Решение №3-09/47-2017 Решение по делу № 3-09/47-2017 от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «13» декабря 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено  «27» декабря 2017 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- .... –руководителя управления, председателя Комиссии;

- .... – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

- .... – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

рассмотрев дело № 3-09/47-2017 по признакам нарушения Администрацией г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (ИНН 5827007298, Пензенская обл., Нижнеломовский р-н, Нижний Ломов г, ул. Московская, 53) и Обществом с ограниченной ответственностью «Стройко» (ИНН 5836679426, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Карпинского, 23-46) требований  пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении и участии в соглашении между заказчиком и участником аукциона № 0155600000417000097, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «Стройко»,

 при участии со стороны ООО «Стройко»:

-... - представителя по доверенности от 12.12.2017 № 22;

со стороны администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области:

- .... – главы администрации города;

- .... – представителя по доверенности от 04.05.2017 № 2;

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступила информация из Нижнеломовской межрайонной Прокуратуры о возможном нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО «Стройко» и Администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области при проведении аукциона на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. Луначарского города Нижний Ломов (от пересечения с ул. Московская до Арки).

По результатам рассмотрения указанных материалов Пензенским УФАС России издан приказ 06.10.2017 № 207 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (ИНН 5827007298, Пензенская обл., Нижнеломовский р-н, Нижний Ломов г, ул. Московская, 53) и Обществом с ограниченной ответственностью «Стройко» (ИНН 5836679426, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Карпинского, 23-46) требований  пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении между заказчиком и участником аукциона № 0155600000417000097, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «Стройко».

Определением от 11.10.2017 дело № 3-09/47-2017 назначено к рассмотрению на 09.11.2017.

На заседании Комиссии Представители отрицали факт наличия между Ответчиками антиконкурентного соглашения.

Представители ООО «Стройко» на заседании пояснили, что Общество приступило к выполнению работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. Луначарского города Нижний Ломов (от пересечения с ул. Московская до Арки) до проведения электронного аукциона по просьбе главы администрации города в связи с намечающимися событиями в честь торжественного открытия ледового дворца в г. Н. Ломов. По мнению, Представителей ООО «Стройко», Общество своими действиями не могло ограничить иных участников в подаче заявки на участие в проводимом аукционе.

Представители администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области указали, что в соответствии с планом-графиком была подготовлена и размещена конкурсная документация о проведении ремонта автомобильной дороги по ул. Луначарского города Нижний Ломов (от пересечения с ул. Московская до Арки). В связи с торжественными мероприятиями необходимо было данный ремонт осуществить в более ранний срок. В связи с чем, глава администрации города был вынужден обратиться к  ООО «Стройко». Работы по ремонту данного участка были частично выполнены Обществом до проведения аукциона. По мнению, Представителей администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, частичное выполнение работ ООО «Стройко» не могло препятствовать в участии иных хозяйствующих субъектов в проводимом аукционе.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 3-09/47-2017 было отложено, о чем вынесено Определение и назначена дата заседания Комиссии 30.11.2017г.

На заседании Комиссии Представители подержали ранее изложенные позиции.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле,  Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела и огласила его. Заседание комиссии было отложено до 13.12.2017, о чем было вынесено Определение от 30.11.2017.

Со стороны Ответчиков возражения на Заключение об обстоятельствах дела не поступали.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Администрация г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области является исполнительным органом власти г. Н. Ломов.

28.06.2017 уполномоченным органом – МКУ «Управление по осуществлению закупок Нижнеломовского района Пензенской области» на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0155600000417000097  на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. Луначарского города Нижний Ломов (от пересечения с ул. Московская до Арки) для нужд государственного заказчика – Администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области.

Начальная максимальная цена 1 856 086 ,44 рублей.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников  07.07.2017.

Дата проведения аукциона в электронной форме 10.07.2017.

В ходе проведенной Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проверки с выходом на место 07.07.2017 с участием главы администрации города Нижний Ломов Р.... и работника ООО «Стройко» С.... (далее – Проверка), установлено, что участок автомобильной дороги по ул. Луначарского города Нижний Ломов (от пересечения с ул. Московская до Арки) длиной 216 м шириной примерно 9 м на момент проверки 07.07.2017 уже заасфальтирован.

В материалы дела представлены объяснение главы администрации города Нижний Ломов Р.... от 07.07.2017, акт проверки от 07.07.2017, содержащий объяснение С..., который в соответствии со штатным расписание и справкой о кадровых ресурсах Общества является работником ООО «Стройко» и состоит в должности начальника участка.

Согласно объяснениям работника ООО «Стройко» С...., полученным в ходе Проверки, работы по асфальтированию данного участка дороги были проведены 29-30 июня 2017, после того как был объявлен аукцион на выполнение работ, до завершения аукциона, по просьбе главы администрации города Нижний Ломов Р....

Как следует из объяснений главы администрации города Нижний Ломов Р...., полученные в ходе Проверки, 28.06.2017 после объявления аукциона на проведение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. Луначарского города Нижний Ломов (от пересечения с ул. Московская до Арки), в ходе разговора с работником ООО «Стройко» С...., он сообщил ему об объявлении аукциона. С.... указал, что он заканчивает работы на                         ул. Р-Люксембург г. Нижний Ломов, ему не выгодно отвозить асфальтоукладчик, а затем после окончания нового аукциона начинать работу, поэтому он начнет выполнять работы на ул. Луначарского с применением асфальтоукладчика сразу же, а затем после подписания контракта будет выполнять оставшиеся работы, которые можно выполнять без данной техники.

Для участия в аукционе 0155600000417000097   на момент окончания срока подачи заявок в установленное время была подана лишь одна заявка ООО «Стройко» (г. Пенза ул. Карпинского д.23 кв.46), где работает С....

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.07.2017 № 0155600000417000097-1 победителем было признано ООО «СТРОЙКО».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, 23.08.2017 между Заказчиком Администрацией г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области  и Исполнителем ООО «Стройко» заключен контракт № Ф.2017.373023.

Довод Администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области о том, что проведение работ по текущему ремонту необходимо было срочно осуществить к запланированному мероприятию в честь торжественного открытия ледового дворца в г. Н. Ломов, Комиссией не принимается.

Указанный объем работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. Луначарского города Нижний Ломов (от пересечения с ул. Московская до Арки) был включен в план  закупок Заказчика на июнь 2017 года.

В соответствии с имеющимися потребностями и планом графиком Заказчик мог инициировать закупку заблаговременно.

Указанные действия Администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и ООО «Стройко» могут свидетельствовать о наличии между ними договоренности в устной форме, в результате которой Обществу были созданы преимущества при участии в аукционе.

Достигнув соглашения и участвуя в нем, Администрацией г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области был проведен аукцион на право заключения государственного контракта на те работы, часть которых уже была выполнена Обществом.

В результате иные участники рынка, даже при желании заключить контракт, не имели бы возможности участвовать в аукционе, поскольку часть работ уже была выполнена по согласованию с Заказчиком, что может указывать на ограничение конкуренции в результате реализации указанного соглашения.

Указанное обстоятельство также подтверждает отсутствие заявок на аукцион  от иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные работы.

Вышеизложенные обстоятельства опровергают довод ООО «Стройко» о том, что Общество своими действиями не могло ограничить иных участников в подаче заявки на участие в проводимом аукционе

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке, о чем составлен аналитический отчет

В соответствии с пунктом 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен по следующим этапам:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов.

Временной интервал исследования определен с 28.06.2017 года по 28.11.2017 (дата проведения исследования), исходя из действия сторон соглашения.

Предметом торгов является выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. Луначарского города Нижний Ломов (от пересечения с ул. Московская до Арки), ОКПД 42.11.20.000.

Рынок услуг по ремонту автомобильных дорог является конкурентным. (В 2016-2017 гг в конкурсных процедурах по ремонту дорог принимало участие ООО «Строитель» ИНН 1655281227)

Законом о защите конкуренции не установлено специального требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции. В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных хозяйствующих субъектов, сознательно ставящие свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, попадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд, - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (статья 9 Закона о контрактной системе).

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции, в том числе к ним отнесено определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица, и иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В рассматриваемом случае самостоятельная деятельность хозяйствующего субъекта ООО «Стройко» не предполагает предоставления органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами.

Антиконкурентное соглашение предполагает прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами муниципальной власти.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате осуществления органом и хозяйствующим субъектом действий (бездействия) исключается возможность конкуренции.

Администрацией г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и ООО «Стройко» не были предприняты действия, направленные на исключение возможности нарушения антимонопольного законодательства. Тем самым указанные лица отказались от совершения самостоятельных действий и руководствовалось достигнутым антиконкурентным соглашением.

Из совокупности фактических обстоятельств, установленных по делу, и представленных доказательств Комиссия приходит к выводу о том, что действия Администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и ООО «Стройко» имеют единую модель поведения, которая заранее известна каждому из участников правоотношений. Их действия  направлены не на обеспечение конкуренции, не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов  в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение победы ООО «Стройко».

Наличие одной заявки на аукционе со стороны ООО «Стройко» может свидетельствовать об отказе иных хозяйствующих субъектов в результате начала проведения работ ООО «Стройко», что в свою очередь подтверждает факт ограничения конкуренции.

Пунктом 1 частью 1 статьи 17 Закона о конкуренции установлен запрет заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в действиях Администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и ООО «Стройко» содержится  нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Пензенского УФАС России.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия Администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и ООО «Стройко» по заключению и участию в соглашении, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции (или) созданию преимущественных условий ООО «Стройко», нарушением пункта 1 части 1 статьи 17  Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Стройко» (ИНН 5836679426, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Карпинского, 23-46) нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении между заказчиком  администрацией г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и участником аукциона № 0155600000417000097, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «Стройко».
  2. Выдать ООО «Стройко» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Признать Администрацию г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (ИНН 5827007298, Пензенская обл., Нижнеломовский р-н, Нижний Ломов г, ул. Московская, 53) нарушившей требования пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении между заказчиком  и участником аукциона № 0155600000417000097, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «Стройко».
  4. Выдать Администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны