказчиком).

В связи с вышеизложенным Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода ООО «СВСК» в указанной выше части.

  1. Относительно довода заявителя о нарушении в Документации о закупке пункта 233 Положения о закупке, установлено следующее.

Согласно пункту 233 Положения о закупке в ходе рассмотрения заявок Организатор закупки по решению Комиссии вправе, в случае если такая возможность была предусмотрена конкурсной документацией, направить письменные запросы участникам закупки (при этом организатором закупки не должны создаваться преимущественные условия участнику или нескольким участникам закупки), в том числе, о разъяснении положений заявок на участие в конкурсе.

Пункт 3 раздела 1.8. Документации о закупке предусматривает право заказчика в ходе рассмотрения заявок затребовать от участников закупки разъяснения положений конкурсных заявок.

Таким образом, в нарушение Положения о закупке, Документацией о закупке предусмотрено право заказчика запросить информацию у участника без соответствующего решения Комиссии.

В связи с вышеизложенным, Пензенское УФАС России считает довод ООО «СВСК» о несоответствии Документации о закупке пункту 233 Положения о закупке, обоснованным.

  1. Рассмотрев довод ООО «СВСК» о несоответствии утвержденной в документации формы заявки на участие в конкурсе Положению о закупке, Комиссия Пензенского УФАС установила следующее.

Требования к участникам закупки установлены в разделе 18 Положения о закупке.

Согласно пункту 139 Положения о закупке в документации о закупке могут устанавливаться обязательные требования к участникам закупки.

В качестве одного из таких требований предусмотрено отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах).

Участники закупки готовят свои заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями, установленными в конкурсной документации (пункт 206 Положения о закупке).

Заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с разделом 18 Положения о закупке (пункт 210 Положения о закупке).

Таким образом, из указанных норм Положения о закупке следует, что заявка участника должна содержать документы, подтверждающиеотсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах).

Аналогичная норма содержится в пункте 4 раздела 1.2Документации о закупке.

Документацией о закупке организатором торгов предусмотрены образцы форм и документов для заполнения участниками закупки (раздел III).

Согласно пункту 1 раздела 1.6 Документации о закупке заявки предоставляются по форме и в порядке, которые указаны в документации о закупке, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о закупке.

Комиссией Пензенского УФАС России установлено, что форма заявки на участие в конкурсе, содержит информацию о том, что участник, в числе прочих условий, подтверждает, отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Форма заявки содержит информацию несоответствующую Положению о закупке, что создает для участника правовую неопределенность относительно информации, которую он должен предоставить, чтобы быть допущенным для участия в конкурсе.

Кроме того, заявка, заполненная по форме, утвержденной в Документации о закупке, изначально будет содержать информацию не соответствующую Документации о закупке и Положению о закупке, что в соответствии с пунктом 237 Положения о закупке, разделом 1.3 Документации о закупке служит основанием для ее отклонения и недопуска к участию в конкурсе. Указанное обстоятельство может привести к злоупотреблениям со стороны Комиссии о закупке, созданию дополнительного барьера для участия в конкурсе и дискриминационных условий для участников закупки.

Таким образом, вышеуказанный довод ООО «СВСК» Пензенское УФАС России считает обоснованным.

  1. При рассмотрении довода заявителя относительно установленного в Документации о закупке неразумного срока внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе, установлено следующее.

Согласно пункту 7 раздела 1.6 Документации о закупке в составе заявки должны быть представлены документы, подтверждающие внесение обеспечения конкурсной заявки (если в извещении о проведении открытого конкурса содержится такое требование).

Извещение о проведении конкурса предусматривает обеспечение заявки путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика или предоставления банковской гарантии.

Пунктом 24 информационной карты конкурса предусмотрен следующий сроквнесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе – в течение срока подачи заявок на участие.

Срок подачи заявок установлен 02.03.2018 (9:00) - 21.03.2018 (16:00).

Дата вскрытия конвертов – 22.03.2018 (10:00).

Дата рассмотрения заявок – 23.03.2018 (10-00).

Согласно пункту 221 Положения о закупке в случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке, такой участник закупки признается не представившим обеспечение заявки.

Как следует из статьи 849 ГК РФ банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

С учетом того, что рассмотрение заявок на участие в рассматриваемом конкурсе документацией установлено 23.03.2018, то участники закупки, внесшие денежные средства на расчетный счет заказчика путем безналичного перевода в последний день приема заявок, могут не соответствовать указанному в пункте 221 Положения о закупке требованию, поскольку денежные средства на счет могут не успеть поступить, что не позволит лицу принять участие в конкурсе.

Закон о закупках устанавливает общие принципы, которыми должен руководствоваться заказчик при закупке товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 3).

При проведении закупки заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Таким образом, предусмотрев в Документации о закупке минимальный разрыв во времени между датой окончания срока внесения задатка и временем рассмотрения заявок,ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж), нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, создав необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  1. Относительно довода ООО «СВСК» об отсутствии в Документации о закупке информации о требованиях к качеству товара, необходимого заказчику, установлено следующее.

Требования к закупаемым товарам, работам и услугам установлены разделом 20 Положения о закупке.

Согласно пункту 156 Положения о закупке требования к качеству подлежат изложению в техническом задании со ссылкой на ГОСТы, ОСТы, СНиПы, технические регламенты, технические условия, технологические процессы производства работ и иные нормативно-технические документы.

Пунктом 5 Технического задания установлены следующие требования к качеству, техническим характеристикам материалов: при производстве работ необходимо применять современные строительные и отделочные материалы и изделия российского и импортного производства. Все применяемые материалы должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, а также другие документы удостоверяющие качество.

Пунктом 7 Технического задания установлено, что оконные блоки должны соответствовать ГОСТам.

С целью обеспечения равного доступа заинтересованных лиц к проведению закупок заказчикам в документации о закупке в соответствии с положением о закупке целесообразно устанавливать исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, а также к представляемым в составе заявки документам и информации.

При этом Закон N 223-ФЗ не содержит запретов в части предъявления заказчиком требований о соответствии качества товараГОСТам, ОСТам, СНиПам, техническим регламентам и т.д.

Таким образом, заказчик самостоятельно в положении о закупке устанавливает требования к качеству товара, работ и услуг, выступающих предметом конкурса.

При этом,согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Устанавливая в пункте 7 Технического задания требованияо соответствии качества товара ГОСТам и не конкретизируя каким именно ГОСТам должно отвечать качество поставляемой продукции, заказчиком - ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) допускается нарушение пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как данное требование не позволяет участникам определить соответствие своего товара требованиям Документации о закупке в силу неопределенности требований к качеству товара.

Таким образом, заказчик, в нарушение Положения о закупке не указал а Документации о закупке необходимые требования о качестве товара, работ и услуг, подлежащих закупке. В связи с чем, довод заявителя об отсутствии в Документации о закупке информации о требованиях к качеству товара, работ и услуг, необходимых заказчику, является обоснованным.

  1. Рассмотрев довод ООО «СВСК» о том, что требование к участнику конкурса о членстве в саморегулируемой организации (далее – СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, является завышенным, Пензенское УФАС России установило следующее.

Требования к участникам закупки определены разделом 18 Положения о закупке.

Требование о членстве участника в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, Положением о закупке не предусмотрено.

Пунктом 139 Положения о закупке предусмотрено, что в документации о закупке могут устанавливаться иные единые требования к участникам закупки, в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством РФ, нормативными документами ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) к поставкам (исполнителям, подрядчикам).

Документацией о закупке ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) в качестве одного из обязательных требований к участникам закупки установлено следующее: участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющий компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (пункт 8 раздел 1.2 Документации о закупке).

Пункт 7 раздела 1.6 Документации о закупке предусматривает, что в составе заявки должна быть представлена, в том числе, копия выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющий компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Представитель ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) пояснил, что указанное требование было установлено к участникам обоснованно в связи с тем, что предметом открытого конкурса выступают работы по капитальному ремонту оконных заполнений и замене входных дверей в здании ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж).

Довод ответчика об обоснованности установленного требования не принимается Комиссией Пензенского УЧАС России по следующим основаниям.

- Согласно извещению о проведении конкурса предмет конкурса определен как работы по капитальному ремонту оконных заполнений и замене входных дверей в здании ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж). Вместе с тем, классификация по ОКДП2/ОКВЭД2: 43.32.10.110/43.32, предполагает выполнение работ по установке дверных и оконных блоков и коробок, навеске дверных полотен (кроме дверей автоматического действия и вращающихся дверей), окон, оконных створок, планчатых створок, дверей гаражного типа и т.п. из любых материалов.

- Как следует из Технического задания на выполнение работ, состав подлежащих выполнению работ включает в себя демонтаж старых оконных блоков, дверей и установка новых пластиковых изделий в зданиях (разборка деревянных заполнений оконных и дверных проемов, установка оконных блоков из ПВХ профилей, установка подоконных досок из ПВХ, устройство водоотлива оконного, установка блоков из ПВХ в дверных проемах, облицовка оконных откосов штукатуркой, вывоз строительного мусора).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утвержден перечень указанных видов работ (далее - Перечень).

Для выполнения видов и групп видов работ, отмеченных в Перечне знаком звездочка*, требуется получение свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения их на объектах, указанных в статье 48.1 Кодекса.

По остальным группам и видам работ требуется получение свидетельства о допуске вне зависимости от того, выполняются ли они на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или нет.

Деятельность по изготовлению и монтажу оконных конструкций из ПВХ профилей, устройству швов монтажных узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам, установка оконных и дверных блоков из ПВХ, демонтаж старых деревянных оконных и дверных блоков с подоконными досками, установка подоконных досок из ПВХ, облицовка оконных откосов панелями ПВХ или штукатуркой и обрамление пластиковым уголком откосов по Периметру не включена в Перечень и к этим работам не применяется требование о вступлении в СРО и получении свидетельства о допуске.

Указанный вывод подтверждается письмом Минрегиона России от 14.01.2012 № 916-08/ДШ-ОГ «О порядке выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок, путем создания неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Таким образом, установив в Документации о закупке необоснованное требование к участникам конкурса, заказчиком - ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) допускается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как данное требование приводит к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

В связи с заключением заказчиком 05.04.2018 договора № 31806201212 по результатам проведения конкурса, Комиссией Управления принято решение предписание в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в указанной части не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СВСК» (Юбилейная ул., 2В, оф. 1007, г. Тольятти, Самарская область, 445034, ИНН 6321218440, ОГРН 1086320023184) на действия заказчика- государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» (Строителейпр.,7, г. Пенза, 440066, ИНН 5834007436, ОГРН 1035802000959)при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту оконных заполнений и замене входных дверей в здании ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) (извещение № 31806201212, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Признать заказчика – государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» (Строителейпр.,7, г. Пенза, 440066, ИНН 5834007436, ОГРН 1035802000959), нарушившим пункт 2 и 4 части 1 статьи 3,пункт 1 части 10 статьи 3Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов не выдавать в связи с заключением договора по результатам проведения конкурса.

4.Материалы жалобы передать должностному лицу отдела контроля органов власти и рекламы Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны