Предупреждение №3-20-1/11-2018 Предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые... от 3 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3-20-1/11-2018
о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства 

 

03 мая 2018 года

                                                          

                                                       г. Пенза

 

В Пензенское УФАС России поступило обращение по факту отказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (далее – Минтруд Пензенской области, Министерство) (ИНН 5836013499, ОГРН 1065836025640) в перечислении социального пособия на расчетный счет, открытый в ПАО «Почта Банк», который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из анализа представленных документов установлено следующее.

Гражданка Ш... обратилась в отдел социальной защиты населения администрации г. Кузнецка Пензенской области с заявлением о перечислении ежемесячного пособия на обеспечение питанием детей в возрасте до трех лет и ежемесячного пособия на обеспечение питанием кормящих матерей на счет, открытый в ПАО «Почта Банк».

Из письма отдела социальной защиты населения администрации г. Кузнецка Пензенской области от 23.11.2017 № 1/1245 следует, что договор об оказании услуг о зачислении денежных средств заключен Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области только с ПАО «Сбербанк России» № 8624.

Согласно письму Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 06.03.2018 № Эл-17 большинство семей, имеющих детей обратились в органы социальной защиты населения с заявлением о перечислении пособий на счета ПАО «Сбербанк России», в связи с чем, договор об оказании услуг о зачислении денежных средств заключен с ПАО «Сбербанк России». По городу Кузнецку зарегистрировано 2 обращения получателей пособий о зачислении денежных средств на счета, открытые в ПАО «Почта Банк». Заключение договора об оказании услуг о перечислении пособий с ПАО «Почта Банк» нецелесообразно, из-за небольшого числа получателей, желающих получить выплаты через указанную кредитную организацию.

Законом Пензенской области от 21.04.2005 N 795-ЗПО «О пособиях семьям, имеющим детей» установлены следующие виды пособий семьям, имеющим детей: пособие на ребенка; ежемесячное пособие на обеспечение питанием беременных женщин; ежемесячное пособие на обеспечение питанием кормящих матерей; ежемесячное пособие на обеспечение питанием детей в возрасте до трех лет; ежемесячное пособие на третьего и последующих рожденных детей в возрасте от трех до шестнадцати лет; единовременное пособие при рождении, усыновлении (удочерении) одновременно двух и более детей; пособие при усыновлении (удочерении) ребенка, оставшегося без попечения родителей; ежемесячное пособие при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (статья 2).

Пунктом 1.2 Постановления Правительства Пензенской области от 22.10.2012  N 747-пП «Об организации предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей» предусмотрено, что лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители (представители) в целях получения пособий обращаются в уполномоченный орган с заявлением и документами (сведениями), предусмотренными настоящим Порядком, необходимыми для получения пособий.

В заявлении указывается, в том числе, способ получения пособия (почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации), сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (пункт 1.3 Постановления № 747-пП).

Согласно данным представленным на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации, на территории Пензенской области осуществляют деятельность 6 кредитных организаций (из них 5 филиалов, в том числе ПАО «Сбербанк России»), а также операционные офисы иных кредитных организаций.

Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области отказывая потребителям государственных услуг (лицам, имеющим право на получение социальных пособий) в перечислении социальных пособий на счета, открытые не в ПАО «Сбербанк России», а в иных кредитных организациях, фактически понуждает к открытию счетов в ПАО «Сбербанк России» для перечисления социальных пособий.

Указанное обстоятельство приводит к увеличению потребителей банковских услуг у ПАО «Сбербанк России», и при наличии иных кредитных организаций, осуществляющих банковские услуги на территории Пензенской области, ставит указанную кредитную организацию в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, осуществляющим свою деятельность на данном товарном рынке.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в действиях Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, выразившихся в отказе в перечислении социальных пособий на счет, открытый в ПАО «Почта Банк», усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача  предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях Министерства признаков нарушения  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего в срок до 20.06.2018 г.:

- обеспечить перечисление социальных пособий семьям, имеющих детей, на счета, открытые в кредитных организациях, осуществляющих деятельность на территории Пензенской области.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны