Решение б/н Решение по делу № 3-09/19-2015 от 27 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Кузнецовой О.Н.- руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

Францевой Е.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

Миронова А.И. – государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы;

при участии:

со стороны администрации г. Пенза (далее – Администрация):

-  – начальника отдела по экономическим правоотношениям и нормативно-правовому регулированию Правового управления администрации       г. Пензы, по доверенности от 08.07.2015 №2-05-1067/1;

со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы (далее – Управление ЖКХ г. Пензы, Управление):

-  начальника правовой и кадровой работы Управления, по доверенности от 08.05.2015 №6;

со стороны муниципального унитарного предприятия «Спецбюро» (далее – МУП «Спецбюро», Предприятие):

-  юрисконсульта МУП «Спецбюро» по доверенности от 07.05.2015 № 135;

рассмотрев дело № 3-09/19-2015 в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы (ИНН 5836013058, ул. Некрасова, 34, г. Пенза, 440008) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Пензенской области поступила информация о наличии в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ при организации текущего содержания кладбищ на территории г. Пензы.

По результатам анализа представленных по запросу антимонопольного органа документов и информации, приказом Пензенского УФАС России от 15.04.2015 № 76 в отношении администрации г. Пензы возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель администрации указал, что в соответствии с действующим законодательством РФ общественные кладбища, расположенные в границах города Пенза, являются муниципальной собственностью. В соответствии с Уставом г. Пензы организация работ по содержанию мест захоронения, расположенных в городе Пензе, отнесена к компетенции Управления ЖКХ г. Пензы. Дополнил, что в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 31.03.1999 № 40 МУП «Спецбюро» является правообладателем асфальтового покрытия (дорожек) по ул. Карпинского, 187 и ул. Осенняя, 31. Пояснил, что работы и услуги по организации текущего содержания кладбищ на территории г. Пензы осуществляются МУП «Спецбюро», в связи с закреплением в соответствии с Федеральным законом от 14.21.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и на основании постановлений главы администрации  г. Пензы асфальтовых дорожек кладбищ г. Пензы на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием. Источником финансирования данных работ и услуг является бюджет города Пензы. Дополнил, что оплата услуг по текущему содержанию кладбищ на территории г. Пензы осуществляется за счет выделяемых из бюджета города Пенза субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием данных услуг.   

На заседании Комиссии представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы пояснил, что хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по текущему содержанию кладбищ в границах города Пензы в период с 2013 года по 2015 годы является МУП «Спецбюро».

Порядок определения данного субъекта регламентирован постановлениями администрации г. Пензы от 22.12.2011 № 1567 и от 28.03.2014 № 317, которыми утверждены порядки предоставления субсидий из бюджета города Пензы на возмещение недополученных доходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по благоустройству и озеленению города по отрасли «Благоустройство».  В соответствии с указанными постановлениями Управлением ЖКХ г. Пензы с МУП «Спецбюро» заключены соответствующие договоры на предоставление субсидий. Дополнено, что бюджетом города Пензы предусмотрены лимиты бюджетных обязательств и бюджетных ассегнований на 2013 год в сумме 5 449 300 руб., на 2014 год и 2015 год в сумме 5 449 300 руб.

На заседании Комиссии представитель МУП «Спецбюро» пояснил, что работы и услуги по организации текущего содержания кладбищ на территории г. Пензы предприятие осуществляет в отношении асфальтовых дорожек кладбищ, расположенных в границах г. Пензы по ул.Карпинского, 187, ул. Осенняя, 31, ул. Захарова, 21, ул. Водопьянова, 19 и ул. Кордон Студеный, 55, которые закреплены за предприятием на праве хозяйственного ведения. Данные услуги оказываются предприятием за счет субсидий, выделяемых из местного бюджета на основании заключенного между Управлением ЖКХ г. Пензы и Предприятием договора.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Спецбюро» создано на основании решения Ленинского Районного Совета Народных депутатов г. Пензы от 23.01.1992 № 1/45.

В соответствии с пунктом 2.2. Устава МУП «Спецбюро», для реализации своих целей Предприятие осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности:

- оказание населению города, предприятиям, организациям платных ритуальных услуг, транспортных и посреднических услуг;

- эксплуатация, текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений, объектов внешнего благоустройства кладбищ;

 - изготовление ритуальных предметов и продажа их черз специализированные салоны-магазины;

- осуществление торговой деятельности;

- выполнение строительно- монтажных работ.

Между Комитетом по управлению имуществом г. Пензы и МУП «Спецбюро» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 31.03.1999 № 40. Согласно акту приема-передачи от 31.03.1999 (приложение к договору от 31.03.1999 № 40) за предприятием закреплены асфальтовые покрытия кладбищ «Восточное» (ул. Осенняя, 31) и «Ново-Западное» (ул. Карпинского, 187).

В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением администрации г. Пензы от 22.12.2011 № 1567 утвержден Порядок предоставления в 2012-2014 годах субсидии из бюджета города Пензы муниципальным унитарным предприятиям на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по благоустройству и озеленению города (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2. Порядка субсидии за счет средств бюджета города Пензы предоставляются муниципальным унитарным предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по благоустройству и озеленению города по отрасли «Благоустройство» (далее - Субсидии).

Исходя из пунктов 3.1, 3.3 Порядка предоставление Субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на 2012-2014 гг. в бюджете города Пензы Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы. Для получения субсидии претендент на получение субсидии предоставляет в Управление заявку на получение субсидии, расчеты по возмещению недополученных доходов.

Согласно части 1.12 статьи 44 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 130-12/4, Управление ЖКХ г. Пензы является главным распорядителем средств бюджета города Пензы по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также соблюдение получателями субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Предоставление Субсидии осуществляется Управлением ЖКХ г. Пензы на основании договоров на предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов, в том числе связанных с оказанием услуг по благоустройству и озеленению города по отрасли «Благоустройство».

Из анализа представленных в антимонопольный орган документов установлено, что между Управлением ЖКХ г. Пензы и МУП «Спецбюро» был заключен договор на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по благоустройству и озеленению города по отрасли «Благоустройство» от 23.01.2013 № 4.

Срок действия договора согласно пункту 6.1. установлен с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.

Пунктом 1.1. договора от 23.01.2013 № 4 предусмотрено, что данный договор в соответствии с постановлением Администрации от 22.12.2011 № 1567 регулирует отношения по представлению Управлением субсидий на возмещение недополученных доходов Предприятия, связанных с оказанием услуг по благоустройству и озеленению города по отрасли «Благоустройство».

Согласно пункту 3.1. договора от 23.01.2013 № 4 сумма платежа по договору установлена в размере 5 449 300 рублей.

В соответствии с пунктом 1.3. договора от 23.01.2013 № 4 виды и стоимость выполнения работ приведены в Приложении 2. Согласно данному приложению стоимость работ на 2013 год составила сумму аналогичную размеру Субсидии по данному договору, а именно 5 449 300 рублей.

Приложением № 1 к договору № 4 от 23.01.2013 определен перечень объектов, расположенных на муниципальных кладбищах, подлежащих уборке:

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Ново-Западное кладбище, ул. Карпинского, 187);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Восточное кладбище, ул. Осенняя, 31);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Мироносицкое кладбище, ул. Захарова, 21);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Митрофаньевское кладбище, ул. Водопьянова, 19);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Ахунское кладбище, ул. Кордон Студеный, 55).

В последующем между Управлением ЖКХ г. Пензы и МУП «Спецбюро» был заключен договор от 30.01.2014 № 5 на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по благоустройству и озеленению города по отрасли «Благоустройство» с идентичным предметом.

Срок действия договора согласно пункту 6.1. установлен с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Согласно пункту 1.2. договора от 30.01.2014 № 5 сумма платежа по договору установлена в размере 5 449 300  рублей.

В соответствии с приложением № 2 к договору от 30.01.2014 № 5 стоимость работ на 2014 год составила сумму аналогичную размеру Субсидии по данному договору, а именно 5 449 300,00 рублей.

Приложением № 1 к договору от 30.01.2014 № 5 определен перечень объектов, расположенных на муниципальных кладбищах, подлежащих уборке:

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Ново-Западное кладбище, ул. Карпинского, 187);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Восточное кладбище, ул. Осенняя, 31);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Мироносицкое кладбище, ул. Захарова, 21);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Митрофаньевское кладбище, ул. Водопьянова, 19);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Ахунское кладбище, ул. Кордон Студеный, 55).

Постановлением Администрации от 02.03.2014 № 317, которым отменено ранее принятое постановление администрации от 22.12.2011 № 1567  утвержден Порядок предоставления в 2014-2016 годах субсидий из бюджета города Пензы юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам в целях возмещения недополученных доходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по благоустройству и озеленению города по отрасли «Благоустройство (далее – Порядок предоставления субсидий в 2014-2016 годах).

В целях возмещения недополученных доходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по благоустройству и озеленению города по отрасли «Благоустройство» в 2015 году, между Управлением ЖКХ г. Пензы и МУП «Спецбюро» заключен договор от 31.12.2014 № 13.

 Пунктом 1.1. договора от 31.12.2014 № 13 предусмотрено, что предметом данного договора является предоставление субсидий из бюджета города Пензы в целях возмещения недополученных доходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по текущему содержанию кладбищ в границах города Пензы на 2015 год.

Согласно пункту 4.1. договора от 31.12.2014 № 13 сумма платежа по договору составляет 5 449 300 рублей.

В Приложении № 2 к данному договору содержится расчет затрат на выполнение работ, указанные в Приложении № 1, согласно которому стоимость указанных работ составила 5 449 300 рублей, что соответствует размеру Субсидии по данному договору.

Приложением № 1 к договору от 31.12.2014 № 13 определен перечень объектов, расположенных на муниципальных кладбищах, подлежащих уборке:

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Ново-Западное кладбище, ул. Карпинского, 187);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Восточное кладбище, ул. Осенняя, 31);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Мироносицкое кладбище, ул. Захарова, 21);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Митрофаньевское кладбище, ул. Водопьянова, 19);

- асфальтовое покрытие (дорожки) (Ахунское кладбище, ул. Кордон Студеный, 55).

Оплата муниципальному унитарному предприятию «Спецбюро» денежных средств по договорам от 23.01.2013 № 4, 30.01.2014 № 5, от 31.12.2015 № 13 подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.

Исходя из условий Порядка, регламентирующего предоставление Субсидий муниципальным унитарным предприятиям, возмещению должны были подлежать лишь частичные расходы муниципального предприятия – недополученные доходы. Однако, как установлено материалами дела, возмещению подлежали фактически понесенные Предприятием затраты, возникшие в связи с оказанием услуг по текущему содержанию кладбищ города Пензы. 

Кроме того, пунктом 1.4. Порядка установлено, что нормы данного положения применяются к муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в области благоустройства и озеленения, текущего содержания скверов, бульваров, памятников и объектов благоустройства, определенных Правилами благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Пензе, утвержденными решением Пензенской городской Думы от 26.06.2009 № 66-7/5 (далее – Правила благоустройства), в качестве основного вида деятельности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП «Спецбюро» является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

С учетом изложенного нормы данного Порядка, не могут быть применимы в отношении МУП «Спецбюро».

Материалами дела установлено, что асфальтовые покрытия (дорожки) кладбищ Мироносицкое, Митрофаньевское и Ахунское в хозяйственное ведение МУП «Спецбюро» не передавались.

В связи с чем, ссылки представителя Управления ЖКХ г. Пензы на Постановления Администрации г. Пензы от 22.12.2011 № 1567 и от 02.03.2014 № 317 при предоставлении субсидий  являются необоснованными.

В ходе рассмотрения дела установлено, что денежные средства в размере 5 449 300 руб., оплачиваемые МУП «Спецбюро» за оказанные услуги по текущему содержанию кладбищ в границах города Пензы, предусмотрены в бюджете города Пензы за 2013-2015 гг. в разделе «Благоустройство» в статье затрат «Организация работ по оказанию ритуальных услуг и содержание мест захоронения» на основании:

- решения Пензенской городской Думы от 21.12.2011 № 794-35/5 «О бюджете города Пензы на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» (с изменениями). Объем денежных средств составляет 5 449 300 руб.;

- решения Пензенской городской Думы от 21.12.2012 № 1082-47/5 «О бюджете города Пензы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» (с изменениями). Объем денежных средств составляет 5 449 300 руб.;

- решения Пензенской городской Думы от 20.12.2013 № 1361-57/5 «О бюджете города Пензы на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (с изменениями). Объем денежных средств составляет 5 449 300 руб.

При этом, данные статьи затрат не предусматривают финансирование указанной деятельности путем предоставления субсидий.

Иной статьи затрат, определяющей предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием рассматриваемых услуг вышеуказанные решения Пензенской городской Думы не содержат.

В соответствии с Постановлением администрации города Пензы от 19 мая 2009 № 679/6 «Об утверждении основных требований к качеству предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения» (далее – Постановление № 679/6) в состав данной услуги входит в том числе:

- уборка территории кладбищ;

- ремонт дорог, расположенных на территории кладбищ;

- ремонт сооружений благоустройства, расположенных на территории кладбищ;

- охрана территории кладбищ.

Пунктом 2.3.5. Постановления № 679/6 установлены требования к технологии предоставления услуги, которые включают подметание дорожек со сбором мусора, очистка дорожек от снега.

Согласно п. 1.2.4 Постановления № 679/6 предоставление услуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), а также пунктом 23 части 1 статьи 5 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 № 130-12/4, (далее – Устав г. Пензы) к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно части 1.6. статьи 44 Устава г. Пензы в компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы находится организация работы по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, расположенных в городе Пензе.

В силу пункта 2 статьи 18 Закона 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, все расходы, возникающие при организации работ, связанных с содержанием мест захоронения в границах города Пензы финансируются за счет средств местного бюджета.

Согласно имеющимся в материалах дела документам, работы по содержанию мест захоронения оплачивались в полном объеме за счет денежных средств, выделяемых из бюджета города.  

Из изложенного следует, что единственным потребителем указанных работ является орган местного самоуправления г. Пензы на которого возложены соответствующие полномочия.

Согласно письму Управления ЖКХ г. Пензы от 23.04.2015 № 601/3 и от 04.03.2015 № 246/3 получателем оказываемых МУП «Спецбюро» услуг (работ) по текущему содержанию кладбищ в границах города Пензы является муниципальное образование г. Пенза.

Согласно пунктам 1.6 и 1.8 Устава Управление ЖКХ г. Пензы, организует работу по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, расположенных в городе Пензе, а также организует благоустройство территории города Пензы (включая установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов (за исключением районов индивидуальной жилой застройки), освещение улиц, озеленение территории, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Обстоятельства, рассматриваемые в рамках настоящего дела, имели место в период действия Закона N 94-ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(вступил в силу с 01.01.2014) (далее – Закон–44 ФЗ).

Согласно статьям 1, 3 Закона N 94-ФЗ обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами.

В соответствии со статьей 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Закон N 94-ФЗ устанавливал единый порядок размещения муниципальных заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1).

Частью 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ установлено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона 44-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2014) заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Материалами дела установлено, что работы по содержанию мест захоронения осуществлялись за счет бюджетных средств, выполнение данных работ является потребностью города Пензы, а также необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, выполнение данных работ (услуг) относится к муниципальной нужде.

В соответствии с пунктами 2, 3 Закона 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Из статьи 2 Закона N 94-ФЗ и 44-ФЗ следует, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Пунктом 2 статьи 10 Закона 94-ФЗ предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Основания размещения муниципального заказа без проведения торгов, запроса котировок установлены статьей 55 Закона 94-ФЗ и статьей 93 Закона 44-ФЗ.

В соответствии с пунктами 5, 14 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося унитарным предприятием, осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации либо осуществляются выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Применение Законов N 94-ФЗ (в период его действия), 44-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции в период действия Закона 94-ФЗ) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Частями 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (в редакции в период действия Закона 44-ФЗ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

 Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 54 Закона 131-ФЗ (в редакции действующей до 31.12.2013) предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом 94-ФЗ ".

Указанной частью статьи 54 Закона 131-ФЗ (действующей с 01.01.2014) предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Таким образом, услуги по содержанию мест захоронения территории города Пензы являются муниципальной нуждой, удовлетворение которой в силу действующего в период осуществления рассматриваемых действий законодательства РФ осуществляется путем проведения конкурентных процедур закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Исходя из представленных МУП «Спецбюро» документов и информации Предприятие оказывает услуги юридическим и физическим лицам на основании договоров возмездного оказания услуг, в том числе: услуги по организации платных ритуальных, транспортных и посреднических услуг, эксплуатацию, текущий ремонт зданий, сооружений, объектов внешнего благоустройства кладбищ, осуществление торговой деятельности, выполнение строительно-монтажных работ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, МУП «Спецбюро» является хозяйствующим субъектом.

Действующее законодательство РФ каких-либо специальных требований к работам (услугам) в области  содержания мест захоронения не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны их осуществлять.

Обеспечение муниципальных нужд в нарушение требований действующего законодательства РФ подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 1.22. статьи 44 Устава города Пензы Управление ЖКХ города Пензы выступает муниципальным заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках принимаемых бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что удовлетворение потребностей муниципального образования города Пензы по содержанию мест захоронения на территории города Пензы без осуществления конкурентных процедур закупки для муниципальных нужд привело или могло привести к ограничению конкуренции, на соответствующем товарном рынке, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать Управление ЖКХ г. Пензы нарушившим части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате нарушения порядка определения исполнителя работ (услуг) для обеспечения муниципальных нужд по содержанию мест захоронения на территории г. Пензы, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

2. Выдать Управлению ЖКХ г. Пензы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны