Решение б/н Решение по делу № 3-09/50-2014 в отношении администрации Ча... от 3 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

25.02.2015                                                                                                           г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…>;

при участии:

со стороны заявителя:

<…>;

со стороны администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области (далее – Администрация):

<…> – исполняющей обязанности главы Администрации;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Роса» (далее – ООО «Роса», Общество):

<…>– директора Общества приказ от 13.12.2012 № 1;

рассмотрев дело № 3-09/50-2014 в отношении администрации  Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области (ул. Ленина, д. 87, с. Чаадаевка, Городищенский район, Пензенская область, 442324) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение помощника депутата Законодательного собрания Пензенской области пятого созыва <…> в отношении администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области по вопросу неправомерного распоряжения муниципальным имуществом.

В обращении указано, что ООО «Роса» неправомерно использует муниципальное имущество в целях оказания услуг водоснабжения, что приводит к ограничению конкуренции на данном товарном рынке.

По результатам анализа поступившей в антимонопольный орган информации, приказом Пензенского УФАС России от 31.12.2014 № 273 в отношении администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель Администрации пояснил, что в целях организации водоснабжения на территории Чаадаевского сельсовета Администрацией было принято решение о передаче в безвозмездное пользование ООО «Роса» водопроводных сетей и инженерных сооружений.

На заседании Комиссии заявитель пояснил, что на территории Чаадаевского сельсовета также осуществляет деятельность ООО «Восход», которое могло бы оказывать услуги водоснабжения. Нарушение порядка предоставления ООО «Роса» муниципального имущества в пользование приводит к невозможности иным субъектам равного доступа на соответствующий товарный рынок.

Из устных, а также письменных объяснений ООО «Роса» от 27.01.2015 (вх.№312) следует, что Общество создано в 2012 году с целью оказания услуг водоснабжения. Указано, что после окончания срока предоставления преференции Общество неоднократно обращалось к администрации с вопросом о заключении договора в предусмотренном законодательством порядке. Дополнено, что до настоящего времени ООО «Роса» оказывает на территории Чаадаевского сельсовета услуги водоснабжения.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

В целях поддержки субъектов малого предпринимательства путем передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества Пензенским УФАС России решением от 14.03.2013 № 487-3 дано согласие на предоставление муниципальной преференции ООО «Роса» с ограничениями, определив срок ее представления – один год.

В целях поддержки деятельности ООО «Роса» в соответствии с решением УФАС России по Пензенской области от 14.03.2013 № 487-3 Комитетом местного самоуправления Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области принято решение от 15.03.2013 № 333-104/5 о передаче в безвозмездное пользование данному обществу имущества муниципального образования Чаадаевского сельсовета сроком на 11 месяцев, которое включает в себя инженерные сооружения и водопроводные сети сел Чаадаевка и Саловка.

В целях организации водоснабжения на территории Чаадаевского сельсовета, руководствуясь решением Комитета местного самоуправления Чаадаевского сельсовета от 15.03.2013 № 333-104/5 администрацией Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области вынесено постановление от 15.03.2013 № 28 «О передаче в безвозмездное пользование ООО «Роса» имущества муниципального образования Чаадаевского сельсовета» на срок 11 месяцев. Согласно приложению к данному постановлению в безвозмездное пользование ООО «Роса» передаются инженерные сооружения и водопроводные сети сел Чаадаевка и Саловка Городищенского района Пензенской области.

В соответствии с решением Пензенского УФАС России о предоставлении муниципальной преференции между муниципальным образованием Чаадаевского сельсовета, в лице администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района (Ссудодатель) и ООО «Роса» (Ссудополучатель) был заключен договор безвозмездного пользования от 15.03.2013, согласно которому Ссудодатель передает Ссудополучателю во временное владение и пользование на условиях безвозмездного пользования имущество муниципального образования для использования в целях оказания услуг по обеспечению населения Чаадаевского сельсовета водой на срок с 15.03.2013 по 10.03.2014.

Пунктом 3.1.8 Договора безвозмездного пользования установлено, что не позже чем за две недели письменно сообщить Ссудодателю о предстоящем освобождении имущества, как в связи с окончанием срока, так и при досрочном его расторжении и сдать ее по акту прекращения действия договора в исправном состоянии с учетом нормального износа.

Согласно пункту 3.1.10 Договора безвозмездного пользования «в 5-тидневный срок после прекращения договора возвратить имущество, являющееся предметом настоящего договора, Ссудодателю по акту прекращения действия договора».

Доказательств письменного уведомления ООО «Роса» - Ссудополучателем Администрации – Ссудодателя о предстоящем освобождении имущества в связи с окончанием срока действия Договора безвозмездного пользования, а также сдачи имущества по акту о прекращении действия данного Договора в антимонопольный орган не представлено.

В обоснование использования ООО «Роса» муниципального имущества в целях оказания услуги водоснабжения Администрацией представлен договор аренды недвижимого имущества и земельных участков от 24.05.2013 № 1 (далее – Договор аренды), заключенный между муниципальным образованием Чаадаевского сельсовета, в лице администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района, и ООО «Роса».

При этом решения о даче согласия на предоставление в аренду, указанного в Договоре аренды муниципального имущества, Пензенским УФАС России не принималось.

Таким образом, правовые основания для заключения Договора аренды у Администрации отсутствовали.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.1. имущество сдается в аренду с 24.05.2013 по 20.04.2014.

Согласно пункту 4.1.6. Договора аренды арендатор обязан в пятидневный срок после прекращения договора возвратить имущество, являющееся предметом данного договора, арендодателю по акту прекращения действия договора.

Акта о прекращении действия Договора аренды, а также иных документов, свидетельствующих об изъятии Администрацией у ООО «Роса» муниципального имущества, используемого для оказания услуг водоснабжения, при рассмотрении настоящего дела не представлено.

Вместе с тем, согласно представленной администрацией Чаадаевского сельсовета информации (письмо от 10.11.2014 № 320) ООО «Роса» до настоящего времени продолжает оказывать услуги водоснабжения на территории Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области с использованием муниципального имущества.

Приказами Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17.12.2013 № 107 и от 15.12.2014 № 133 были  установлены одноставочные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ООО «Роса» на территории Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области на 2014 – 2015 годы.

В материалах дела имеются квитанции об оплате услуг водоснабжения, оказываемых ООО «Роса» потребителям, по истечении срока предоставления муниципальной преференции, в том числе, за май, июль, сентябрь 2014 года, январь 2015 года.

Таким образом, использование ООО «Роса» муниципального имущества – инженерных сооружений и водопроводных сетей, расположенных в с. Чаадаевка и с. Саловка, по истечении срока предоставления муниципальной преференции, свидетельствует о предоставлении ООО «Роса» данного имущества в фактическое безвозмездное пользование.

Согласно пункту 20 статьи 4  Закона «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность предоставления преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам в соответствии с порядком, предусмотренным главой 5 Закона «О защите конкуренции», путем подачи в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление такой преференции по установленной форме, с приложением соответствующих документов.

Вышеуказанного заявления в антимонопольный орган не поступало.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев указанных в данной статье.

В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Согласно приложению 2 к приказу ФАС России от 10.02.2010 № 67 по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, в том числе в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Согласно имеющимся в материалах дела документам на территории села Чаадаевка Городищенского района Пензенской области зарегистрировано и является действующим ООО «Восход», основной вид деятельности которого сбор, очистка и распределение воды (ОКВЭД 41.00). 

Таким образом, предоставление в фактическое безвозмездное пользование ООО «Роса» муниципального имущества поставило муниципальное предприятие в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичный вид деятельности, и обеспечило обществу осуществление деятельности по оказанию услуг водоснабжения на территории Чаадаевского сельсовета.

Вышеуказанными действиями Администрации хозяйствующие субъекты – потенциальные исполнители услуг водоснабжения были лишены возможности равных условий выхода на товарный рынок оказания услуг водоснабжения на территории Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области.

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции настоящий федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целью указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с п.7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что Администрацией Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области при предоставлении ООО «Роса» преимущества, в результате передачи муниципального имущества в нарушении установленного главой 5 Закона о защите конкуренции порядка, нарушен пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в результате предоставления ООО «Роса» в фактическое безвозмездное пользование муниципального имущества в нарушение требований Закона о защите конкуренции, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

2. Выдать администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий направленных на обеспечении конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны