Решение б/н Решение по жалобе ООО «Принт» (№ 3-09/57-2015) от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-09/57-2015

14 декабря 2015 года                                                        г. Пенза, ул. Урицкого, 127 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке,  предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

<…>;

при участии:

со стороны акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (АО «ПНИЭИ», Общество):

<…>;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Принт»:

<…>;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Принт» (ул. Байдукова, д. 68, г. Пенза, 440015) на действия Заказчика, закупочной комиссии заказчика – АО «ПНИЭИ» (ул. Советская, д. 9, г. Пенза, 440000) при проведении запроса ценовых котировок в электронной форме на поставку сканеров (извещение № 31502981220 от 20.11.2015) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 03.12.2015 года поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Принт» (ул. Байдукова, д. 68, г. Пенза, 440015) на действия Заказчика, закупочной комиссии заказчика – АО «ПНИЭИ» (ул. Советская, д. 9, г. Пенза, 440000) при проведении запроса ценовых котировок в электронной форме на поставку сканеров (извещение № 31502981220 от 20.11.2015) (далее – Запрос котировок).

Из жалобы заявителя следует, что АО «ПНИЭИ» в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.ru (далее – Официальный сайт) размещено извещение о проведении Запроса котировок. По мнению заявителя, его заявка необоснованно отклонена в результате установления заказчиком противоречащего действующему законодательству РФ требования к участникам закупки, а именно: наличие свидетельства о квалификации в системе добровольной сертификации «Электронсерт», и представление указанного документа в составе заявки, что нарушает статью 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закпках), а также п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Правовая позиция АО «ПНИЭИ» изложена в письменном отзыве на жалобу.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением – требованием  от 04.12.2015 № 4763-3 назначено на 10 часов 00 минут 11.12.2015. Комиссией Управления объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 14.12.2015.

На заседании Комиссии Управления представитель АО «ПНИЭИ» с доводами, изложенными в жалобе не согласился. Пояснил, что в целях исполнения государственного контракта, заключенного в рамках исполнения государственного оборонного заказа Обществом был проведен рассматриваемый Запрос котировок на поставку сканеров. Приобретаемый сканер согласно конструкторской документации на изготавливаемое в рамках государственного контракта изделие является его составной частью и может быть отнесен к электронно-компонентной базе.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих                в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

АО «ПНИЭИ» относится к хозяйствующим субъектам, закупка товаров, работ и услуг которыми регулируется Законом о закупках.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках решением Совета директоров ОАО «ПНИЭИ» утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд Общества (далее – Положение о закупках), регламентирующее закупочную деятельность Заказчика и содержащее требования к закупке (протокол от 28.03.2012 № б/н).

В соответствии с пунктом 7.2. Положения о закупках для проведения процедур закупок Заказчиком приказом генерального директора Общества от 31.07.2012 № 1028а создана Единая комиссия (с последующими изменениями, приказы от 09.04.2014 № 411, от 29.01.2015 № 96).

Как следует из представленных документов, 20.11.2015 АО «ПНИЭИ» в сети Интернет на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502981220 о проведении запроса ценовых котировок в электронной форме на поставку сканеров с приложением соответствующей документов.

Согласно документации о проведении Запроса котировок предметом поставки являются сканеры Epson Perfection V700 Photo  в количестве 27 штук.

В разделе «Требования к участникам закупки» документации о проведении Запроса котировок установлено, что участник, в том числе, должен иметь свидетельство квалификации в системе добровольной сертификации «Электронсерт».

Кроме того, согласно пункту 6 приложения к форме котировочной заявки (Приложение № 1 к документации о проведении Запроса котировок) участнику запроса котировок необходимо к заявке на участие в закупке приложить свидетельство о квалификации в системе добровольной сертификации «Электронсерт».

Согласно протоколу от 27.11.2015 № б/н/ рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в закупке поступило 2 заявки от: АО «Радиант-ЭК», ООО «Принт». По результатам оценки котировочных заявок Комиссией по закупкам принято решение об отклонении заявки ООО «Принт» и отказе в допуске к участию в запросе ценовых котировок, как не соответствующей требованиям, установленным документацией о проведении Запроса котировок, в части отсутствия в составе заявки требуемых документов, а именно: Свидетельство о квалификации в системе добровольной сертификации «Электронсерт»

Согласно пункту 2.5. раздела 4 Положения о закупках при выявлении недостоверных сведений в представленных участником закупки документах для участия в закупке, несоответствия участника требованиям, предъявляемым к участнику закупки, несоответствия поставляемой Продукции требованиям, установленным к товарам, работам, услугам, являющихся предметом закупки, Комиссия отстраняет участника закупки от дальнейшего участия в закупке на любом этапе ее проведения.

Документацией о проведении Запроса котировок предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок осуществляется в соответствии с пунктом 4 раздела 8 Положения о закупках.

Пунктами 4.1., 4.3, Положения о закупках установлено, что  Комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок, и оценивает котировочные заявки.

Победителем в проведении запроса ценовых котировок признается участник, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок.

По результатам анализа поданной на участие в Запросе котировок заявки ООО «Принт» установлено, что Свидетельство о квалификации в системе добровольной сертификации «Электронсерт» в составе заявки отсутствует.

Таким образом, решение об отклонении заявки ООО «Принт» и отказе в допуске к участию в запросе ценовых котировок принято Комиссией по закупкам в соответствии с требованиями конкурсной документации и Положения о закупках.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с пунктами 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 раздела 4 Положения о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Обществом в настоящем Положении.

Пунктом 2.4. раздела 4 Положения о закупках предусмотрено, что с учетом специфики закупаемых товаров, работ, услуг Общества вправе устанавливать другие требования к участникам Процедур закупки и определять необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям. Подробный перечень требований к участникам Процедуры должен быть приведен в Извещении о закупки.

В соответствии с пунктом 4.9. раздела 4 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупок, в том числе, требования к опыту работы, деловой репутации, наличие производственных и иных материальных, финансовых, информационных, кадровых и иных возможностей, необходимых для выполнения договора, и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Устанавливаемые требования должны предъявляться равным образом ко всем участникам закупок.

Из анализа имеющихся в материалах дела документов, в том, числе конструкторской документации изделия военного назначения, изготавливаемого АО «ПНИЭИ»,  приобретаемые в рамках Запроса котировок принтеры являются составной частью данного изделия.

Руководителем Центрального Органа Системы Добровольной Сертификации «Электронсерт» от 2014 г. утверждено Временное положение «Требования к квалификации поставщиков электронной компонентной базы и конструкционных материалов отечественного и иностранного производства» (ЭС РД 010-2014) (далее – Временное положение).

В соответствии с разделом 1 Временного положения данный документ «устанавливает требования к квалифицированным поставщикам электронной компонентной базы и конструкционных материалов (далее - ЭКБ и КМ), предназначенных для применения в электронной компонентной базе, радиоэлектронной аппаратуре, входящей в состав систем, комплексов и образцов военной техники.

Документ распространяется на поставщиков ЭКБ и КМ отечественного и иностранного производства, а также ЭКБ и КМ производства предприятий государств-участников Содружества Независимых Государств, разрешенных для применению при разработке (модернизации), производстве и эксплуатации аппаратуры, приборов, устройств и оборудования военного назначения., предназначенных для применения в электронной компонентной базе (для конструкционных материалов ) радиоэлектронной аппаратуре, входящей в состав систем, комплексов и образцов военной техники.

Положения настоящего документа подлежат применению расположенными на территории Российской Федерации организациями, предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и подчинения, выполняющими заказы по разработке, модернизации и производству изделий военной техники; закупку, испытания и поставку электронной компонентной базы и конструкционных материалов, предназначенных для применения в электронной компонентной базе радиоэлектронной аппаратуре, входящей в состав систем, комплексов и образцов , а также организациями планирования развития военной техники, научно-исследовательскими организациями и военными представительствами Министерства обороны Российской Федерации , осуществляющими сопровождение и контроль выполнения этих заказов, а также контроль качества электронной компонентной базы и деятельности квалифицированных поставщиков.

В соответствии с пунктом 3.1.38 Временного положения электронная компонентная база - изделия электронной техники, квантовой электроники и (или) электротехнические изделия, представляющие собой деталь, сборочную единицу или их совокупность, обладающие конструктивной целостностью, принцип действия которых основан на электрофизических, электромеханических, фотоэлектронных и (или) электронно-оптических процессах и явлениях, не подвергаемые изменениям в процессе применения при создании изделий техники, изготавливаемые по самостоятельным комплектам конструкторской и технологической документации (далее именуются – электрорадиоизделия), а также изделия, представляющие собой совокупность электрически соединенных электрорадиоизделий, образующих функционально и конструктивно законченные сборочные единицы, предназначенные для реализации функций приема, обработки, преобразования, хранения и (или) передачи информации или формирования (преобразования) энергии, выполненные на основе несущих конструкций и обладающие свойствами конструктивной и функциональной взаимозаменяемости».

Согласно представленным дополнениям, закупаемые в рамках Запроса котировок принтеры планируется использовать не как самостоятельное изделие, а как составную часть изготавливаемого Обществом изделия. В связи с чем, в рассматриваемом случае предмет закупки можно отнести к электронной компонентной базе.

Согласно пункту 3.6. Инструкции по порядку приобретения, входного контроля, специальной проверки и учета электронной компонентной базы иностранного производства для изделий ОАО «ПНИЭИ», утвержденной генеральным директором Общества от 2015 г. и согласованной начальников 715 ВП МО РФ от 27.05.2015 и начальником ВП 5021 от 23.03.2015, запрещается приобретать ЭКБ иностранного производства у поставщиков, неаттестованных в Военэлектронсерте.

Согласно пункту 6 раздела 1 Положения о закупках закупка покупных и комплектующих изделий на спецтехнику проводится с учетом выполнения «Временных требований к техническим средствам и комплектующим элементам иностранного производства, применяемым в изделиях специального назначения, включаемым в технические условия и эксплуатационную документацию», утвержденных Командиром войсковой части 43753 от 02.12.2004г. Исходя из объяснений представителя АО «ПНИЭИ» в данном документе установлены требования к поставщикам, в том числе, комплектующих изготавливаемых Обществом изделий, предъявляемые к квалифицированным поставщикам электронной компонентной базы и конструктивных материалов.   

Доводы заявителя о том, что необходимые к поставки принтеры Epson Perfection V700 Photo относятся в соответствии с положениями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768, к низковольтному оборудованию и в связи с чем данное техническое средство подлежит подтверждению в форме сертификации и иных документов, в том числе, Свидетельства о квалификации в системе добровольной сертификации «Электронсерт» не требуется, являются несостоятельными, поскольку наличие данного свидетельства определяет квалифицированность поставщиков. Кроме того, что не отрицает заявитель, наличие на товар сертификата соответствия не исключает возможность прохождения поставщиком данного товара аттестации в системе «Электронсерт».

Согласно пункту 3.1.17 Временного положения квалифицированный поставщик электронной базы и конструкционных материалов - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от формы собственности и подчинения, прошедшее квалификацию системы менеджмента качества, осуществляющее закупку и регистрацию электронной компонентной базы на территории Российской Федерации, а также ее хранение, организацию и (или) проведение необходимых испытаний и поставку потребителям продукции с выполнением гарантийных обязательств по категории качества, срокам, объему и комплектности поставок, по соответствию заявленной изготовителем технической и иной информации, при соблюдении условий конфиденциальности, установленных потребителем поставляемой продукции.

Исходя из изложенного, требование о наличии у участника Запроса котировок Свидетельства о квалификации в системе добровольной сертификации «Электронсерт» обусловлено актами органов, обязательными к исполнению АО «ПНИЭИ».

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках одной из целей регулирования данного закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно реестру квалифицированных поставщиков, размещенному на сайте ФГУП «МНИИРИП» - www.mniirip.ru в системе «Электронсерт» аттестовано более 80 поставщиков.

Таким образом, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика, закупочной комиссии заказчика – АО «ПНИЭИ» в результате установления в документации о проведении Запроса котировок требования к участникам закупки о  наличие свидетельства о квалификации в системе добровольной сертификации «Электронсерт» и обязанности по представлению указанного документа в составе котировочной заявки, нарушения законодательства о закупках.

Комиссия Управления, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Принт» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны