Решение б/н Решение по жалобе № 3-09/4-2015 от 2 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-09/4-2015

29 января 2015 года                                                                г. Пенза, ул. Урицкого, 127 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <…>;

при участии:

со стороны государственного унитарного предприятия Пензенской области «Областная газоэнергетическая компания»:

- <…>;

со стороны общества с ограниченной ответственности «Системы безопасности» поступило ходатайство от 29.01.2015 № 09.53 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества;

 рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Системы безопасности» (ул. Бакунина, д.9, г. Пенза, 440044) на действия организатора торгов - государственного унитарного предприятия Пензенской области «Областная газоэнергетическая компания» при проведении аукциона на право заключения договора аренды имущества Пензенской области, закрепленного за государственным унитарным предприятием Пензенской области «Областная газоэнергетическая компания» на праве хозяйственного ведения в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 21.01.2015 поступила жалоба ООО «Системы безопасности» (ул. Бакунина, д.9, г. Пенза, 440044) на действия организатора торгов - государственного унитарного предприятия Пензенской области «Областная газоэнергетическая компания» при проведении аукциона на право заключения договора аренды имущества Пензенской области, закрепленного за государственным унитарным предприятием Пензенской области «Областная газоэнергетическая компания» на праве хозяйственного ведения (извещение № 241214/0101201/01) (далее - Аукцион).

Из жалобы заявителя следует, что государственным унитарным предприятием Пензенской области «Областная газоэнергетическая компания» (далее – ГУП ПО «ОГЭК») при проведении Аукциона нарушены сроки внесения изменений в документацию о торгах, а также установлены различные сроки внесения задатка и подачи заявки на участие в торгах, что, по мнению, заявителя приводит к ограничению конкуренции и недопущению ООО «Системы безопасности» на участие в Аукционе.  

Правовая позиция ГУП ПО «ОГЭК» - организатора Аукциона изложена в письме от 29.01.2015 № 29.

На заседании Комиссии Управления представитель ГУП ПО «ОГЭК» с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Пояснил, что торги (извещение № 241214/0101201/01) организованы и проводятся в соответствии с приказом ФАС России  от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса". Действующим законодательством РФ не установлена обязанность по установлению единой даты по внесению задатка и подачи заявки на участие в торгах.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 23.01.2015 № 216-3 назначено и проведено в 10 часов 00 минут 29 января 2015 года.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании письма Департамента государственного имущества Пензенской области от 18.12.2014 № 1-5947 «О согласовании проведения торгов на право заключения договора аренды» ГУП ПО «ОГЭК» издан приказ от 23.12.2014 № 77 «Об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды имущества Пензенской области, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения», которым утверждена аукционная комиссия.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе договоров аренды, установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 27 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Официальный сайт) для размещения информации, в том числе, о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации;

24.12.2014 ГУП ПО «ОГЭК» в сети Интернет на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 241214/0101201/01 о проведении Аукциона и соответствующая документация.

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 документации об Аукционе данная документация разработана в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции и Правилами.

Датой начала срока подачи заявок на участие в Аукционе установлен день, следующий за днем размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона. Дата окончания подачи заявок на участие в торгах – 19.01.2015. (пп.17, 18 Информационной карты Аукциона (приложение № 1 к документации о торгах), извещение о проведении аукциона (приложение № 4 к документации).

Согласно пунктам 21, 22 Информационной карты Аукциона требования о внесении задатка не установлено.

На участие в Аукционе подано 2 заявки, в том числе, от ООО «Системы безопасности» 15.10.2015 в 16 часов 00 минут, что подтверждается журналом регистрацией заявок.

Приказом ГУП ПО «ОГЭК» от 14.01.2015 № 3 в документацию об аукционе внесены изменения, в части установления задатка в размере 100 000 рублей и обеспечения исполнения договора в размере 200 000 рублей. 

Извещение и документация об Аукционе (редакция № 2), с внесенными в нее изменениями, 15.01.2015 в 19 часов 39 минут размещена на Официальном сайте - www.torgi.gov.ru.

Согласно пункту 21 Информационной карты Аукциона (приложение № 2 к документации в редакции № 2) и извещению о проведении Аукциона (приложение № 4 к документации в редакции № 2) задаток в размере 100 000 рублей необходимо перечислить до 15 часов 00 минут 24.01.2015 на расчетный счет продавца.

Довод заявителя о нарушении порядка проведения торгов в результате установления в документации об Аукционе (редакция № 2) различных сроков внесения задатка и подачи заявок на участие в торгах является необоснованным.

В соответствии с пунктом 22 Правил организатором конкурса или аукциона может быть установлено требование о внесении задатка. При этом размер задатка определяется организатором конкурса или аукциона. В случае если организатором конкурса или аукциона установлено требование о внесении задатка, такое требование в равной мере распространяется на всех участников конкурса или аукциона и указывается в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Согласно подпункту 7 пункта 105 Правил в извещении о проведении аукциона должно быть указано требование о внесении задатка, а также размер задатка, в случае если в документации об аукционе предусмотрено требование о внесении задатка.

В силу подпункта 12 пункта 114 Правил документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления организатором аукциона требования о необходимости внесения задатка.

Таким образом, Правилами предусмотрены полномочия организатора торгов по установлению требования о необходимости внесения задатка, в том числе сроков и порядка.

Указание на то, что установленные организатором Аукциона срок внесения задатка и срок окончания приема заявок должны совпадать Правилами не предусмотрено.

Частью 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

Доказательств определения действующим законодательством РФ единого срока для внесения задатка и подачи заявки на участие в торгах заявителем в антимонопольный орган не представлено.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 106 Правил организатор аукциона вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором аукциона, специализированной организацией на официальном сайте торгов. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте торгов внесенных изменений в извещение о проведении аукциона до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе он составлял не менее пятнадцати дней.

Исходя из требований вышеуказанного пункта Правил при установлении даты окончания подачи заявок на участие в торгах – 19.01.2015 изменения в извещение о проведении Аукциона организатор аукциона вправе принять не позднее 13.01.2015, и в течение одного дня с даты принятия указанного решения разместить такие изменения на сайте.

Организатором торгов - ГУП ПО «ОГЭК» в результате издания приказа № 3 о внесении в документацию об Аукционе изменений 14.01.2015 и размещении данных изменений на Официальном сайте 15.01.2015 нарушен пункт 106 Правил.

Внесение изменений в документацию об Аукционе в более поздний срок, чем предусмотрено действующим законодательством РФ, привело (могло привести) к неинформированности лиц, подавших заявки на участие в торгах до момента размещения соответствующих изменений на Официальном сайте, о необходимости внесения задатка.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 24 Правил и подпунктом 3 пункта 8.3 документации об аукционе (в том числе, в редакции № 2) заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении аукциона.

Исходя из изложенного, нарушение организатором торгов ГУП ПО «ОГЭК» сроков внесения изменений в извещение о проведении Аукциона и соответствующую документацию привело (могло привести) к отказу потенциальным участникам торгов в допуске к участию в торгах, следовательно, к сокращению круга участников рассматриваемого Аукциона.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, Комиссия единогласно пришла к выводу, что нарушение организатором торгов – ГУП ПО «ОГЭК» пункта 106 Правил, в результате несоблюдения сроков внесения изменений в извещение и документацию о торгах и размещения данных изменений на Официальном сайте, что приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, Комиссия Управления, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Системы безопасности» обоснованной.

Признать организатора торгов - государственное унитарное предприятие Пензенской области «Областная газоэнергетическая компания» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Выдать Организатору торгов - государственному унитарному предприятию Пензенской области «Областная газоэнергетическая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны