Решение б/н Решение по делу № 3-09/48-2014 в отношении администрации гор... от 19 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/48-2014

21.05.2015                                                                                                             г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 6 мая 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…>;

при участии:

со стороны администрации г. Пенза (далее – Администрация):

<…>;

со стороны муниципального унитарного предприятия «Аналитический центр информационных систем города Пенза»  (далее – МУП «АРЦИС», Предприятие):

- <…>;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Титан-2001»:

<…>;

со стороны Управления образования города Пензы:

<…>;

представители ООО «Детское питание», ООО «Комбинат школьного питания», ИП Д<…>, ООО «Комбинат школьного питания г. Пензы» на рассмотрение дела не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще,

рассмотрев дело № 3-09/48-2014 в отношении администрации города Пензы (ИНН 5836010360, 440000, г. Пенза, пл. Маршала Жукова, 4) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Пензенской области поступила информация о наличии в действиях администрации г. Пензы признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ при внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа».

По результатам анализа представленных по запросу антимонопольного органа документов и информации, приказом Пензенского УФАС России от 16.12.2014 № 262 в отношении администрации г. Пензы возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 3-09/48-2014 Комиссией Пензенского УФАС России в действиях администрации г. Пензы также усмотрены признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, рассмотрение настоящего дела было отложено.

На заседании Комиссии представитель Администрации указал, что в целях совершенствования системы оплаты и учета школьного питания, улучшения обеспечения горячим питанием и буфетной продукцией обучающихся в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, повышения эффективности контроля за целевым использованием выделяемых на питание обучающихся бюджетных средств, а также средств родителей, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), администрацией города Пензы вынесено постановление от 06.08.2013 № 863 «О внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее – Постановление № 863) для проведения пилотного проекта по внедрению автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания. Пояснил, что данный проект является пилотным ввиду того, что в городе Пенза автоматизированная система оплаты и учета школьного питания вводится впервые, аналог данной системы в городе отсутствует. Итогом реализации пилотного проекта будет являться создание адаптированной к школам города Пензы автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания, что позволит в дальнейшем, после его завершения, муниципальным образовательным организациям применять данную систему в целях реализации полномочий по организации питания обучающихся, которые возложены на образовательные учреждения, согласно статье 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Оператором автоматизированной системы был назначен МУП «АРЦИС». Дополнил, что контроль за использованием бюджетных денежных средств, предоставляемых муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям города Пензы, в том числе на питание обучающихся осуществляется Управлением образования города Пензы. Также указал, что пилотный проект по внедрению автоматизированной системы завершен, о чем вынесено постановление администрации от 31.03.2015 № 417. После завершения данного проекта общеобразовательные учреждения самостоятельно принимают решение о применении или неприменении автоматизированной системы.

На заседании Комиссии представитель МУП «АРЦИС» пояснил, что на основании Постановления № 863 Предприятием проведен открытый конкурс на право заключения договора на внедрение системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа». На участие в конкурсе была подана одна заявка от ОАО «Оператор электронного правительства», с которым был заключен соответствующий договор. Работа по внедрению автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее – Автоматизированная система) велась напрямую с общеобразовательными организациями, входящими в пилотный проект. Дополнил, что обязанности МУП «АРЦИС» как специализированного оператора Автоматизированной системы включают в себя: внедрение Автоматизированной системы в общеобразовательные организации, участвующие в пилотном проекте; оснащение общеобразовательных учреждений техническими средствами приема и обслуживании бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа»; изготовление данных карт; создания технологического центра обработки данных для оказания процессинговых услуг участникам системы; оказание процессинговых услуг участникам системы. Также указал, что процессинговые услуги оказываются исполнителям услуг по обеспечению питанием в общеобразовательных организациях. После завершения пилотного проекта по внедрению Автоматизированной системы процессинговые услуги являются платными. Иное лицо не имеет возможности оказывать данные услуги с использованием Автоматизированной системы.

На заседании Комиссии представитель Управления образования города Пензы пояснил, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства образования и науки РФ от 11.03.2012 № 213н/178 образовательным учреждениям рекомендовано вводить систему электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений. В соответствии с Постановлением № 863 с 1 сентября 2013 года начато внедрение в общеобразовательных организациях пилотного проекта Автоматизированной системы. Указал, что в связи с необходимостью внедрения данной системы и отсутствием опыта взаимодействия между участниками Автоматизированной системы постановлением Администрации МУП «АРЦИС» назначено специализированным оператором системы. На период тестовой эксплуатации Автоматизированной системы МУП «АРЦИС» оснастило пилотные общеобразовательные организации техническими средствами приема и обслуживания бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» согласно пункту 3.1 соглашения о намерениях от 01.09.2013, заключенного между данными организациями и Предприятием. Также сообщил, что исполнение Управлением образования г. Пензы Постановления № 863 предусматривало: формирование перечня пилотных площадок на базе общеобразовательных учреждений, изъявивших желание участвовать в проекте; организацию и проведение совместно с МУП «АРЦИС» в данных учреждениях общешкольных родительских собраний; организацию на базе Управления образования обучение лиц, ответственных за внедрение проекта в общеобразовательные учреждения, проводимого специалистами Предприятия; ведение еженедельного мониторинга реализации проекта на базе пилотных площадок. Дополнил, что после завершения пилотного проекта в общеобразовательных учреждениях используется Автоматизированная система для безналичных расчетов за питание.

На заседании Комиссии представитель ООО «Титан-2001» пояснил, что согласно заключенному с общеобразовательным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) гражданско-правовым договором на оказание услуг по обеспечению горячим питанием, исполнитель обязан принимать оплату за питание в порядке безналичных платежей посредством бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт при введении в общеобразовательном учреждении безналичной оплаты за питание, а также ежедневно и ежемесячно представлять заказчику и Управлению образования определенную информацию по соответствующим формам. Данные обстоятельства вынуждают общество заключать договоры на возмездной основе с МУП «АРЦИС» на присоединение к Автоматизированной системе и оказание процессинговых услуг. Иной хозяйствующий субъект, с которым возможно заключить договор на оказание соответствующих услуг в целях исполнения договоров на организацию питания,  отсутствует.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 11.03.2012 № 213/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».

Согласно подпункту «з» пункта 21 Методических рекомендаций по организации обучающихся и воспитанников ежегодный всероссийский мониторинг организации школьного питания рекомендуется осуществлять на основе анализа состояния питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, в том числе по направлению – система электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений.

Согласно протоколу № 1 от 25.06.2013, утвержденному заместителем главы администрации г. Пензы С.И. Симоновым, в администрации г. Пензы состоялось заседание по вопросу проведения пилотного проекта по внедрению автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в городе Пензе в целях совершенствования системы оплаты и учета школьного питания, улучшения обеспечения горячим питанием и буфетной продукцией обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, повышения эффективности контроля за целевым использованием выделяемых на питание обучающихся бюджетных и родительских средств.

По результатам данного заседания было принято решение:

-  организовать и обеспечить внедрение в городе Пензе пилотного проекта системы оплаты и учета школьного питания посредством карт «Электронная школа», ответственными исполнителями назначены МУП «АРЦИС» и Управление образования г. Пензы;

- разработать в рамках реализации пилотного проекта проект постановления «О внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» и представить на согласование в установленном порядке, ответственным исполнителем назначено Управление образования;

- проработать вопрос о возможности предоставления учреждениями образования МУП «АРЦИС» площади для размещения оборудования в рамках реализации пилотного проекта, ответственными исполнителями назначены Управление образования г. Пензы и МУП «АРЦИС».

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 31, 33 Устава города Пензы Администрацией г. Пензы вынесено постановление от 06.08.2013№ 863 «О внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа».

Согласно преамбулы данного постановления указанный акт вынесен в целях совершенствования системы оплаты и учета школьного питания, улучшения обеспечения горячим питанием и буфетной продукцией обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, повышения эффективности контроля за целевым использованием выделяемых на питание обучающихся бюджетных средств, а также средств родителей.

Пунктом 1 Постановления № 863 предусмотрено, что с 01.09.2013 на территории г. Пензы надлежит начать внедрение в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях Автоматизированную систему.

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 863 специализированным оператором Автоматизированной системы назначено муниципальное унитарное предприятие «Аналитический центр информационных систем города Пенза».

Согласно пункту 5.1., 5.2 Постановления № 863 Управлению образования г. Пензы с 1 сентября 2013 года необходимо организовать внедрение Автоматизированной системы в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, а также оказывать содействие МУП «Аналитический центр информационных систем города Пенза» в подготовке и внедрении в данных учреждениях Автоматизированной системы.

В соответствии с пунктами 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 Постановления № 863 МУП «Аналитический центр информационных систем города Пенза» необходимо:

- обеспечить изготовление бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее – Пластиковые карты);

- создать технологический центр обработки информации;

- организовать работу сервисной службы;

- организовать оснащение муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных общеобразовательных учреждений (далее – Образовательные учреждения) средствами приема и обслуживания Пластиковых карт.

Во исполнение пункта 5.1. Постановления № 863 Управлением образования города Пензы издан приказ от 12.08.2013 № 237 «О внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы на базе пилотных площадок» (далее – Приказ № 237). Данным приказом утвержден список пилотных площадок Образовательных учреждений, указанный в приложении к приказу, согласно которому в пилотном проекте приняло участие 12 Образовательных учреждений.

Пунктом 2.1. и 2.3. приказа Управления образования города Пензы № 237 предусмотрено, руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений оказывать содействие МУП «АРЦИС» в работе по внедрению Автоматизированной системы, организовать размещение терминала пополнения в доступном месте с соблюдением санитарных и противопожарных норм и правил, а также совместно с МУП «АРЦИС» организовать проведение собраний для родителей учащихся по вопросу разъяснения внедрения.

Приказом Управления образования г. Пензы от 25.12.2014 № 419 список пилотных площадок изменен, в соответствии с которым в пилотном проекте приняло участие 11 Образовательных учреждений.

Согласно протоколу № 2, утвержденному 29.08.2013, состоялось заседание рабочей группы по разработке и внедрению Автоматизированной системы, на котором был одобрен план мероприятий по проектированию и внедрению Автоматизированной системы в 2013-2015 гг., а также рекомендовано МУП «АРЦИС» обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с данным планом.

План мероприятий по проектированию и внедрению Автоматизированной системы в 2013-2015гг. (далее – План мероприятий) включает в себя:

Монтаж ЛВС в ОУ.

Установка оборудования в ОУ.

Установка ПО на оборудование.

Настройка сетевого взаимодействия узлов ОУи ЦОД.

Тестирование и поднастройка.

Работы по порталу.

Обучение сотрудников КШП.

Эмиссия карт.

Обучение сотрудников в ОУ.

 Обучение родителей/законных представителей.

Тестирование комплексного питания (без денег).

Тестирование буфета.

Запуск комплексного питания в опытную эксплуатацию.

Запуск буфета в опытную эксплуатацию.

Подписание акта ввода в эксплуатацию ОУ.

По результатам анализа представленных документов установлено, что МУП «АРЦИС» в июне 2014 года проведен открытый конкурс на право заключения договора на внедрение системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее - Открытый конкурс).

На участие в Открытом конкурсе подана 1 заявка от ОАО «Оператор электронного правительства» (г. Пенза, у. Центральная, д.18).

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по оценке заявки на участие в Открытом конкурсе от 06.06.2014 № 4 закупочной комиссией принято решение провести переговоры с ОАО «Оператор электронного правительства» по заключению договора.

Между МУП «АРЦИС» (Заказчик) и ОАО «Оператор электронного правительства» (Исполнитель) заключен договор от 08.07.2014 № 1ЭШ-ДВС-14.

Согласно разделу 1 данного договора Исполнитель обязуется осуществить внедрение системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее - Система). Внедрение Системы подразумевает:

Поставку оборудования, входящего в состав Системы.

Передачу прав на использование программного обеспечения, входящего в состав Системы, в соответствии с его целевым назначением, на условиях простой лицензии.

Выполнение работ по вводу Системы в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 5.4. договора от 08.07.2014 № 1ЭШ-ДВС-14 Заказчик не имеет право, в том числе допускать несанкционированное распространение программного обеспечения и действия, нарушающие права Исполнителя на программное обеспечение.  

Разделом 6 «Порядок выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию» предусмотрено, что Исполнитель передает Заказчику базовый комплект Системы с полным функционалом, позволяющим осуществлять полное функционирование и администрирование Системы. Все работы данного этапа проводятся на территории Заказчика и включают в себя установку и настройку всех компонентов Системы в информационной среде Заказчика, проведение предварительного тестирования, передачу пользовательской документации, обучение пользователей, загрузку исходных данных, проведение испытаний Системы и прочие работы. После ввода Системы в эксплуатацию на оборудовании Заказчика Исполнитель производит работы по поэтапному вводу Системы в промышленную эксплуатацию в каждом общеобразовательном учреждении по списку, в соответствии с приложением № 2.1.

По результатам анализа договора от 08.07.2014 № 1ЭШ-ДВС-14 и приложения               № 1 «Техническое задание на выполнение работ по внедрению автоматизированной системы» указанные в Плане мероприятий действия возложены на ОАО «Оператор электронного правительства».

Из анализа представленных документов установлено, что Исполнителями услуг по организации питания в Образовательных учреждениях, участвующих в пилотном проекте являются следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Титан-2001», ООО «Детское питание», ООО «Комбинат школьного питания», ИП Д<…>., ООО «Комбинат школьного питания г. Пензы».

Согласно заключенным между данными хозяйствующими субъектами (Исполнитель) и Образовательными учреждениями (Заказчик) гражданско-правовым договорам на оказание услуги по обеспечению горячим питанием учащихся в 2014 году и 1 квартале 2015 года Исполнитель обязан при внедрении в общеобразовательном учреждении Автоматизированной системы (Постановление администрации г. Пензы от 06.08.2013 № 863) присоединиться к данной системе согласно правилам Системы, размещенной на сайте «эл-школа.рф», не позднее 5 рабочих дней со дня подписания договора присоединения Образовательной школы к Автоматизированной системе, и представить Заказчику копию заключенного договора присоединения Исполнителя услуг питания к автоматизированной системе, подтверждающую факт присоединения к Системе.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что МУП «АРЦИС» (Оператор) с юридическими лицами, оказывающими услуги по организации питания (Поставщик) заключены договоры на оказание процессинговых услуг (далее - Договор):

- договор от 17.03.2014 № 5КП-2014 с ООО «Комбинат школьного питания  г. Пензы»;

- договор от 17.03.2014 № 4КП-2014 с ИП Д<…>.;

- договор от 17.03.2014 № 3КП-2014 с ООО «Комбинат школьного питания»;

- договор от 17.03.2014 № 2КП-2014 с ООО «Детское питание»;

- договор от 14.02.2014 № 1КП-2014 ООО «Титан 2001».

Согласно определениям, размещенным в разделе Договора «Термины и определения»:

- под оператором понимается оператор по приему платежей, в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц (плательщиков) в целях пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах пользователей в Системе для последующих расчетов за услуги питания, оказываемые Поставщиком, а также обеспечивающий информационное и технологическое взаимодействие между Участниками в Системе посредством оказания Пользователям Процессинговых услуг за вознаграждение, выплачиваемое в соответствии с условиями настоящего Договора;

- под поставщиком понимается юридическое лицо, имеющее право на оказание услуг по организации питания обучающихся обслуживаемого им общеобразовательного учреждения, получающий денежные средства Пользователей за оказанные услуги питания и осуществляющий расчеты за питание с Пользователями в безналичной форме с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт Системы;

- под процессинговыми услугами понимается деятельность Оператора по приему, обработке и предоставлению отчетов на основании данных, полученных от оборудования в Системе;

- под системой понимается автоматизированная система оплаты и учета школьного питания «Электронная школа».

Согласно пунктам 1.1., 1.2. раздела 1 Договора Поставщик поручает, а Оператор принимает на себя обязательства осуществлять от своего имени и за счет Поставщика прием от физических лиц (плательщиков) платежей в целях пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах в Системе для последующих расчетов за услуги питания, оказываемые Поставщиком. Денежные средства, принятые от Плательщиков в качестве предоплаты за услуги питания, оператор зачисляет и хранит на отдельном счете в банке. Оператор обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между Участниками в Системе посредством оказания Пользователям Процессинговых услуг.

Пунктом 3.4. Договора установлено, что вознаграждение Оператора за оказанные по настоящему договору услуги устанавливается в размере 100 рублей 00 копеек.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов, постановлением администрации г. Пензы от 13.08.2014 № 953 для МУП «АРЦИС» установлен тариф на оказание услуг по внедрению и эксплуатационно-технологическому сопровождению Автоматизированной системы в размере 2, 6 % от совокупного размера безналичной оплаты за питание с учетом затрат платежного субагента и оператора.

Согласно объяснениям лиц, участвующих в деле, процессинговые услуги до завершения пилотного проекта по внедрению Автоматизированной системы (1 апреля 2015 года) оказывались Оператором бесплатно.

31.03.2015 администрацией вынесено постановление № 417 о реализации пилотного проекта внедрения Автоматизированной системы, пунктом 3 которого Постановление № 863 признано утратившим силу.

Пунктом 2 постановления от 31.03.2015 № 417 рекомендовано руководителям Образовательных учреждений использовать автоматизированную систему оплаты и учета школьного питания (горячее питание и буфетная продукция).

Согласно гражданско-правовым договорам на оказание услуг по организации питания, заключенным с хозяйствующими субъектами по организации питания и действующим с 1 апреля 2015 года Исполнитель обязан:

- при введении в общеобразовательном учреждении безналичной оплаты за питание (комплексное питание, буфетная продукция) принимать оплату за питание в порядке безналичных платежей посредством Пластиковых карт;

- ежедневно и/или по запросу представлять заказчику отчеты об объемах выполненной работы согласно форме;

- ежедневно производить выгрузку информации о меню средствами программно-аппаратного комплекса для размещения в «Личных кабинетах» родителей обучающихся на сайте «эл-школа.рф»;

- ежедневно и ежемесячно (за предыдущую дату/период) предоставлять Заказчику и в Управление образования информацию по организации питания в общеобразовательном учреждении по форме. Размещение информации производится средствами программно-аппаратного комплекса в «Личных кабинетах» руководителя общеобразовательного учреждения и Управления образования на сайте «эл-школа.рф».

15 апреля 2015 года между Исполнителями услуг по обеспечению питанием и Образовательными учреждениями заключены дополнительные соглашения к указанным договорам, согласно которым Исполнитель обязан:

- при введении в общеобразовательном учреждении безналичной оплаты за питание (комплексное питание, буфетная продукция) не препятствовать оплате за питание посредством безналичных платежей;

- ежедневно и/или по запросу представлять заказчику отчеты об объемах выполненной работы согласно форме;

- ежедневно производить выгрузку информации о меню средствами программно-аппаратного комплекса;

- ежедневно и ежемесячно (за предыдущую дату/период) предоставлять Заказчику и в Управление образования информацию по организации питания в общеобразовательном учреждении по форме.

Согласно представленным на заседании Комиссии пояснениям представителей Управления образования г. Пензы в участвующих в пилотном проекте Образовательных учреждениях продолжает действовать безналичная оплата за питание. Иная автоматизированная система, обеспечивающая возможность приема безналичных платежей за услуги питания в Образовательных учреждениях г. Пензы, за исключением обслуживаемой на основании Постановления Администрации № 863 МУП «АРЦИС», на момент рассмотрения настоящего дела отсутствует.

В целях исполнения условий договоров на оказание в течение 2 квартала 2015 года услуг по обеспечению горячим питанием учащихся в Образовательных учреждениях, в том числе прием платежей за питание в безналичной форме, формирование отчетов об объемах выполненной работы, информации по организации питания в общеобразовательном учреждении согласно формам, указанным в договорах по обеспечению питанием, выгрузка информации о меню средствами программно-аппаратного комплекса, у поставщиков питания возникает необходимость в приобретении процессинговых услуг.

Исходя из имеющейся в материалах дела информации, а также объяснений представителя МУП «АРЦИС», иное лицо не имеет возможность оказывать процессинговые услуги с использованием Автоматизированной системы, оператором которой является Предприятие.

Таким образом, введение в общеобразовательном учреждении г. Пензы безналичной оплаты за питание, привело к тому, что в целях выполнения Исполнителем возложенных на него договором по обеспечению питанием соответствующих обязанностей необходимо заключить договор на оказание процессинговых услуг с оператором автоматизированной системы, обеспечивающей прием безналичных платежей.

Назначение постановлением Администрации № 863 МУП «АРЦИС» специализированным оператором Автоматизированной системы, к которой присоединены Образовательные учреждения, привело к отсутствию у лиц, осуществляющих оказание услуги по организации питания в образовательных учреждениях права выбора хозяйствующих субъектов, которые могли бы оказывать процессинговые услуги, и следовательно, к ограничению конкуренции на данном товарном рынке.  Согласно представленным документам заключаемые МУП «АРЦИС» с 1 апреля 2015 года договоры на оказание процессинговых услуг носят возмездный характер.

Так, пунктом 3.4. заключенного между Предприятием и ООО «Титан-2001» договора от 01.04.2015 № 1КП-2015 установлено, что размер ежемесячной оплаты определяется тарифом Оператора, в соответствии с постановлением администрации г. Пензы от 13.08.2014 № 953, и составляет 2, 6 % от совокупного размера безналичной оплаты за питание, совершенной с использованием карт Системы в общеобразовательных учреждениях г. Пензы, обслуживаемых поставщиком.

Система электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений внедряется также за пределами Пензенской области. Так, на сайте средней образовательной школы № 1 г. Шумеля www.sosh1-gshum.edu.cap.ru размещена информация о том, что «в рамках проводимой работы по организации безналичной системы оплаты питания в образовательных учреждениях Чувашским отделением №8613 ОАО «Сбербанк России» разработан и внедряется проект «Школьное питание». Технология представляет собой инновационную автоматизированную карточную систему бесконтактной оплаты, учета и организации питания учащихся школ Чувашской Республики».

Исходя из размещенной в открытом доступе информации оказание процессинговых услуг, включающих в себя осуществление деятельности по приему, обработке и предоставлению отчетов на основании полученных данных, возможно также иными хозяйствующими субъектами,  расположенными на территории г. Пензы  (ООО «РН-Карт-Пенза» (ИНН 5834041980), ООО «Регистрационн-процессинговый центр «Партнер» (ИНН 6454066437).

Постановление № 863, согласно его преамбулы, вынесено в целях совершенствования системы оплаты и учета школьного питания, улучшения обеспечения горячим питанием и буфетной продукцией обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, повышения эффективности контроля за целевым использованием выделяемых на питание обучающихся бюджетных средств, а также средств родителей.

Законом № 131-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» (далее – Закон об образовании) не предусмотрены полномочия администрации г. Пензы по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона об образовании организация питания возложена на организации, осуществляющие, образовательную деятельность.

Изложенное подтверждается также письмом Администрации от 29.04.2015 № 2-05-2998.

Таким образом, назначив постановлением № 863 МУП «АРЦИС» специализированным оператором Автоматизированной системы Администрация вышла за пределы имеющихся полномочий.

Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с п.5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Доказательств доведения до неопределенного круга лиц информации о намерении внедрить в Образовательных учреждениях г. Пензы систему электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников с последующим оказанием процессинговых услуг в антимонопольный орган не представлено. 

Определение постановлением администрации № 863 МУП «АРЦИС» специализированным оператором Автоматизированной системы, с последующим внедрением данной системы в Образовательных учреждениях, привело к ограничению Исполнителя услуг по организации питания выбора хозяйствующих субъектов, оказывающих процессинговые услуги, тем самым лишило потенциальных исполнителей данных услуг равных условий выхода на соответствующий товарный рынок.

Назначение МУП «АРЦИС» специализированным оператором Автоматизированной системы поставило муниципальное предприятие в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичный вид деятельности, и обеспечило осуществление данным предприятием деятельности по оказанию процессинговых услуг.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что указанные действия администрации г. Пензы привели к ограничению конкуренции на рынке по оказанию процессинговых услуг и нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела доказательств наделения администрацией г. Пензы МУП «АРЦИС» функциями и правами органа местного самоуправления не установлено в связи с чем, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях Администрации признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению  конкуренции.

2. Выдать администрации города Пензы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Производство по делу № 3-09/48-2014, возбужденное в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях данного лица нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны