Решение №3-09/73-2018 Решение по делу № 3-09/73-2018 от 18 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/73-2018

 

                                                                                                                       г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» декабря 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «18» января 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

- <П…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Пензенского УФАС России;

- <М…> – члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

- <П…> – члена комиссии, государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы,

при участии:

- ответчика – представителей администрации ЗАТО города Заречного Пензенской области <Ж…>, <Р…>;

- заинтересованного лица – представителя МАУ г. Заречного Пензенской области «Бизнес-инкубатор «Импульс» <К…>,

рассмотрев дело № 3-09/73-2018, возбужденное в отношении администрации ЗАТО г. Заречного по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России из прокуратуры ЗАТО г. Заречного поступила информация по вопросу нарушения антимонопольного законодательства администрацией закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области (далее также – Администрация) при оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

По результатам рассмотрения указанной информации Пензенским УФАС России усмотрено наличие в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в предоставлении неконкурентных преимуществ муниципальному автономному учреждению города Заречного Пензенской области «Бизнес инкубатор «Импульс» (далее – МАУ «Бизнес-инкубатор «Импульс») в результате выделения бюджетных средств на выполнение работ, относящихся к муниципальной нужде, без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании изложенного Пензенским УФАС России Администрации выдано предупреждение № 3-20-1/21-2018 от 24.08.2018 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения, для чего в срок до 01 октября 2018 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:

  1. Прекратить предоставление неконкурентных преимуществ МАУ «Бизнес-инкубатор «Импульс» путем предоставления бюджетных средств на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе, имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства без проведения конкурентных процедур в рамках муниципальной программы «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в г. Заречном Пензенской области на 2015-2020 годы».
  2. В целях определения исполнителя работ по содействию развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить проведение конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

01.10.2018 в Пензенское УФАС России поступил отказ администрации ЗАТО г. Заречного выполнить указанное предупреждение.

На основании изложенного Пензенским УФАС России издан приказ от 19.10.2018 № 162 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией ЗАТО г. Заречного части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 31.10.2018 № 4012-3 рассмотрение дела № 3-09/73-2018 назначено на 14.11.2018.

На рассмотрении дела 14.11.2018 представители администрации ЗАТО города Заречного Пензенской области поддержали доводы, изложенные в ответе на предупреждение от 01.10.2018 и письменных пояснениях от 09.11.2018, указав, что создание МАУ «Бизнес инкубатор «Импульс» и выделение субсидий на финансовое обеспечение выполнения им муниципального задания осуществлялось в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

На рассмотрении дела 14.11.2018 директор МАУ г. Заречного Пензенской области «Бизнес-инкубатор «Импульс» поддержал доводы, изложенные Администрацией.

Определением от 16.11.2018 рассмотрение дела № 3-09/73-2018 отложено и назначено на 13.12.2018.

На рассмотрении дела 13.12.2018 лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные ранее.

Определением от 13.12.2018 рассмотрение дела № 3-09/73-2018 отложено и назначено на 27.12.2018.

На рассмотрении дела 27.12.2018 лицами, участвующими в деле, новых доводов и доказательств не представлено.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Постановлением Администрации от 04.08.2014 № 1601 утверждена муниципальная программа «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в г. Заречном Пензенской области на 2015-2020 годы».

Ответственным исполнителем данной муниципальной программы является Администрация города Заречного.

Цели программы:

1. Создать новые рабочие места в инновационных и высокотехнологичных предприятиях – субъектах малого и среднего предпринимательства;

2. Обеспечить рынок города Заречного спектром торговли и услуг;

3. Внедрить современную систему информационных коммуникаций между бизнесом, органами местного самоуправления и населением.

Задачи программы:

1.1. Введение в эксплуатацию новых производственных площадей;

1.2. Создание и развитие субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационных и высокотехнологичных производств;

1.3. Развитие приборостроительной отрасли;

1.4. Профориентационная работа в рамках формирования системы подготовки квалифицированных кадров;

2.1. Повышение качества услуг;

2.2. Развитие рынка потребительских услуг;

3.1. Повышение эффективности информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

3.2. Формирование и популяризация имиджа зареченского предпринимателя;

3.3. Защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Администрации от 22.01.2018 № 109 утверждено муниципальное задание муниципального автономного учреждения города Заречного Пензенской области «Бизнес-инкубатор» Импульс» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

22.01.2018 между Администрацией и МАУ «Бизнес инкубатор «Импульс» заключено соглашение № 23 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением на 2018 год и на плановый 2019 и 2020 годов.

В соответствии с Постановлениями Администрации от 22.01.2018 № 107 «Об утверждении Плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального автономного учреждения города Заречного Пензенской области «Бизнес инкубатор «Импульс» на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов и Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными муниципальному автономному учреждению города Заречного Пензенской области «Бизнес инкубатор «Импульс» на 2018 год», от 22.01.218 № 108 «Об утверждении Порядка определения базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг муниципальным автономным учреждением города Заречного Пензенской области «Бизнес инкубатор «Импульс» на 2018 год», от 22.01.2018 № 109 «об утверждении муниципального задания муниципального автономного учреждения города Заречного Пензенской области «Бизнес инкубатор «Импульс» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» главным распорядителем бюджетных средств города Заречного Пензенской области в рамках предоставления указанных субсидий является Администрация.

Для выполнения муниципального задания Администрацией в 2018 году Учреждению выделено 3 340 000 рублей. Аналогичная сумма субсидии запланирована на 2019 и 2020 гг.

В соответствии с пунктом 29 части 6 статьи 4.6.1 «Устава закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области» (принят Решением Собрания представителей г. Заречного от 19.12.2005 № 142) (далее – Устав) в соответствии с принятым разграничением обязанностей органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения за Администрацией города закреплены вопросы, относящиеся к ведению города, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе.

В соответствии с пунктом 33 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Пунктом 3 названной статьи закреплено полномочие органов местного самоуправления по формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

Согласно частям 1 - 3 статьи 16 этого же федерального закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 указанной статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) (статья 18 Федерального закона № 209-ФЗ).

Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: 1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; 2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг (статья 20 Федерального закона № 209-ФЗ).

В рамках муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации от 22.01.2018 № 109, МАУ «Бизнес-инкубатор «Импульс» оказывает следующие муниципальные услуги:

1. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи в пользование государственного (муниципального) имущества на льготных условиях;

2. Предоставление информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе, информирование; консультирование; оказание услуг по разработке бизнес-планов, концепций, технико-экономических обоснований, инвестиционных проектов, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации; осуществление комплекса мероприятий по управлению проектами (проведение отбора проектов, планирование, организация выполнения работ по проекту, обеспечение контроля выполнения работ по проекту); осуществление функции в соответствии с принципом «одного окна» при взаимодействии с экспертно ориентированными субъектами малого и среднего предпринимательства).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) закреплено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

При этом основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ, учредителем формируется и утверждается государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания для автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Согласно уставу МАУ «Бизнес-инкубатор «Импульс» от 02.05.2012 № 01-05/286, автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и настоящим уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере развития малого предпринимательства в инновационной, научно-технической и производственной сфере (п. 2.1). Администрация города Заречного формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными уставом Автономного учреждения видами деятельности, а также финансовое обеспечение выполнения этого задания (п. 4.1).

В силу абзаца 33 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственное (муниципальное) задание является документом, устанавливающим требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ), муниципальной услугой признается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги.

Заявителем признается физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ).

Получателями муниципальных услуг, предоставляемых МАУ «Бизнес-инкубатор «Импульс», являются субъекты малого и среднего предпринимательства, что соответствует приведенному законодательному регулированию.

Перечень услуг, оказываемых МАУ «Бизнес-инкубатор «Импульс» включен в региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ, утвержденный приказом Министерства финансов Пензенской области от 29.12.2017 № 67-опер «Об утверждении регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ Пензенской области», что корреспондирует требованиям Федерального закона № 210‑ФЗ.

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Таким образом, МАУ «Бизнес-инкубатор «Импульс» является автономным учреждением, оказывающим муниципальные услуги, включенные в региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ, в сфере развития малого и среднего предпринимательства соответствующим субъектам в рамках исполнения утвержденного органом местного самоуправления муниципального задания в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели. Из системного анализа приведенных положений законодательства следует, что финансовое обеспечение указанной деятельности МАУ «Бизнес инкубатор «Импульс» в рамках исполнения им муниципального задания не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенных по делу обстоятельств Комиссией сделан вывод о том, что предоставление МАУ «Бизнес-инкубатор «Импульс» бюджетных средств на выполнение муниципального задания по содействию развитию малого и среднего предпринимательства не противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем в действиях администрации ЗАТО г. Заречного отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления 

 

РЕШИЛА:

 

Дело № 3-09/73-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении администрации закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны