Решение б/н решение по делу № 3-09/16-2014 от 6 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

06.06.2014                                                                                                                       г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 6 июня 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

.... – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

... – начальника отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

.... – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;

при участии:

со стороны общества с ограниченной ответственностью «АТ Меди»:

- ... – представителя по доверенности от 01.05.2014 № б/н;

со стороны администрации города Пенза (далее также Администрация):

- .... – представителя по доверенности от 23.05.2014 № 1-05-691;

- .... – представителя по доверенности от 23.05.2014 № 1-05-692;

- .... – представителя по доверенности от 23.05.2014 № 1-05-693;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Три Д»:

- ... – директор общества по доверенности от 23.05.2014 № б/н;

со стороны муниципального казенного учреждения «Рекламная служба города Пенза» (далее – МКУ «Рекламная служба города Пензы»):

- .... – представителя по доверенности от 22.05.2014 № 9;

- Кузнецова К.А. – представителя по доверенности от 22.05.2014 № 11;

- .... – представителя по доверенности от 22.05.2014 № 10;

рассмотрев дело № 3-09/16-2014 в отношении администрации города Пензы (ИНН 5836010360, 440000, г. Пенза, пл. Маршала Жукова, 4) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление ООО «АТ Меди» (г. Пенза,    ул. Строителей, 35) в отношении администрации г. Пензы по вопросу нарушения действующего законодательства РФ при предоставлении права на установку рекламных конструкций.

По результатам анализа представленных документов и материалов, приказом Пензенского УФАС России от 25.04.2014 № 87 в отношении администрации г. Пензы возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель Администрации пояснил, что по результатам рассмотрения представленных заявителем документов, предусмотренных частью 11 статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее также Закон о рекламе), администрацией города было выдано разрешение на установку рекламной конструкции от 03.10.2013 № 226-13/226-13/255-13. Дополнено, что истребование у заявителя сведений, подтверждающих соблюдение процедуры торгов при заключении договора на установку рекламной конструкции, предусмотренных частями 5.1-5.7 статьи 19 Закона о рекламе, выходит за рамки полномочий Администрации.

На заседании Комиссии представитель МКУ «Рекламная служба города Пензы»  сообщил, что учреждение осуществляет подготовку разрешений на установку рекламных конструкций. Порядок выдачи данных разрешений установлен постановлением администрации города Пензы от 17 мая 2012 № 569. Решением Пензенской городской Думы от 20.12.2013 № 1397-57/5, а ранее решением Пензенской городской Думы от 20.12.2013 № 1396-57/5 формой проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции определен аукцион. Дополнено, что в связи с тем, что земельный участок, на котором размещена рекламная конструкция ООО «Три Д» является собственностью Пензенской области, информация о проведении торгов по заключению соответствующего договора у Учреждения отсутствовала.

Согласно письму ООО «АТ Меди» от 25.03.2014 (вх. № 1017) в целях получения права на установку рекламной конструкции Общество принимало участие в соответствующих торгах. Вместе с тем, рекламная конструкция по адресу: г. Пенза ул. Суворова – ул. Урицкого (далее также – Рекламная конструкция) установлена без проведения торгов, что приводит к нарушению принципа конкурентного равенства на рынке наружной рекламы.

Из устных, а также письменных объяснений ООО «Три Д» от 15.05.2014 (вх.              № 1749) следует, что целью заключения договора от 01.08.2013 № 17/4 на размещение объектов временного назначения является установка рекламных конструкций под размещение рекламно-информационных материалов. До 11.12.2013 общество осуществляло свою деятельность под наименованием ООО Научно-производственное объединение «Сапсан».

Согласно письменным объяснениям ГУП Пензенской области «Пензенская областная агропромышленная корпорация»  заключение договора от 01.08.2013 № 17/4 с собственником земельного участка не согласовывался. Данный договор заключен по результатам проведения переговоров в порядке предусмотренном статьей 432 Гражданского кодекса РФ.

Представителем ГУП Пензенской области «Пензенская областная агропромышленная корпорация» Шувариным А.Н (доверенность от 19.05.2014 № б/н) заявлено ходатайство от 21.05.2014 об отложении рассмотрения дела № 3-09/16-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, назначенного на 23.05.2014 в 10 часов 00 минут, в связи с невозможностью прибыть к назначенному времени по причине его участия в судебном заседании арбитражного суда Пензенской области.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006  № 135 –ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью его явки на заседание комиссии.

В целях объективного рассмотрения настоящего дела определением от 28.04.2014 (исх. № 1522-3) о назначении дела № 3-09/16-2014 Пензенским УФАС России, в том числе, у ГУП Пензенской области «Пензенская областная агропромышленная корпорация», привлеченного в рамках настоящего дела в качестве заинтересованного лица, были запрошены необходимые документы и информация. Согласно п.4.8. вышеуказанного определения предприятие вправе представить также иные документы и материалы, имеющие значение по данному делу. Письмом от 15.05.2014 № 119 документы и пояснения предприятием представлены в полном объеме, в связи с чем, необходимость в отложении рассмотрения дела № 3-09/16-2014 отсутствует, в связи с чем в удовлетворении указанного ходатайства Комиссией Пензенского УФАС России отказано.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

На основании заключенного между ГУП Пензенской области «Пензенская областная агропромышленная корпорация» и ООО Научно-производственным объединением «Сапсан» (с 11.12.2013 переименовано в общество с ограниченной ответственностью «Три Д», свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговом органе серия <...> договора от 01.08.2013 № 17/4 на размещение объектов временного назначения администрацией г. Пензы ООО «Три Д» выдано разрешение от 03.10.2013 № 226-13/226-13/255-13 на установку рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Пенза ул. Суворова – ул. Урицкого.

Собственником земельного участка (кадастровый номер <...> :29:00 000 000:0001), на котором размещена Рекламная конструкция является Пензенская область, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 20.11.2006                           № 164161.

На основании договора аренды от 16.01.2004 № 4867 данный земельный участок предоставлен ГУП «Пензенская областная промышленная корпорация» в арендное пользование сроком на 49 лет.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе, с арендатором.

Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" статья 19 Закона о рекламе дополнена частью 5.1, в силу которой заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также Федеральный закон № 98-ФЗ) часть 5.1 Закона о рекламе дополнена предложением следующего содержания: "Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах."

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 98-ФЗ до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона о рекламе  в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1 - 5.5 настоящей статьи.

Согласно представленной администрацией города Пенза информации схема размещения рекламных конструкций органом местного самоуправления не утверждена.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм права договор от 01.08.2014 № 17/4 на размещение объектов временного назначения должен быть заключен только по результатам проведения торгов и с согласия собственника земельного участка.

Документы, подтверждающие заключение договора от 01.08.2013 № 17/4 по результатам проводимых торгов, а также согласие собственника земельного участка на заключение данного договора, в Пензенское УФАС России не представлены.

Отсутствие согласия собственника земельного участка кадастровый номер <...> :29:00 000 000:0001 на присоединение рекламной конструкции к данному недвижимому имуществу подтверждается письмом ГУП Пензенской области «Пензенская областная агропромышленная корпорация» от 15.05.2014 № 119, представленным по запросу антимонопольного органа.

Исходя из изложенного, заключение договора от 01.08.2013 № 17/4 на размещение объектов временного назначения между ГУП Пензенской области «Пензенская областная агропромышленная корпорация» и ООО «Три Д» без процедуры проведения торгов и без согласия собственника земельного участка является нарушением частей 5.1, 6 статьи 19 Закона о рекламе.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Разрешение от 03.10.2013 № 226-13/226-13/255-13 на установку ООО «Три Д» Рекламной конструкции на земельном участке с кадастровым номером 58:29:00 000 000:0001 выдано администрацией г. Пензы.

Земельный участок, на котором установлена Рекламная конструкция, находится в государственной собственности.

В соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 19 Закон о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в случае нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.

Пунктом 8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Пензы", утвержденного постановлением администрации г. Пензы от 17.05.2012 N 569, определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении данной услуги. В соответствии с подпунктом 8.6 пункта 8 данного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций является нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 ст. 19 Закона о рекламе.

Исходя из изложенного, при принятии решения о выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции администрации г. Пензы необходимо было проверить соблюдение действующих положений Закона о рекламе при заключении договора на установку рекламной конструкции, в том числе договора от 01.08.2013 № 17/4.

В результате выдачи ООО «Три Д» разрешения от 03.10.2013 № 226-13/226-13/255-13 на установку Рекламной конструкции, право на которое получено без проведении торгов, администрацией г.Пензы нарушен пункт  6 части 15 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" деятельность по предоставлению рекламных услуг входит в группировку «рекламная деятельность» - 74.40.

В результате неправомерной выдачи Администрацией вышеуказанного разрешения, ООО «Три Д», эксплуатируя рекламную конструкцию без дополнительных затрат на покупку права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, получило необоснованные преимущества перед иными хозяйствующими субъектами при размещении наружной рекламы.

Вышеуказанные действия Администрации привели к ограничению конкуренции на рынке предоставления рекламных услуг в городе Пенза, поскольку иные хозяйствующие субъекты, кроме ООО "Три Д", были лишены возможности на размещение указанной рекламной конструкции, то есть были нарушены права и интересы неопределенного круга лиц.

Непроведение предусмотренных законодательством торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции настоящий федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целью указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов или осуществления таких действий (бездействия).

На основании части 9.2 статьи 19 Закона о рекламе разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что Администрацией города Пензы в результате выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в нарушении действующего законодательства РФ, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке предоставления рекламных услуг, нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Пензы, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в результате выдачи в нарушении действующего законодательства РФ разрешения от 03.10.2013               № 226-13/226-13/255-13 на установку рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Пенза ул. Суворова – ул. Урицкого, что привело (могло) привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

2. Выдать администрации города Пензы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     

 

Члены Комиссии                                                                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны