Решение №3-09/70-2016 Решение по жалобе от 23 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/70-2016

 

 

«23» ноября 2017 года                                                             г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «9» ноября 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» ноября 2017 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе: …

рассмотрев дело № 3-09/70-2016 по признакам нарушения Федеральным научно-производственным центром «Производственное объединение «Старт» (ОГРН 1025801496808) части 1 статьи 17 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В УФАС России по Пензенской области 29.09.2016 обратилось ООО «Рич Лайн» (далее – Общество, заявитель) с жалобой на действия заказчика (организатора закупки) - Федеральное государственное унитарное предприятие федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (далее по тексту – ФГУП ФНПЦ ПО «Старт» по вопросу необоснованного отказа от проведения открытого запроса цен на право заключения договора на поставку швеллера и трубы (извещение                             № 31604036307) (далее – Запрос цен) и проведения мелкой закупки с аналогичным предметом.

По результатам рассмотрения указанного обращения издан приказ от 28.12.2017 № 114 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 3-09/70-2016 по признакам нарушения              ФГУП ФНПЦ ПО «Старт» пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 25.01.2017 рассмотрение дела было отложено для получения дополнительных документов и информации и назначено на 14.02.2017.

Определением от 14.02.2017 рассмотрение дела было отложено для получения дополнительных документов и информации и назначено на 01.03.2017.

Определением от 01.03.2017 рассмотрение дела было отложено для получения дополнительных документов и информации и назначено на 16.03.2017.

Определением от 16.03.2017 рассмотрение дела было отложено для получения дополнительных документов и информации и назначено на 22.03.2017.

Определением от 24.03.2017 рассмотрение дела было отложено для получения дополнительных документов и информации и назначено на 20.04.2017.

Определением от 20.04.2017 рассмотрение дела было отложено для получения дополнительных документов и информации и назначено на 18.05.2017.

Определением от 18.05.2017 срок рассмотрения дела был продлен до 10.08.2017, рассмотрение дела было отложено для получения дополнительных документов и информации и назначено на 21.06.2017.

Определением от 21.06.2017 рассмотрение дела было отложено для получения дополнительных документов и информации и назначено на 12.07.2017.

Определением от 12.07.2017 о продлении и об отложении рассмотрения дела квалификация настоящего дела была изменена на часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции дело, в связи с чем, дело отложено и назначено на 24 августа 2017 года.

Определением от 24.08.2017 рассмотрение дела было отложено и назначено на 14.09.2017.

В связи с принятием заключения по делу на заседании Комиссии 14.09.2017 рассмотрение дела было отложено и назначено на 09.11.2017.

На заключение об обстоятельствах настоящего дела ФГУП ФНПЦ ПО «Старт» представлены возражения от 08.11.2017 № 60/01-01/1374.

При рассмотрении настоящего дела представитель ООО «Рич Лайн» (ОГРН 1135838000077) указал на то, что 22.09.2016 Обществом была подана заявка на участие в запросе цен       № 31604036307 на поставку швеллера и трубы, по результатам которого ООО «Рич Лайн» была предложена самая низкая цена 359 310 рублей, включая НДС. Однако заказчиком ФГУП ФНПЦ ПО «Старт» 13.09.2016 было опубликовано извещение об отказе от поведения процедуры закупки, в связи с изменением финансовых и производственных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке. При этом 22.09.2016 заказчик опубликовывает идентичную процедуру на поставку швеллера и трубы в форме мелкая закупка и заключает договор с ООО «Электростройснаб». Цена договора составила 358 273 рублей, включая НДС. По мнению заявителя, отказ от проведения запроса цен ответчиком и проведение им мелкой закупки было необоснованно и направлено на недопущение ООО «Рич Лайн» к поставке товара для нужд ФГУП ФНПЦ ПО «Старт».

В ходе рассмотрения дела ответчик вину в нарушении антимонопольного законодательства не признал, поддерживал позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу. Указал, что решение об отказе от проведения рассматриваемого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку швеллера и трубы было принято в связи с сокращением финансирования в 3 квартале 2016 года на основании пункта «а» части 4 ст.6.2.2 ЕОСЗ ГК «Росатом» и п. 20 Извещения о проведении запроса цен.

После корректировки бюджета на 4 квартал 2016 г. 3 октября 2016 года заказчиком комиссионно было принято решение о приобретении необходимых материалов в объемах,  предусмотренных проектом договора № 172-55/16 от 08 сентября 2016 г. В связи с необходимостью срочной поставки данного материала на основании п. 1А ч. 1 ст. 4.2.2 ЕОСЗ ГК «Росатом» заказчиком решено провести мелкую закупку у субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании данного решения были отправлены запросы субъектам малого и среднего предпринимательства для предоставления коммерческих предложений, на основании которых по наименьшей цене – 358 273 рубля, был выбран поставщик ООО «Электростройснаб».

Согласно письменным пояснениям ФГУП ФНПЦ ПО «Старт» от 07.07.2017 извещение о проведении мелкой закупки на сайте wvvw.zakupki.gov.ru не размещалось, что соответствует требованием Закона о закупках. Закупка материалов во ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В Проценко» осуществляется подразделением МТО для обеспечения поступивших заявок от других подразделений. Обмен заявками и служебными записками между подразделениями осуществляются в процессе внутренней хозяйственной деятельности предприятия. Переписка между подразделениями не является частью закупочной документации, а является основанием для подготовки к закупке. При подготовке к проведению закупки, при формировании закупочной документации специалистами МТО проводятся устные переговоры, консультации с подразделениями, от которых поступают заявки, для уточнения характеристик и объема необходимого товара. Окончательные характеристики и потребность в товарах указываются в закупочной документации (техническом задании), направляемой поставщикам, либо размещаемой па сайте. В служебной записке № 55-26/584 от 05.09.2016 допущена опечатка в ГОСТе на трубу, что было выявлено и скорректировано специалистами подразделений при подготовке к закупке. Таким образом, коммерческое предложение ООО «Астер-Холдинг» в части поставки трубы содержит указание на ГОСТ30245-03 и соответствует техническому заданию. Коммерческое предложение ООО «Астер-Холдинг» в части поставки швеллера соответствует техническому заданию и требованиям ГОСТ 8240-97, а также потребности ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» в данном товаре. В закупочной документации ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» (извещение № 31604036307) установлено требование о соответствии швеллера ГОСТ 8240-97. Иных требований к товару в закупочной документации заказчик не предъявляет. При формировании закупочной документации подразделением МТО учитываются особенности отгрузки конкретного товара. На основании служебной записки № 55-26/519 от 05.09.2016 специалистом отдела МТО подготовлено Техническое задание на поставку швеллера и трубы с учетом уточнений по массе на стадии подготовки к закупке, допустимой толерантности и необходимого запаса товара. Таким образом, в закупочной документации указано следующее количество товара: Швеллер 24 — 2 тн: швеллер 18 - 3 тн; швеллер 8 — 1 тн; труба — 1 тн. Наличие кассового разрыва не влияло па проведение данной закупки в 4 квартале 2016 года.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив установленные по делу обстоятельства, Комиссия управления пришла к следующим выводам.

ФГУП ФНПЦ ПО «Старт» 26.08.2016 года на официальном сайте  www.zakupki.gov.ru  размещено извещение № 31604036307 о проведении открытого запроса цен в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку швеллера и трубы (швеллер 24 – 2 шт., швеллер 18 – 3 шт., швеллер 8 – 1 шт., труба 100*60*4).

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Также информация о проведении закупки размещена официальном на сайте ГК по атомной энергии «Росатом» www.zakupki.rosatom.ru № 160826/0478/1017, электронной торговой площадке «B2B-Center»  www.B2B-Center.ru № 700499.

Срок предоставления заявок 05 сентября 2016.

Дата и время рассмотрения заявок 19.09.2016.

Начальная (максимальная) цена договора: 369 500,00, включая НДС.

Начальная (максимальная) цена договора: 313 135,59 без учета НДС.

Согласно протоколу № 700499-1 открытия доступа к заявкам на участие в запросе цен на право заключения договора на поставку швеллера и трубы от 05.09.2016 на участие в указанной закупке поданы заявки тремя хозяйствующими субъектами: ООО «Паллада» заявка от 02.09.2016, предложенная цена 368 340, 30 рублей, ООО «Рич лайн» заявка от 02.09.2016, предложенная  цена заявки 359 310 рублей, ООО «Стальмаркет» заявка от 05.09.2016, предложенная цена заявки 362 979, 98 рублей.

Указанный протокол 05.09.2016 размещен на сайте  www.zakupki.gov.ru.

Также из документов установлено, что в период проведения вышеуказанной закупки  ФГУП ФНПЦ ПО «Старт» направило в адрес трех хозяйствующих субъектов, не принимавшим участие в указанной закупке: ООО «Астер Холдинг», ООО «Мистраль», ООО «Электростройснаб», письма о намерении осуществить закупку следующего товара: швеллер 24 – 2 шт., швеллер 18 – 3 шт., швеллер 8 – 1 шт., труба 100*60*4, с указанием требований к участникам закупки и предложением принять в ней участие. Согласие на участие в закупке предлагалось представить до 10 часов 08.09.2016.

В ответ на данные письма были предоставлены следующие коммерческие предложения:  ООО «Астер Холдинг» - 362 980 рублей, ООО «Мистраль»  - 383 352 рублей, ООО «Электростройснаб» представлен счет на оплату № ЦЭС 00000123 от 08.09.2016 на сумму 358 273 рубля.

13 сентября 2016 года закупка № 31604036307 была аннулирована заказчиком в связи с изменением финансовых и производственных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке.

В октябре 2016 года между заказчиком и ООО «Электростройснаб» был заключен договор № 172-55/16 по цене  358 273 рубля.

Согласно части 1 статьи 6.5 ЕОСЗ (положение о закупке) ГК АЭ «РОСАТОМ» при проведении неконкуpeнтной закупки осуществляется размещение сведений и документов по закупке на официальных сайтах. На основании части 6 указанной статьи размещение сведений по неконкурентной закупке на официальных сайтах осуществляется в порядке, установленном в разделе 6 приложения № 12. с учетом положений ст. 6.2.1. В нарушение указанной нормы положения о закупках, информация о проведении мелкой закупки па поставку швеллера и трубы ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» на официальном сайте не размещена. Однако доказательства того, что указанное нарушение привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в ходе рассмотрения дела не установлено. Кроме того, неразмещение информации о проведении мелкой закупки, не противоречит требованием Закона о закупках.

ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» в материалы дела представлено обоснование отмены запроса цен при одновременном проведении мелкой закупки. В частности из имеющихся в деле материалов (служебные записки о приобретении материалов для производства работ от 05.08.2016 № 55-26/519 и от 05.09.2016 № 55-26/284) установлено, что материалы, приобретаемые в рамках запроса цен, а также в рамках мелкой закупки планировалось использовать для разных целей, а именно первые для реконструкции здания № 166, а вторые для реконструкции помещения № 151 цеха № 4. В связи с сокращением объема финансирования в 3 квартале 2016 года предприятием принято решение об отказе от проведения вышеуказанного запроса цен. Доказательства обратного заявителем в ходе рассмотрения дела не представлены. Таким образом, доводы заявителя о том, что запрос предложений был отменен в целях не заключения договора с ООО «Рич Лайн» не нашел своего подтверждения.

Пунктом 1 части 1 статьи 4.2.2 ЕОСЗ (положение о закупке) ГК по АЭ «РОСАТОМ» предусмотрено проведение такой неконкурентной закупки как мелкая закупка при приобретении товаров стоимостью до 1 млн. руб. (включая НДС).

При этом частью 1 указанной статьи установлено, что условия проведения неконкурентных закупок (порядок проведения каждого способа закупки) изложен в разделе 6 приложения № 12.

Пунктом 3.3 Приложения № 12 установлен порядок проведения мелкой закупки.

В соответствии с подпунктом 3.3.1 выбор поставщика осуществляется по результатам сбора соответствующей информации. Сбор информации осуществляется в любом порядке без приоритета выбора у казанных источников:

информация, содержащаяся в ЕОС БДЦ в отношении идентичной продукции (полные аналоги) за период не более одного года:

технико-коммерческие предложения (ТКП) (пункт 3.3.2)

Направление запросов о предоставлении ТКП осуществляется с использованием функциональности ЕОС БДЦ (запрос осуществляется через ЭТП). Дополнительно возможно направление в письменной форме адресных запросов ТКП поставщикам, которые являются квалифицированными участниками рынка данной продукции.

Согласно пункту 3.3.3. достаточное количество источников информации:

  • при закупках стоимостью от 100 тысяч рублей е НДС до 1 миллиона рублей с НДС, если в качестве одного из источников используется данные с сайтов сети Интернет (подпункт «в» пункта 3.1 настоящего Порядка) или официальных сайтов - в совокупности 5 (пять) и более:
  • в иных случаях - 3 (три) и более.

         Согласно служебной записке цеха № 55 от 05.09.2017 № 55-26/584 для выполнения работ по реконструкции пом. 151 здания № 182 цеха 04 необходимо было приобретение, в том числе, следующих материалов: швеллера стального 8П ГОСТ 8240-97 - 1 тн.: швеллера стального 18П ГОСТ 8240-97 - 3 тн: швеллера стального 24П ГОСТ 8240-97 - 2 тн; трубы профильной стальной 100*60*4СТЗпс5 ГОСТ 8645-68 – 1 тн. Аналогичные сведения содержатся в служебной записке от 20.09.2016 № 55-26/622.

Вместе с тем, в запросе от 08.09.2016 о возможности поставки, направленном в соответствии со служебной запиской заместителя начальника цеха № 55 от 05.09.2016 № 55-26/584 в адрес потенциальных поставщиков, информация о серии швеллера и ГОСТе грубы, которые подлежали поставке, заказчиком не указана.

Коммерческое предложение ООО «Астер-Холдинг» в части поставки трубы содержит указание на ГОСТ 30245-03, а в части поставки швеллера на серию У (24У ГОСТ 5240-97, 18У ГОСТ 8240-97, 8У ГОСТ 8240-97), что не соответствует по серии и ГОСТу, указанным в служебных записках заместителя начальника цеха № 55 от 05.09.2016 № 55-26/584 и №55-26-622 от 20.09.2016.

В коммерческих предложениях ООО «Электростройснаб» и ООО «Мистраль» также отсутствует указание на серии швеллера (П, У) и ГОСТов металлопроката.

Исходя из изложенного, в заключении от 15.09.2017 № 4017 Комиссия пришла к выводу о том, что в связи с тем, что у ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» отсутствовали три надлежащих коммерческих предложения о поставке необходимой продукции, у предприятия не имелось оснований для проведения мелкой закупки.

Однако ознакомившись с представленными ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» возражениями от 08.11.2017 № 60/01-01/1374 на заключение по настоящему делу при принятии решения Комиссия сочла изложенные в них доводы ответчика обоснованными.

В частности Комиссия пришла к следующим выводам. Как было указано выше в запросе от 08.09.2016 о возможности поставки, направленном в соответствии со служебной запиской заместителя начальника цеха № 55 от 05.09.2016 № 55-26/584 в адрес потенциальных поставщиков, информация о серии швеллера и ГОСТе грубы, которые подлежали поставке, заказчиком не указана. Соответственно коммерческие предложения, которые были представлены на данный запрос и не содержали указание на серии швеллера (П, У) и ГОСТы металлопроката нельзя считать ненадлежащими.

На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - ФГУП ФППЦ «ПО «Старт» признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 3-09/70-2017 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени        М.В. Проценко» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

    Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его  принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны