Решение №3-09/51-2017 Решение по делу № 3-09/51-2017 от 16 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/51-2017

 

                                                                                                                        г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» декабря 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» января 2019 г.

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:

- <Д…> – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- <М…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

- <П…> – государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

при участии

- заявителей – представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области (ИНН 5836658137, ОГРН 1135836003632, ул. Володарского, 49, г. Пенза, 440000) <М…>; ИП <Х…>;

- ответчика – представителей администрации г. Пензы (ИНН 5836010360, ОГРН 1025801358945, пл. Маршала Жукова, 4, г. Пенза, 440000) <К..> и <П…>;

- заинтересованного лица – представителя Министерства сельского хозяйства Пензенской области (ИНН 5836013019, ОГРН 1035803002443, ул. Володарского, 49, г. Пенза, 440000) <К…>,

рассмотрев дело № 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении администрации г. Пензы по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило обращение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области о проверке законности отказа администрации г. Пензы (далее также — Администрация) от 24.07.2017 в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО) без проведения торгов.

По результатам рассмотрения указанного обращения Пензенским УФАС России выявлено наличие в действиях администрации г. Пензы, выразившихся в необоснованном отказе ИП <Х…> на его обращение о заключении договора на размещение НТО от 24.04.2017, что приводит (может привести) к необоснованному препятствованию осуществления им хозяйственной деятельности, созданию дискриминационных условий и, как следствие, ограничению конкуренции на рынке розничной торговли через нестационарные торговые объекты, признаков нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, администрации г. Пензы выдано предупреждение от 21.08.2017 № 3-20-1/08-2017 о необходимости прекратить нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

19 сентября 2017 года от администрации г. Пензы в адрес Пензенского УФАС России поступило ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения от 21.08.2017 № 3-20-1/08-2017 в связи с подготовкой Министерством сельского хозяйства Пензенской области проекта приказа «О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 № 32 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области», который в настоящее время проходит процедуру согласования.

Рассмотрев указанное ходатайство, Пензенское УФАС России пришло к выводу о возможности продлении срока исполнения предупреждения от 21.08.2017 № 3-20-1/08-2017 до 10 октября 2017 года.

В указанный срок предупреждение администрацией г. Пензы не исполнено.

На основании изложенного Пензенским УФАС России издан приказ от 23 октября 2017 года № 216 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации г. Пензы по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 02.11.2017 дело № 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 24.11.2017.

В ходе рассмотрения дела установлено, что администрация г. Пензы обжалует предупреждение Пензенского УФАС России от 21.08.2017 № 3-20-1/08-2017 в Арбитражном суде Пензенской области (дело № А49-13501/2017).

В связи с изложенным, определением от 24.11.2017 рассмотрение дела № 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела № А49-13501/2017.

В связи со вступлением в законную силу судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела № А49-13501/2017, определением от 18.12.2018 рассмотрение дела № 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства возобновлено и назначено на 25.12.2018.

На рассмотрении дела 25.12.2018 лицами, участвующими в деле, новых доводов и доказательств по делу не представлено.

В ходе анализа материалов дела установлено следующее.

26.11.2004 между ИП <Х…> и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (в настоящее время – Управление муниципального имущества администрации г. Пензы) заключен договор № 6051 аренды земельного участка с кадастровым номером 58:29:02 011 007:0037 площадью 122 кв.м., находящегося по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 139, под реконструкцию торгово-остановочного комплекса на неопределенный срок.

В апреле 2017 года ИП <Х…> обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о заключении договора на размещение НТО по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 139.

На указанное обращение администрация г. Пензы 24.04.2017 ответила отказом.

Свой отказ администрация г. Пензы обосновала тем, что размещение НТО на территории г. Пензы осуществляется в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области (далее – Министерство) от 02.03.2016 № 32 «Об утверждении Порядка размещения НТО на территории Пензенской области» (далее – Приказ от 02.03.2016 № 32) и постановлением Администрации г. Пензы от 29.04.2016 № 654 «О порядке проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение НТО на территории г. Пензы» (далее – Постановление от 29.04.2016 № 654). В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, размещение НТО в месте, которое включено в Схему, возможно только после заключения договора с победителем аукциона на право заключения договора на размещение НТО, следовательно, размещение НТО без договора на размещение НТО, заключенного с победителем аукциона, действующее законодательство не предусматривает.

На момент заключения ИП <Х…> договора аренды земельного участка в 2004 году вопрос о размещении НТО регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в действовавшей редакции; далее также – ЗК РФ), которая предполагала оформление прав землепользования, то есть предоставление земельных участков для размещения НТО.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.03.2015, в ЗК РФ внесены изменения.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ).

Законом № 381-ФЗ также предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

Согласно части 1 статьи 10 названного Закона, размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 № 470 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы (далее – Схема).

Приложением № 1 данной Схемы предусмотрено размещение НТО типа торговый павильон для организации торговли непродовольственными видами товаров (промтоварами (пиротехническая продукция развлекательного характера) на земельном участке по адресу: ул. Суворова, 139, остановка «Депо № 1», площадью 122 кв. м, с кадастровым номером 58:29:2011007:37.

Таким образом, ИП <Х…> являлся владельцем НТО, местоположение которого соответствует утвержденной Схеме размещения.

На момент включения рассматриваемого объекта в Схему Постановлением Администрации от 09.04.2015 № 470 нормативный акт, регламентирующий порядок заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы, принят не был. В Приказе Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 № 32 отсутствует порядок, определяющий оформление прав на размещение объектов, законно включенных в Схему до его утверждения.

В соответствии с приведенными нормами земельного законодательства нахождение НТО на испрашиваемом ИП <Х…> земельном участке в Схеме размещения нестационарных торговых объектов является основанием для размещения данного объекта.

Между тем, Комиссией Управления принято во внимание следующее.

21.08.2017 администрации г. Пензы выдано предупреждение № 3‑20‑1/08-2017 о необходимости прекратить нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению последствий такого нарушения, для чего:

- в срок до 21.09.2017 рассмотреть обращение ИП <Х…> от 03.04.2017 в соответствии с нормами действующего законодательства, обеспечив возможность реализации им имеющегося права на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 58:29:02 011 007:0037 площадью 122 кв.м., находящегося по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 139.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30.01.2018 по делу № А49-13501/2017 указанное предупреждение Пензенского УФАС России признано не соответствующим закону и отменено.

Судом апелляционной и кассационной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области оставлено без изменения.

Судами установлено, что отказ администрации г. Пензы ИП <Х…> в заключении договора на размещение НТО от 24.04.2017 не противоречит установленному порядку заключения договора на размещение НТО, в связи с чем в рассматриваемых действиях администрации г. Пензы отсутствует нарушение антимонопольного законодательства

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления

                                                                                                       

РЕШИЛА:

 

  1. Дело № 3-09/51-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении администрации г. Пензы по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны