Решение б/н Решение по делу №3-09/29-2016 от 10 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/29-2016

«05» июля 2016                                                                                                                                                                                                                                                                       г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июня 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «05» июля 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

 – ......заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- .......... – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- ........ – государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 35 г. Пензы (далее - МБОУ СОШ № 35 г. Пензы):

- ....... – директора МБОУ СОШ № 35 г. Пензы (приказ о приеме работника на работу № 105-к от 19.10.2007);

Со стороны муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных техников № 2              города  Пензы» (далее - МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2                    г. Пензы»):

- ....... – зам. директора МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 города Пензы» (по доверенности № 110 от 02.06.2016),

рассмотрев дело № 3-09/29-2016 по признакам нарушения МБОУ СОШ                № 35 г. Пензы) (ул. Луначарского, д.10, г. Пенза, 440061) части 3.2 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Пензенской области в отношении  МБОУ СОШ № 35 г. Пензы по вопросу неправомерного распоряжения муниципальным имуществом.

По результатам анализа представленных документов и информации приказом Управления от 10.05.2016 № 63 в отношении МБОУ СОШ № 35                               г. Пензы возбуждено дело по признакам нарушения части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Представитель МБОУ СОШ № 35 г. Пензы с нарушением порядка передачи муниципального имущества не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 27.05.2016 № 31 (вх. от 30.05.2016 г. № 1726), пояснил, что передача в безвозмездное пользование нежилого помещения (кабинета) была согласована Пензенской городской Думой, о чем было принято соответствующее решение. Дополнил, что муниципальное  МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» проводит с обучающимися занятия физкультурно-спортивной направленности.

Представитель МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы»  с нарушением порядка передачи муниципального имущества не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 30.05.2016 г. б/н (вх. от 30.05.2016 № 1757), пояснил, что в связи с необходимостью  реализации дополнительных общеобразовательных программ  в МБОУ СОШ № 35 г. Пензы, между МБОУ СОШ № 35 г. Пензы и МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» 26.06.20145 г. № 2184  на передачу нежилого здания (части здания), на основании решения Пензенской городской Думы то 26.06.2015 г. № 223-10/6.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

26.06.2015 между МБОУ СОШ № 35 г. Пензы и МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» был заключен договор № 2184  на передачу нежилого здания (части здания).

Согласно Договору МБОУ СОШ № 35 г. Пензы (ссудодатель) передает МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» (ссудополучатель) в безвозмездное пользование нежилое помещение (кабинет), расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского,10, площадью 57,4 кв. м. для организации программ дополнительного образования.

Передача указанного имущества МБОУ СОШ № 35 г. Пензы в безвозмездное пользование МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» была согласована Пензенской городской Думой, что подтверждается решением от 26.06.2015 № 223-10/6 «О согласовании муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением города Пензы передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» части зданий» без проведения конкурсных процедур.

Здание по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского,10, является муниципальной собственностью и закреплено за МБОУ СОШ № 35 г. Пензы на праве оперативного управления на основании Договора от 18.08.1999 № 33-ШУ. 

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены особенности порядка заключения договоров в отношении муниципального и государственного имущества.

В соответствии с частью 3 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления,

может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением, предусмотренных настоящей статьей случаев. 

Частью 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:

1) медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

2) организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

3) физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Таким образом, передача СОШ № 35 г. Пензы  МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» в безвозмездное пользование нежилого помещения (кабинет), расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского,10, площадью 57,4 кв.м., без проведения торгов не соответствует действующему законодательству.

В обоснование своей позиции представитель  МБОУ СОШ № 35 г. Пензы в ходе заседания комиссии пояснил, что в здании школы МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» проводит с обучающимися занятия физкультурно-спортивной направленности, а именно: реализует региональную программу «Танцующая школа» в соответствии со своим уставом, согласно пункту 2.2  которого станцией юных техников реализуются дополнительные образовательные программы: спортивно- технической, физкультурно-спортивной, художественно- эстетической, военно- патриотической, туристско- краеведческой направленностей. Считает, что, поскольку на занятиях хореографии идет одновременное развитие физических качеств и формирование базы эстетичных движений тела и его звеньев,  МБОУ ДОД «Городская станция юных техников              № 2 г. Пензы» относится к физкультурно-спортивным организациям, создающим условия для занятий обучающихся физической культурой и спортом.

Указанные доводы Комиссия управления находит несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.

Как было указано выше, на основании части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без проведения конкурсов или аукционов осуществляется, в частности,  в случае заключения этих договоров с физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Определение физкультурно-спортивной организации содержится в статье 2  Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", согласно которой физкультурно-спортивная организация – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Пунктом 1.5 Устава МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 города Пензы»  установлен тип организации – образовательное учреждение дополнительного образования детей.

Образовательной организацией согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  является  некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Из пункта 2.1 Устава МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» следует, что предметом деятельности учреждения является реализация дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг.

Основным видом деятельности согласно Выписке из ЕГРЮЛ МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 города Пензы» является дополнительное образование детей, а не деятельность в области физической культуры и спорта.  Таким образом, оно является образовательной, а не физкультурно-спортивной организацией.

Учитывая вышеизложенное, МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» не относится  к организациям, перечисленным в части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, с которыми договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом может быть заключен без проведения конкурса или аукциона. 

Также Комиссия управления считает несостоятельной ссылку МБОУ СОШ № 35 г. Пензы в обоснование своих доводов на письмо ФАС России от 26.12.2014 № АК/54010/14, из которого следует, что часть 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции дополняет перечень исключений, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, так как указанное письмо не является нормативно – правовым актом, определяющим порядок заключения рассматриваемого Договора.

Норма части 3.2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является специальной, устанавливающей порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и в данном случае подлежит применению специальная норма, а не общая, содержащаяся в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Данная позиция согласуется со сложившейся судебной практикой, в частности  с Постановлением арбитражного суда Поволжского округа по делу  от 18.08.2014 г. № А-49-9339/2013.

Ссылки  МБОУ СОШ № 35 г. Пензы на постановления органов местного самоуправления о порядке заключения и изменения договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов   в других регионах, не  могут быть приняты Комиссией поскольку сами по себе указанные акты не свидетельствует о правомерности действий принявших их органов местного самоуправления что носят локальный характер и распространяются на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Исходя из изложенного, договор на передачу нежилого здания (части здания) должен быть заключен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этого договора.

Таким образом, Комиссия единогласно пришла к выводу, что действия МБОУ СОШ № 35 г. Пензы, выразившиеся в заключении договора 26.06.2015 № 2184  на передачу нежилого здания (части здания) МБОУ ДОД «Городская станция юных техников № 2 г. Пензы» без проведения торгов на право заключения данного договора, являются нарушением части 3.2 статьи 17.1  Закона о защите конкуренции

Руководствуясь статьей 17.1, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи            41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Среднюю общеобразовательную школу № 35 г. Пензы нарушившим часть 3.2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения договора  на передачу нежилого здания (части здания) в безвозмездное пользование без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этого договора.

2. Выдать МБОУ СОШ № 35 г. Пензы предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    

 

Члены Комиссии                                                                               

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны