Решение №3-09/22-2017 Решение по делу № 3-09/22-2017 от 16 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/22-2017

 

«16» февраля 2018 года г. Пенза

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

..........

в присутствии:

ООО «ГПС «Курган» - ......,

в отсутствие представителей администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, комитета местного самоуправления Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),

рассмотрев дело № 3-09/22-2017 в отношении администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области (ул. Центральная 245а, с. Бессоновка, Бессоновский район, Пензенская область, 442780) (далее – Администрация) и общества с ограниченной ответственностью «Городская похоронная служба «Курган» (ул. Гагарина , 7 А, г. Пенза, 440039) (далее – ООО «ГПС «Курган», Общество) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило коллективное обращение ...... в отношении администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области по вопросу нарушения законодательства при организации похоронного дела и погребении умерших на территории села Бессоновка.

Приказом Пензенского УФАС России от 03.05.2017 № 133 в отношении Администрации, ООО «ГПС «Курган» и МУП Бессоновского сельсовета «Спецбюро – Бессоновское» было возбуждено дело № 3-09/22-2017 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции.

Определением от 18.05.2017 рассмотрение дела назначено на 01.06.2017.

На заседании Комиссии 01.06.2017 представитель Администрации с доводами, изложенными в определении, не согласился, поддержав письменную позицию, изложенную в письме от 01.06.2017 № 678. Кроме того, указал, что учредителем МУП «Спецбюро-Бессоновское» является Комитет местного самоуправления Бессоновского сельсовета, а не Администрация, в связи с чем Администрация не может дать пояснения относительно прекращения деятельности данного муниципального предприятия. Также пояснил, что книгу регистрации захоронений на муниципальном кладбище вело МУП «Спецбюро-Бессоновское», а заверяла Администрация. Книга учета обращений граждан о выделении земельного участка для захоронения Администрацией не велась, акты о выделении гражданам земельных участков для захоронения не выносились.

На заседании Комиссии 01.06.2017 представитель ООО «ГПС «Курган» с нарушением антимонопольного законодательства не согласился, поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях от 01.06.2017. Пояснил, что коммерческого участка на кладбище нет, журнал регистрации захоронений Общество никогда не вело, земельные участки для захоронений не выделяло, информация, размещенная на сайте ООО ГПС «Курган» в сети интернет, не соответствует действительности и направлена на привлечение клиентов. При этом ООО ГПС «Курган» имеет технические и юридические основания для заключения прижизненных договоров на оказание ритуальных услуг, но такие договоры с 2014 по настоящее время Обществом не заключались.

В ходе заседания Комиссии было установлено, что согласно Уставу, учредителем МУП «Спецбюро-Бессоновское» является Комитет местного самоуправления Бессоновского района.

Определением от 01.06.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет местного самоуправления Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области.

Определением от 01.06.2017 рассмотрение дела отложено и назначено на 27.06.2017.

Определением от 27.06.2017 рассмотрение дела отложено в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и назначено на 21.07.2017.

Определениями от 21.07.2017 срок рассмотрения дела продлен до 18.11.2017 и рассмотрение в связи с отсутствием явки участвующих в деле лиц отложено на 21.08.2017.

На заседании Комиссии 21.08.2017 представитель Администрации с доводами, о нарушении антимонопольного законодательства не согласился, поддержав позицию изложенную ранее.

Определением от 21.08.2017 рассмотрение дела отложено и назначено на 28.09.2017.

Определением от 28.09.2017 рассмотрение отложено в связи с отсутствием явки участвующих в деле лиц, а также кворума для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и назначено на 19.10.2017.

Определением от 19.10.2017 рассмотрение отложено в связи с отсутствием явки участвующих в деле лиц и назначено на 14.11.2017.

На заседании Комиссии 14.11.2017 представитель ООО «ГПС «Курган» с нарушением антимонопольного законодательства не согласился, поддержав ранее изложенную позицию.

Определением от 14.11.2017 рассмотрение дела отложено и назначено на 05.12.2017. Срок рассмотрения дела продлен до 18.02.2018.

Определением от 05.12.2017 рассмотрение отложено в связи с отсутствием явки участвующих в деле лиц и назначено на 21.12.2017.

Определением от 21.12.2017 рассмотрение дела отложено в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и назначено на 31.01.2018.

На заседании Комиссии 31.01.2018 принято и оглашено заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 31.01.2018 рассмотрение дела отложено и назначено на 09.02.2018.

В заседании Комиссии 09.02.2018 объявлен перерыв до 16.02.2018 в связи с отсутствием явки участвующих в деле лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, МУП Бессоновского сельсовета «Спецбюро – Бессоновское» прекратило свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ с 03.05.2017.

В соответствии с пояснениями администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в период с июня 2015 года по настоящее время Администрация осуществляла следующие полномочия в организации похоронного дела на территории Бессоновского сельского поселения: благоустройство кладбищ. Предоставление земельных участков под погребение по заявлениям граждан Администрация не осуществляла. Выделение земельных участков для погребения осуществляло МУП Бессоновского сельсовета «Спецбюро-Бессоновское».

Согласно пояснениям комитета местного самоуправления Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в его составе отсутствуют компетентные лица, которые могут дать разъяснения по обстоятельствам дела.

Директор общества с ограниченной ответственностью «Городская похоронная служба «Курган» в ходе рассмотрения дела пояснил, что вопросы захоронения на территории Бессоновского муниципального кладбища отнесены к компетенции администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области.

В ходе анализа материалов дела установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 8-ФЗ решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.

Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Места погребения могут быть:

по принадлежности - государственные, муниципальные;

по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские;

по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что места погребения могут быть только государственные или муниципальные, а решение о создании мест погребения принимается Президентом РФ (в отношении мемориального кладбища), орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших поселения.

Согласно п. п. 1, 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Органам местного самоуправления, в частности, предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе вышеуказанных услуг.

Из представленной Администрации по запросу антимонопольного органа информации (письмо от 01.03.2017 № 248) следует, что на территории с. Бессоновка расположены 4 сельских общественных кладбища, при этом в настоящее время захоронения осуществляются на кладбище, расположенном по адресу: с. Бессоновка, ул. Солнечная, 11-А.

Кладбище, расположенное по адресу: с. Бессоновка, ул. Солнечная, 11-А, на котором производятся захоронения, является общественным муниципальным кладбищем.

Частью 3 статьи 36 Устава предусмотрено, что Бессоновский сельсовет может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация.

Пунктом 13 части 11 Устава предусмотрено, что Администрация осуществляет контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в муниципальной собственности Бессоновского сельсовета, оказывает содействие органам государственной статистики в получении необходимых статистических данных, применяет указанную информацию в своей практической деятельности.

Решением Комитета местного самоуправления Бессоновского сельсовета от 16.04.2010 № 20 было создано МУП Бессоновского сельсовета «Спецбюро-Бессоновское», которое, согласно видам деятельности, закрепленным в его уставе, было наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Так, в соответствии с пунктом 4.2 Устава МУП «Спецбюро-Бессоновское» осуществляет, в частности, следующие виды деятельности:

- предоставление ритуальных услуг в соответствии с гарантированным перечнем на безвозмездной основе;

- погребение умерших (погибших) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также погребение умерших, личность которых не установлена;

- оформление документов на отвод участка для захоронения гроба с телом.

Постановлением Администрации от 24.06.2010 № 139 было утверждено Положение об организации похоронного дела на территории сельского общественного кладбища (далее по тексту – Положение).

В соответствии с пунктом 10.2 Положения регистрацию и контроль за погребением умерших и оказанием услуг по погребению осуществляются органами местного самоуправления Бессоновского сельсовета.

Согласно пункту 13.12 Положения предоставление земельных участков для захоронения на кладбище производится органом местного самоуправления при этом места захоронения в силу пункта 13.27 определяются представителем органа местного самоуправления.

Решением Комитета местного самоуправления Бессоновского района от 06.08.2015 № 89 были утверждены Правила (далее по тексту – Правила) содержания мест погребения на территории Бессоновского сельсовета.

Статьей 2 Правил установлены полномочия органов местного самоуправления в организации похоронного дела на территории Бессоновского сельсовета, в том числе принятие решения о создании мест погребения и предоставление земельного участка для размещения места погребения.

Согласно пункту 5.5 Правил на территории поселения действует муниципальное общественное кладбище.

Статья 3 Правил определяет основные положения деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела (далее по тексту – специализированная служба)

В соответствии с пунктом 3.2 специализированная служба осуществляет погребение умерших и оказывает услуги по погребению.

Согласно пункту 3.3 Правил специализированная служба несет юридическую ответственность, в частности, за осуществление гарантий погребений, исполнение волеизъявления умершего, предоставление гарантированных Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» услуг, а также погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников или законного представителя умершего.

Гарантированный перечень услуг по погребению установлен частью 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ, которая предусматривает, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

По смыслу приведенных норм функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ, а равно функции по ведению регистрации и учета произведенных захоронений, осуществлению контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдаче разрешений на осуществление захоронений, отводу земельных участков под захоронения и т.д. отнесены к функциям органа местного самоуправления.

Гарантированные услуги в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом № 8-ФЗ, должны оказываться специализированной службой по вопросам похоронного дела безвозмездно.

Также из актов органов местного самоуправления Бессоновского сельсовета следует, что выделение земельного участка для погребения производится Администрацией на основании документов, оформленных МУП «Спецбюро-Бессоновское».

Письмом от 01.03.2017 № 248, представленным на запрос антимонопольного органа, Администрация подтвердила, что специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Бессоновского сельсовета является МУП «Спецбюро-Бессоновское».

Однако, как было установлено, в «Вестнике государственной регистрации» часть 2 № 1 (615) от 11.01.2017/4379 опубликована информация ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы о принятии решения № 2120 от 30.12.2016 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ МУП Бессоновского сельсовета «Спецбюро-Бессоновское».

Согласно выписке из ЕГРПЮЛ 03.05.2017 в реестр внесена запись о прекращении деятельности МУП «Спецбюро-Бессоновское» на основании п. 2 ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

Частью 1 статьи 21.1. Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).

Согласно части 2 указанной статьи при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Таким образом, факт принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении МУП «Спецбюро-Бессоновское» из ЕГРЮЛ свидетельствует о том, что в течение, как минимум, 2016 года данное предприятие деятельность не осуществляло, а также не осуществлялось финансирование его деятельности и возмещение затрат за оказание гарантированного перечня услуг по погребению.

Администрация, как орган, обязанный в силу вышеприведенных норм контролировать состояние учета и отчетности на данном предприятии, осуществлять его финансирование, а также с его участием оказывать гражданам услуги по погребению, в том числе выделять по оформленным им документам земельные участки под захоронение, не могла не знать о том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела в Бессоновском сельсовете не осуществляет возложенные на нее функции.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в нарушение требований действующего законодательства Администрация фактически не осуществляла возложенные на нее функции в части организации похоронных услуг на территории сельсовета и не обеспечивала гражданам оказание на безвозмездной основе гарантированных услуг по погребению.

МУП «Спецбюро-Бессоновское» также не выполняло возложенные на него как на специализированную службу по вопросам похоронного дела обязанности.

В соответствии с письменными пояснениями главы Администрации Бессоновского сельсовета ...., полученными 11.05.2017, должность главы Администрации Бессоновского сельсовета он занимает с июня 2015 года. В период с июня 2015 года по настоящее время Администрация осуществляла следующие полномочия в организации похоронного дела на территории Бессоновского сельского поселения: благоустройство кладбищ. Предоставление земельных участков под погребение по заявлениям граждан Администрация не осуществляла. Выделение земельных участков для погребения осуществляло МУП Бессоновского сельсовета «Спецбюро-Бессоновское».

В ходе проведения внеплановой выездной проверки 04.08.2017 была осмотрена территория Бессоновского муниципального кладбища, расположенного по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с. Бессоновка, ул. Солнечная, 11 «А», земельный участок с кадастровым номером 58:05:0700602:84.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 58 АА 725756 от 28.01.2010 данный земельный участок относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разращенное использование: для размещения общественного сельского кладбища.

Осмотром территории установлено следующее.

Территория кладбища является частично огороженной металлическим забором, с правой стороны от центрального входа к территории кладбища примыкает огороженный земельный участок, на котором расположено одноэтажное здание синего цвета, имеющее адрес: с. Бессоновка, ул. Солнечная 11 «А»/1.

Геодезистом муниципального унитарного предприятия «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» (далее - МУП ОГСАГиТИ) ....... на основании данных об объекте недвижимости, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.07.2017 № 58/001/033/2017-6246, были определены границы земельного участка с кадастровым номером 58:05:0700602:84 на местности.

Установлено, что за пределами границы указанного земельного участка имеются захоронения датированные, 2014-2017 гг. В частности, .... (2014 г.), ..... (2014),.......(31.07.2017) и другие.

На вопрос членов инспекции относительно того, кем осуществляются захоронения граждан за пределами территории муниципального кладбища глава Администрации Бессоновского сельсовета ..... пояснений дать не смог. Материалы фотофиксации приобщены членами инспекции к материалам проверки. Ход ведения и результат осмотра территории кладбища оформлен протоколом.

Согласно данным публичной кадастровой карты Пензенской области по состоянию на 24.10.2017, участком, на котором произведена указанная часть захоронений, граничащий с земельным участком с кадастровым номером 58:05:0700602:84, является земельный участок с кадастровым номером 58:05:0700602:89.

Согласно ответу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области данный земельный участок находится в собственности ООО «Скиф» (ИНН 5836635972;ОГРН 1095836001029). Категория земель - земли населенных пунктов, для сельскохозяйственного использования.

На основании данных единого государственного реестра юридических лиц генеральным директором ООО «Скиф» ИНН 5836635972;ОГРН 1095836001029) является ........, который также является генеральным директором ООО «ГПС «Курган».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.

Исходя из указанных норм законодательства ООО «ГПС «Курган» и ООО «Скиф» являются группой лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Вместе с тем, согласно Градостроительному кодексу РФ зоны, занятые кладбищами и крематориями, относятся к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35).

В п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ прямо установлено, что земельные участки, занятые находящимися в федеральной и муниципальной собственности воинскими и гражданскими захоронениями, изъяты из оборота, т.е. данные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В состав земель РФ, исходя из земельного законодательства РФ, входят земли особо охраняемых территорий и объектов. В соответствии с п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко – культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. В свою очередь, земли особо охраняемых территорий и объектов включают в себя земли историко – культурного назначения, под которые подпадают земли военных и гражданских захоронений. Земли историко – культурного назначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения данной категории земель и, соответственно, земель, отведенных под военные и гражданские захоронения, и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы (ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ).

Следовательно, решение о выборе земельного участка для создания новых мест погребения на территории муниципального образования принимает орган местного самоуправления.

В нарушение указанных норм, на территории с. Бессоновка, на земельном участке, не предназначенном для гражданского захоронения, ООО «ГПС «Курган» по соглашению с Администрацией выделяло земельные участки под захоронение, и осуществляло оказание похоронных услуг, регистрацию погребения и выдачу соответствующих документов.

04.08.2017 членами инспекции был проведен осмотр документов: заявлений физических лиц о разрешении захоронения в новые могилы на Бессоновском муниципальном кладбище, а также копий свидетельств о смерти, о чем составлен протокол.

В частности, были осмотрены документы: заявления о разрешении захоронения в новую могилу на Бессоновском кладбище и копии свидетельств о смерти, датированные в том числе, январем-февралем 2017 года.

Кроме того, было установлено наличие копии свидетельства о смерти .... с приложением чистого (незаполненного) бланка заявления о разрешении захоронения в новую могилу на Бессоновском кладбище.

Данные документы находились не в Администрации, а в одноэтажном здании синего цвета, расположенном по адресу: с. Бессоновка, ул. Солнечная, д. 11 «А»/1, и были представлены ......, который не смог пояснить, в какой именно организации он работает.

При этом, в похоронных книгах указанные выше заявления не отражены и не записаны в книгах регистрации умерших.

В материалах дела имеются заявления граждан о предоставлении разрешения на захоронение на Бессоновском кладбище, предоставленные Администрацией Бессоновского сельсовета.

Из анализа указанных заявлений следует, что заявления на захоронение в родственную могилу до апреля 2017 года подавались в МУП Бессоновского сельсовета «Спецбюро-Бессоновское». Заявления о разрешении на захоронение в новую могилу на Бессоновском кладбище подавались на имя смотрителя Бессоновского кладбища (в январе 2017 г.), а затем на имя главы администрации Бессоновского сельсовета.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в период отсутствия специализированной организации, заявления о разрешении на захоронение поступали в Администрацию Бессоновского сельсовета. Вместе с тем, Администрация возложенные на нее функции не исполняла, место на территории общественного кладбища для захоронения не предоставляла, а по соглашению с ООО «ГПС «Курган» предоставила Обществу, в нарушение действующего законодательства, возможность самостоятельно выделять земельные участки под захоронение, оказывать похоронные услуги, регистрировать погребения с выдачей соответствующих документов.

Документов, свидетельствующих об исполнении Администрацией Бессоновского сельсовета обязанностей по выполнению мероприятий по предоставлению (определения) места под захоронение, регистрации захоронения и выдачи соответствующих документов, не представлено.

При рассмотрении дела было установлено, что на территории общественного Бессоновского кладбища захоронения осуществлялись только в родственную могилу, захоронения в новые могилы не осуществлялось в связи с отсутствием свободного места на территории кладбища.

24.04.2017 Пензенским УФАС России был произведен осмотр интернет-сайта общества с ограниченной ответственностью «Городская похоронная служба «Курган» (далее по тексту – ООО « ГПС «Курган») по адресу http://kurgan58.ru, о чем составлен соответствующий акт.

Из информации, размещенной на указанном сайте, следует, что хозяйствующим субъектом на Бессоновском кладбище является ООО «ГПС «Курган», который оказывает весь спектр ритуальных услуг, в том числе, выделение места под захоронение (при этом, заявление о выделении земельного участка подается непосредственно в ООО « ГПС «Курган»), а также предоставление прижизненного договора на погребение с выделением участка под захоронение на Бессоновском кладбище. В последнем случае земельный участок предоставляется при условии, что все последующие ритуальные услуги будут заказаны в ООО «ГПС «Курган» и заказчик будет содержать земельный участок в надлежащем санитарном состоянии (опалывать траву) в весенне – летний период. В случае нарушении данных условий договор аннулируется и земельный участок возвращается ООО «ГСП «Курган» для последующего использования.

Кроме того, как указано на сайте, ООО «ГПС «Курган» осуществляет интернет бронирование мест погребения на Бессоновском кладбище, ритуальных услуг и принадлежностей. По мнению ООО «ГПС «Курган», данное новшество позволит гражданам при необходимости, в режиме онлайн выбрать необходимый участок на кладбище, а также исключит посредников в лице сторонних организаций между гражданами и ООО «ГПС «Курган».

При захоронении ООО «ГПС «Курган» оформляется «Удостоверение о захоронении» (Бессоновское кладбище) установленного образца на лицо, взявшее на себя обязанности по захоронению. Каждое удостоверение пронумеровано и зарегистрировано в журнале регистрации погребений (которое хранится в архиве вечно).

Также, согласно информации, размещенной на сайте, на Бессоновском кладбище существует благоустроенный коммерческий участок.

Комиссия не принимает доводы представителя ООО «ГПС «Курган» о том, что ограничение конкуренции в рассматриваемом случае отсутствует ввиду того, что на территории Бессоновского кладбища захоронения осуществляли и иные хозяйствующие субъекты, оказывающие похоронные услуги. Материалами дела установлено, что разрешение на захоронение на территории Бессоновского общественного кладбища выдавало ООО «ГПС «Курган», которое также определяло и место захоронения, при этом, какие-либо гарантии получения положительного решения относительно разрешения на захоронение у хозяйствующих субъектов, осуществляющих похоронные услуги, отсутствуют (как это было бы в случае осуществления указанных действий Администрацией Бессоновского сельсовета). Кроме того, даже при получении от ООО «ГПС «Курган» разрешения на захоронение, такие похоронные услуги как, рытье могил, опускание гроба, засыпка могилы на территории Бессоновского кладбища оказывались только «ГПС «Курган».

Комиссии также считает несостоятельными доводы ООО «ГПС «Курган» о том, что интернет-сайт http://kurgan58.ru, не принадлежит Обществу. Все контакты, размещенные на сайте, включая адрес и номера телефонов, соответствовали контактной информации ООО «ГПС «Курган». Кроме того, доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «ГПС «Курган» предъявляло какие-либо претензии, относительно информации, размещенной на сайте, отсутствуют.

Таким образом, при рассмотрении дела, было установлено, что ООО «ГПС «Курган» использовал, земельный участок, принадлежащий ООО «СКИФ» на праве собственности (кадастровый номер <...> :05:0700602:89), граничащий с земельным участком, на котором располагается Бессоновское общественное кладбище, для осуществления новых захоронений. При этом, ООО «ГПС «Курган», с молчаливого согласия Администрации Бессоновского сельсовета, фактически осуществлял функции МУП «Спецбюро-Бессоновское» в части распоряжения земельными участками, выделения земельных участков под захоронение, оказания услуг по погребению, регистрации погребения и выдачи соответствующих документов.

Кроме того, на территории Бессоновского кладбища (а также, в месте захоронения на соседнем участке), весь спектр похоронных услуг (включая, рытье могилы, опускание гроба, засыпка могилы) также оказывал только один хозяйствующий субъект - ООО «ГПС «Курган» с правом распоряжения земельными участками, выделения земельных участков под захоронение, оказания услуг по погребению, регистрации погребения и выдачи соответствующих документов.

Наряду с передачей вышеназванных полномочий ООО «ГПС «Курган» Администрацией прекращено осуществление финансирования деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела - МУП «Спецбюро-Бессоновское», а также фактически прекращено осуществление возложенных на нее законодательством, как на орган местного самоуправления, функций по организации похоронного дела в с. Бессоновка.

Кроме того, антимонопольным органом были сделаны запросы в ритуальные компании на территории Пензенской области с целью получения следующих сведений:

  1. какой организацией (органом власти/местного самоуправления) выдаются разрешения на захоронения на территории Бессоновского общественного кладбища, расположенного по адресу: с. Бессоновка, ул. Солнечная, 11-А;
  2. какой организацией (органом власти/местного самоуправления) осуществляется выделение места погребения на Бессоновском кладбище, подготовка могил для захоронения (рытье и т.д);
  3. какой организацией (органом власти/местного самоуправления) осуществляется благоустройство мест захоронения и пропускной режим на территории Бессоновского общественного кладбища, расположенного по адресу: с. Бессоновка, ул. Солнечная, 11-А и т. д.;
  4. производится ли оплата при выдаче разрешения за захоронение, выделение места, рытье могил и кем она взимается (приложить подтверждающие документы).

Согласно ответу ритуальной компании «Возрождение» разрешение на захоронении на территории Бессоновского муниципального кладбища, выделение мест захоронения относится к компетенции ООО «ГПС «Курган».

Согласно ответу ИП ...... (ритуальная компания «Вечность») разрешение на захоронение на территории Бессоновского общественного кладбища, выделение мест погребения на нем, благоустройство мест захоронения и пропускной режим, относится к ведению ООО «ГПС «Курган», оплата за рытье могил согласно прейскуранту также взимается ООО «ГПС «Курган».

Таким образом, установлен факт захоронения граждан за пределами территории Бессоновского муниципального кладбища, а также факт отсутствия специализированной организации по вопросам похоронного дела.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрация не выполняла возложенные на нее законодательством функции по выдаче разрешений на захоронение и выделению мест для захоронения, ведению учета захоронений. Данные функции осуществлялись ООО «ГПС «Курган» по соглашению с органом местного самоуправления, что привело к тому, что захоронение на территории Бессоновского кладбища было поставлено в зависимость от волеизъявления ООО «ГПС «Курган», а оказание похоронных услуг (рытье могил, опускание гроба, засыпка могилы) осуществлялось только ООО «ГПС «Курган».

При таких обстоятельствах ООО «ГПС «Курган» был поставлен в привилегированное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим похоронные услуги на территории с. Бессоновка, имея возможность диктовать свои условия действия на соответствующем товарном рынке.

В рамках рассмотрения дела был проведен анализ товарного рынка.

Продуктовые границы товарного рынка определены как похоронные услуги (ОКВЭД 96.03).

В ходе анализа временным интервалом исследования товарного рынка определены 2016-2017 гг., исходя из периода действия антиконкурентного соглашения, заключенного между Администрацией Бессоновского сельсовета и ООО «ПГС «Курган».

Географические границы определены как территория с. Бессоновка Бессоновского района Пензенской области.

Учитывая то обстоятельство, что МУП Бессоновского сельсовета «Спецбюро – Бессоновское» ликвидировано, на основании части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу в отношении данного лица подлежит прекращению.

В силу требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, Комиссия единогласно пришла к выводу о том, что в действиях Администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области и ООО «ГПС «Курган» по заключению и реализации соглашения по предоставлению преимущественного права на оказание похоронных услуг на территории общественного кладбища с. Бессоновка (а также, в месте захоронения на соседнем участке), которые привели (могли привести) к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, содержится нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области (ОГРН 1025800680751, ИНН 5809012714, ул. Центральная 245а, с. Бессоновка, Бессоновский район, Пензенская область, 442780), выразившиеся в заключении и участии в соглашении с ООО «ГПС «Курган», по предоставлению преимущественного права на оказание похоронных услуг на территории общественного кладбища с. Бессоновка (а также, в месте захоронения на соседнем участке), которые привели (могли привести) к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Городская похоронная служба «Курган» (ОГРН 1125835000730, ИНН 5835095481, ул. Гагарина, 7 А, г. Пенза, 440039) выразившиеся в заключении и участии в соглашении с администрацией Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области по предоставлению преимущественного права на оказание похоронных услуг на территории общественного кладбища с. Бессоновка (а также, в месте захоронения на соседнем участке), которые привели (могли привести) к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Выдать ООО «ПГС «Курган» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

5. Производство по делу в отношении МУП Бессоновского сельсовета «Спецбюро – Бессоновское» (ОГРН 1105809000868, ИНН 5809261622, ул. Центральная 245а, с. Бессоновка, Бессоновский район, Пензенская область, 442780) прекратить.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны