Решение №3-09/47-2018 Решение по делу №3-09/47-2018 от 29 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/47-2018

 

г. Пенза, ул. Урицкого,127 

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» января 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» января 2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

- П… – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- М… – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

- П… -  государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

в присутствии представителя ответчика Муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» (ИНН 5836013361, ОГРН 1055803030293, 440008, Пензенская область, г. Пенза, ул. Некрасова, 34): К…– доверенность от 25.05.2018;

в отсутствие представителя ответчика ООО «ЮБК-ГРУПП» (ИНН 9102051554, ОГРН 1149102106130, 440000, Пензенская область, г. Пенза, ул. Урицкого, 62, оф. 2034),

рассмотрев дело № 3-09/47-2018, возбужденное в отношении Муниципального казенное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» (далее – «Департамент ЖКХ г. Пензы», Учреждение) (ИНН 5836013361, ОГРН 1055803030293, 440008, Пензенская область, г. Пенза, ул. Некрасова, 34) и общества с ограниченной ответственностью «ЮБК-ГРУПП» (далее – ООО «ЮБК-ГРУПП», общество) (ИНН 9102051554, ОГРН 1149102106130, 440000, Пензенская область, г. Пенза, ул. Урицкого, 62, оф. 2034) по признакам нарушения  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России (далее - Управление) поступила информация из прокуратуры Ленинского района города Пензы   о нарушениях в деятельности МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» антимонопольного законодательства, при проведении закупки у единственного поставщика.

Приказом Пензенского УФАС России от 06.08.2018 № 93 в отношении Муниципального казенного учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы» и общества с ограниченной ответственностью «ЮБК-ГРУПП» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашений, которые привели (могли привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Определением от 07.08.2018 дело № 3-09/47-2018 о нарушении антимонопольного законодательства назначено и проведено 30.08.2018.

Представитель МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» на заседании Комиссии 30.08.2018 поддержали позицию, изложенную в письменных пояснениях от 27.08.2018 №2599, а также пояснил, что заключение 47 муниципальных контрактов на техническое обследование проезжей части дорог и тротуаров по улицам г. Пензы с единственным поставщиком не является нарушением пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Определением от 03.09.2018 дело № 3-09/47-2018 о нарушении антимонопольного законодательства назначено и проведено 04.10.2018.

Определением от 04.10.2018 дело № 3-09/47-2018 о нарушении антимонопольного законодательства назначено и проведено 24.10.2018.

Определением от 24.10.2018 № 3954-3 дело № 3-09/48-2018 о нарушении антимонопольного законодательства назначено и проведено 16.11.2018.

На заседании Комиссии 16.11.2018 представителем МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» к материалам дела представлен электронный носитель с материалами по делу.

Определением о продлении рассмотрения дела от 06.11.2018 №4124-3 срок рассмотрения дела № 3-09/48-2018 о нарушении антимонопольного законодательства продлен 07.02.2019.

Определением от 16.11.2018 дело № 3-09/47-2018 о нарушении антимонопольного законодательства назначено и проведено 07.12.2018.

Определением от 07.12.2018 дело № 3-09/47-2018 о нарушении антимонопольного законодательства назначено и проведено 18.12.2018.

На рассмотрении дела 18.12.2018 представитель ООО «ЮБК-ГРУПП» не явился (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом).

На заседании Комиссии 18.12.2018 председатель Комиссии огласил заключение об обстоятельствах дела.

На заседании Комиссии 18.12.2018 представитель МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» пояснил, что заключение об обстоятельствах дела получено МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» не было, в связи с чем возражения не были представлены в адрес Пензенского УФАС.

Определением от 18.12.2018 дело № 3-09/47-2018 о нарушении антимонопольного законодательства назначено и проведено 15.01.2019.

На заседании Комиссии 15.01.2019 представитель МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» представила возражения на заключение об обстоятельствах дела, а также пояснила, что спорные муниципальные контракты были заключены с соблюдением пункт 4 части 1статьи 93 Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссией Управления установлено следующее.

Конституцией Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8).

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

На основании статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –ФЗ №131) к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе организация в границах поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 14 ФЗ №131).

  Таким образом, деятельность по организации в границах поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог относятся к полномочиям органа местного самоуправления, то есть, является муниципальной нуждой. В связи с чем, при заключении муниципальных контрактов с подрядчиками необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Пензенской области от 26.09.2013 N 724-пП утверждена государственная программа Пензенской области «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014 - 2022 годы».

Мероприятия по обеспечению сбалансированного решения задачи по удвоению объемов строительства дорог в части автомобильных дорог местного значения предусмотрены подпрограммой «Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог».

В целях исполнения решений, принятых на состоявшемся под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации "Безопасные и качественные дороги", с 2017 года предусмотрена реализация мероприятий комплексного развития транспортной инфраструктуры Пензенской агломерации. В состав Пензенской агломерации входят следующие муниципальные образования Пензенской области: г. Пенза, ЗАТО г. Заречный, Засечный сельсовет Пензенского района.

Региональная программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Пензенской агломерации в качестве информационно-аналитического приложения представлена в приложении N 1 к Региональному проекту Пензенской области в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на 2019 - 2024 годы.

Согласно паспорту региональной программы комплексного развития транспортной инфраструктуры крупной городской агломерации «Пензенская агломерация» (Приложение N 1 к подпрограмме "Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог" ключевым участником проекта выступает МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы».

14.05.2018 между Учреждением и ООО «ЮБК-ГРУПП» в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключено 47 муниципальных контрактов (номера контрактов 18.1 – 18.47) на выполнение работ по экспертной оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров в г. Пензе общей стоимостью 2 999 597 рублей.

Таким образом, муниципальные контракты по указанным закупкам с единственным поставщиком были заключены с одним лицом -  ООО «ЮБК-ГРУПП».

Из анализа представленных Учреждением копий муниципальных контрактов, заключенных с единственным поставщиком, установлено, что предметы муниципальных контрактов идентичны - выполнение работ по экспертной оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров (контракты № 18.1 – 18.47).

Различия предметов, указанных контрактов, усматриваются лишь в месте проведения указанных выше работ, а именно различные участки улиц в г. Пенза.

Перечень работ, указанный в технических заданиях, являющихся приложением к каждому муниципальному контракту также идентичен.

Срок начала выполнения работ 01.04.2018 окончания выполнения работ, по экспертной оценке, качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров по контрактам № 18.1 – 18.47 установлен 01.09.2018.

Таким образом, временной интервал заключения указанных муниципальных контрактов и сроков выполнения работ по данным контрактам также установлен идентичный.

Из содержания договоров следует, что каждый договор заключен на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе, на сумму менее 100000 руб.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Исходя из письма Министерства экономического развития РФ от 29 марта 2017 г. № Д28и-1353 контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Законом о контрактной системе предусмотрена возможность осуществления заказчиками закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями статьи 93 Закона о контрактной системе.

Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 указанной статьи закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей, не распространяются на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с указанным пунктом. Кроме того, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, производится раздельно для федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Применение Закона о контрактной системе обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Отношения,  направленные  на  обеспечение  государственных  и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления  закупок  товаров,  работ,  услуг,  обеспечения  гласности  и прозрачности  осуществления  таких  закупок,  предотвращения  коррупции  и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом  от  05.04.2013  №  44 - ФЗ  «О  контрактной  системе  в  сфере  закупок товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных нужд».

В  соответствии  с  частью  1 статьи  24 Закона  о  контрактной  системе заказчики  при  осуществлении  закупок  используют  конкурентные  способы определения  поставщиков  (подрядчиков,  исполнителей)  или  осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения   поставщиков (подрядчиков, исполнителей):  

-конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);

- аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

- запрос котировок;

- запрос предложений.

Перечень случаев, при которых допускается возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), закреплен в статье 93 Закона о контрактной системе. Одним из таких случаев является закупка  работ  или  услуг,  выполнение  или  оказание  которых  может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным  унитарным  предприятием,  соответствующие  полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами  Президента  Российской  Федерации  или  нормативными  правовыми актами  Правительства  Российской  Федерации,  законодательными  актами соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе).

В частности, в соответствии  с  пунктом  4 части 1 статьи 93 Закона о закупках Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Данная норма не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе по данному и тому же виду услуг, у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (месяц, день).

Фактически системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.

В соответствии с частями 13, 17, 20 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2.  методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые  (оказываемые)  подрядчиками,  исполнителями  с  сопоставимой квалификацией.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации No 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2017, в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Учреждение ссылается на невозможность проведения конкурентной процедуры определения исполнителя услуг, в связи с необходимостью проведения указанных видов работ в кратчайшие сроки.

Вместе с тем, уведомление о бюджетных ассигнованиях доведено до МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» 28.12.2018, план закупок сформирован 12.01.2018.

Таким образом, доказательства, свидетельствующие об отсутствии возможности проведения конкурентных процедур сторонами не представлено.

Исходя из вышеизложенного, 47 вышеуказанных договоров, заключенных между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и ООО «ЮБК-ГРУПП» на выполнение работ по экспертной оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров, фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 5 самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с целью ухода от процедур, предусмотренных данным Законом.

При этом при «дроблении» закупки на тождественные договоры, МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» имело потребность в выполнении рассматриваемых работ на всех участках автомобильных дорог г. Пензы, указанных в 47 контрактах.

Довод МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» о том, что действия управления не повлекли ограничение конкуренции в связи с тем, что факт ограничения конкуренции не доказан, не принимается в виду следующего.

В материалах дела имеются коммерческое предложение от ООО «Альфагрупп» и

ООО «Интертехника» о согласии выполнить рассматриваемые работы.

Таким образом, ООО «Альфагрупп» и ООО «Интертехника» могли выполнить работы по экспертной оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров (со сроком выполнения с 01.04.2018 по 01.09.2018).

В результате заключения указанных договоров между МКУ «Департамент ЖКХ» и ООО «ЮБК-ГРУПП», Общество получило доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой - либо конкурентной борьбе.

Заключение указанных договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственным поставщикам и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение указанных контрактов

В результате не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для принятия решения.

В ходе анализа временным интервалом исследования товарного рынка определен 2018 год, исходя из периода, в течение которого было заключено антиконкурентное соглашение между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и ООО «ЮБК-ГРУПП».

Принимая во внимание предмет рассматриваемые соглашения, заключенные между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, продуктовые границы товарного рынка определены как экспертная оценка качества выполненных работ по ремонту проезжей части дороги (ОКВЕД 42.11) "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).

Географические границы определены как территория г. Пензы, исходя из границы территории, на которой осуществлялось оказание услуг по заключенным договорам между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и ООО «ЮБК-ГРУПП».

В силу требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству возложена на обе стороны договора.

Следовательно, заключение договора, являющегося согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

Для признания федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В частности к ним относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рынок услуг по проведению работ по экспертной оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров на территории г. Пензы не является закрытым и ограниченным.

Заключение вышеназванных контрактов без проведения конкурентных процедур, исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные поставки товаров участвовать в конкурентных процедурах, и привело к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта, и как следствие, ограничило (могло ограничить) конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

Из вышеобозначенных договоров следует, что они направлены на достижение единой хозяйственной цели (проведение работ по экспертной оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров), имеющее единый интерес, предметом – однородные услуги, работы (экспертная оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров), в связи с чем, фактически, образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами с целью обхода установленной законом необходимости проведения торгов.

При этом отсутствие в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ограничения годового объема закупок, которое заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений, само по себе не является основанием для освобождения заказчика от проведения необходимых конкурсных процедур.

Следовательно, МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» не обеспечило эффективность финансовых вложений, проявила субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечила равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.

ООО «ЮБК-ГРУПП» в свою очередь, заключило вышеперечисленные договоры без участия в конкурентных процедурах. Иные хозяйствующие субъекты, желавшие выполнять работы по экспертной оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанных договоров.

Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что заключение спорных договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственному поставщику и лишило возможности другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение указанных контрактов. В результате не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, неиспользование предусмотренных законодательством конкурентных процедур при осуществлении деятельности по проведению работ по экспертной оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров, ограничивает конкуренцию на рынке по оказанию услуг по экспертной оценке качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров.

Действия МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и ООО «ЮБК-ГРУПП», выразившиеся в заключении соглашение, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок экспертной оценки качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров, нарушают пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь пунктом 4 статьи 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

решила:

 

1. Признать действия Муниципального казенного учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» (ИНН 5836013361, ОГРН 1055803030293, 440008, Пензенская область, г. Пенза, ул. Некрасова, 34), выразившиеся в заключении и участии в соглашении с ООО «ЮБК-ГРУПП», целью которого являлось оказание услуг по проведению экспертной оценки качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров на территории г. Пензы за счет бюджетных средств в «обход» конкурентных процедур, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «ЮБК-ГРУПП» (ИНН 9102051554, ОГРН 1149102106130, 440000, Пензенская область, г. Пенза, ул. Урицкого, 62, оф. 2034), выразившиеся в заключении и участии соглашения с МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», целью которого являлось оказание услуг по проведению экспертной оценки качества выполнения работ по ремонту проезжей части дорог и тротуаров на территории г. Пензы за счет бюджетных средств в «обход» конкурентных процедур, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,  нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» обязательное для исполнения предписание.

4. Выдать ООО «ЮБК-ГРУПП» обязательное для исполнения предписание.

5. Материалы дела передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      П…

 

Члены Комиссии                                                                                                 М…

                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                              П…           

Связанные организации

Связанные организации не указаны