Решение б/н Решение по делу № 3-09/71-2016 от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 3-09/71-2016

26 декабря 2016 года                                                                                                                                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе: рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя на действия Заказчика при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на строительство районной газовой котельной, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 14 декабря 2016 года поступила жалоба ИП на действия Заказчика при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на строительство районной газовой котельной. Из жалобы заявителя следует, что установленное в п. 3.3.1.1 информационной карты Запроса предложений (извещение № 31604431969 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 05.12.2016) требование о представлении участником закупки в составе заявки заверенных копий документов, подтверждающих наличие законного права на помещение базы для сборки котельной, является необоснованным, поскольку не соответствует заявленной теме торгов «разработка проектно-сметной документации на строительство районной газовой котельной», однако при этом является критерием оценки. ИП не имеет помещения для сборки котельной, но располагает всеми необходимыми ресурсами для разработки проектно-сметной документации. Правовая позиция ….. изложена в письменном отзыве от 21.12.2016 г. № 2287. Комиссия Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 19.12.2016 № 4467-3 назначена и проведена 23 декабря 2016 года. На заседании Комиссии Управления представитель ….. с доводами заявителя о нарушении требований законодательства при проведении Запроса предложений не согласился. Поддержал доводы, изложенные в вышеуказанном отзыве. В заседании Комиссии объявлен перерыв до 26 декабря 2016 года 14 часов 30 минут в целях представления организатором торгов дополнительных пояснений по существу установленных антимонопольным органом в ходе анализа закупочной документации нарушений. После объявленного перерыва представителем …. было представлено дополнение к отзыву, из которого следует, что при составлении документации по проведению закупки заказчиком был допущен ряд технических ошибок, однако они не препятствуют подаче заявок. Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее. 05.12.2016 г. …. в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту – Закон о закупках) в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) размещено извещение о проведении закупки в форме запроса предложений на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на строительство районной газовой котельной, а также соответствующая документация. Срок предоставления документации: с 05.12.2016 по 20.12.2016. Дата начала приема заявок: 05.12.2016. Дата окончания подачи заявок: 20.12.2016. Дата и время рассмотрения заявок: 23.12.2016 в 10:00. Согласно извещению Аукцион состоял из одного лота - заключение договора на разработку проектно-сметной документации на строительство районной газовой котельной. Дата начала планирования - 27.11.2015. Дата окончания планирования - 31.12.2016. Начальная (максимальная) цена договора - 5 000 000 руб. Классификация по ОКВЭД 2 - 71 Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа. Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ ("О защите конкуренции" (далее – ФЗ о конкуренции, Закон № 135-ФЗ) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Пунктом 1 части 1 названной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках, закон № 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Таким образом, часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ дает возможность любому лицу, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка организации и проведения торгов. Порядок подачи заявок на участие в закупке устанавливается документацией и предполагает установление требований к участникам закупки, к подаваемым заявкам, перечню документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способам подачи заявок и прочее. Учитывая, что в Законе о закупках содержатся минимальные требования к документации о закупке, такая документация может содержать положения, противоречащие требованиям законодательства, в том числе антимонопольного, что может препятствовать заинтересованному лицу подать заявку на участие в закупочной процедуре. Так, в документации о закупке могут быть установлены избыточные или неизмеряемые требования к участникам закупки, которые не позволяют потенциальному участнику подать заявку на участие в закупке. В таком случае, потенциальный участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, положения закупочной документации, ограничивающие возможность участия в закупке. При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупке заказчика. На основании вышеизложенного, жалоба ИП подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Проанализировав документы, позицию заявителя, изложенную в жалобе, и организатора закупки, Комиссия Пензенского УФАС России приходит к следующим выводам. Как было указано выше, предметом Запроса предложений является право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на строительство районной газовой котельной. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Подпункт 12 пункта 3.3.1.1 Раздела 2 Информационной карты закупочной документации предусматривает предоставление участниками закупки в числе документов, входящих в состав заявки, копий документов, подтверждающих наличие законного права на помещение базы для сборки котельной. Аналогичное требование установлено в пункте 3.3 раздела 3 «Подготовка заявки» закупочной документации. Согласно пункту 8 «Критерии оценки» Извещения о закупке наличие собственной производственной базы для сборки котельной составляет 10% значимости критерием оценки Пунктом 3.3 закупочной документации предусмотрено, что непредставление необходимых документов в составе заявки, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, является риском участника размещения заказа, подавшего такую заявку, и является основанием для не допуска участника размещения заказа к участию в закупке. Аналогичное положение содержится в пункте 6.1.6 части 6 документации, которым предусмотрено, что комиссия имеет право отклонить предложения, которые не отвечают требованиям документации. Таким образом, непредставление участником закупки копий документов, подтверждающих наличие законного права на помещение базы для сборки котельной, может явиться основанием отклонения его предложения. Предметом Запроса предложений является право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на строительство районной газовой котельной. В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту – ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Согласно части 4 указанной статьи перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Частью 6 статьи 55.8 ГрК РФ предусмотрено, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам. Во исполнение требований части 4 статьи 55.8 ГрК РФ Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16902). Статьей 55.5 ГрК РФ установлены требования к документам, саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту - саморегулируемая организация) Пунктом 1 части 1 указанной статьи предусмотрено, что саморегулируемая организация, обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; Согласно части 6 стать 55.5 ГРК РФ требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать: 1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица: а) требование о наличии образования определенных уровня и профиля; б) требование к дополнительному профессиональному образованию, аттестации; в) требование о наличии определенного стажа работы; 2) требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица. В силу части 7 данной статьи требования к выдаче свидетельств о допуске могут содержать: 1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ. При этом не может указываться вид права, на котором лицо может использовать такое имущество; 2) требование о достижении положительных результатов проводимой в порядке, установленном указанными требованиями, проверки квалификации индивидуальных предпринимателей, работников индивидуальных предпринимателей, работников юридических лиц. Согласно части 8.1. статьи 55.5 ГрК РФ минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации являются: 1) требование о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование и стаж их работы по специальности должен составлять не менее чем пять лет; 2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации, которые могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем десять лет; 3) требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением их аттестации. Из анализа приведенных норм Градостроительного кодекса РФ следует, что саморегулируемая организация самостоятельно устанавливает условия выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, исходя из минимальных требований, установленных кодексом. При этом требование о наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ, является в силу прямого указания ГрК РФ необязательным. Таким образом, для получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица имущества, тем более производственного назначения, не является обязательным. В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком не были представлены доказательства, обосновывающие установление в закупочной документации такого требования как представление документов, подтверждающих наличие законного права на помещение базы для сборки котельной. Кроме того, установление данного необоснованного требования препятствуют хозяйствующим субъектам, которые осуществляют деятельность по разработке проектно-сметной документации в полном соответствии с нормами действующего законодательства, располагающим необходимой квалификацией и ресурсами, но не имеющим помещений для сборки котельной, принять участие в процедуре Закупки. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Учитывая вышеизложенное, Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по неправомерному установлению в Закупочной документации требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних документов, подтверждающих наличие законного права на помещение базы для сборки котельной, являющегося условием допуска к участию в Закупке, нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупка, и признает жалобу ИП обоснованной. В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ в случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В ходе анализа документации по проведению закупки комиссией Пензенского УФАС России было установлено следующее. Частью 5 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. В нарушение указанной нормы в соответствии с разделом «Термины, используемые в документации» Закупочной документации, участником процедуры рассматриваемой закупки является юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в т. ч. на основании договора о создании простого товарищества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала при условии соответствия требованиям, установленным в закупочной документации. Аналогичный круг участников определен в пункте 1.5 раздела 2 конкурсной документации (информационная карта закупки путем запроса предложений). Пунктом 2.2 раздела 2 «Документация по запросу предложений» предусмотрено, что организатор закупки несет ответственность за выполнение условий Извещения только перед теми Участниками, которые получили ДЗП согласно установленному порядку, заявки Участников, получивших ДЗП иным образом, чем установлено в Извещении, не рассматриваются, что также является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках пунктом 7.1.2 части 7 документации закреплена возможность проведения перед подписанием договора переговоров между Заказчиком и победителем процедуры закупки, направленных на уточнение условий договора, которые не были зафиксированы в проекте договора, документации процедуры закупки и предложении победителя процедуры закупки. Положения пункта 6.1.6 части 6 документации по проведению закупки также нарушают принцип равноправия участников закупки, указывая на право, а не обязанность заказчика отклонить предложения, которые не отвечают требованиям документации. Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке. Пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В пункте 7 Извещения указано, что котировочные заявки принимаются посредством почтовой связи или курьерской службы с 05.12.2016г. по 20.12.2016г. с 8 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин. ежедневно, кроме выходных и нерабочих дней, по адресу г. Пенза, ул. Кривозерье, 24, здание ООО «Горводоканал», комната №501». Срок окончания подачи заявок в 17 ч. 00 мин. 20.12.2016г. В то же время пункт 4.1.2 части 4 документации закупки устанавливает, что Заявки на участие в закупке до последнего дня срока подачи заявок на участие в закупке (исключая последний день подачи заявок на участие в закупке) подаются по адресу, указанному в извещении о проведении закупки и Информационной карте. Информация о месте представления заявок в последний день закупки 20.12.2016 в закупочной документации отсутствует. Таким образом, Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях организатора закупки ….. нарушений пункта 2 части 1 статьи 3, части 8 статьи 4 Закона о закупках. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пензенского УФАС России, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ИП …. обоснованной. 2. Признать организатора торгов …. при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на строительство районной газовой котельной по адресу….. нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 8 статьи 4 Закона о закупках. 3. Выдать Заказчику – ….. предписание о прекращении нарушения установленного законодательством порядка проведения запроса предложений на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на строительство районной газовой котельной по адресу……. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель Комиссии Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны