Решение б/н Решение по жалобе ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Пензенс... от 13 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 3-22/166-2014

30 декабря 2014 года                                                   г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>,

при участии:

со стороны государственного заказчика – ФГБУ «Сурский гидроузел»:

<…>,

со стороны подателя жалобы – ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Пензенской области:

<…>,

со стороны заинтересованных лиц:

ОАО «Альфа-Страхование» в лице Пензенского филиала:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Пензенской области на действия конкурсной комиссии ФГБУ «Сурский гидроузел» при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (комплекса гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области (Сурский гидроузел) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (извещение № 0355100003614000049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 24.11.2014), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

23 декабря 2014 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Пензенской области (далее – Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФГБУ «Сурский гидроузел» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (комплекса гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области (Сурский гидроузел) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (извещение № 0355100003614000049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 24.11.2014) (далее – Открытый конкурс).

По мнению Заявителя, исходя из положений конкурсной документации, в которой указан уровень безопасности опасного объекта – «пониженный», все участники закупки, руководствуясь нормативно-правовыми актами, а также Правилами организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденными Национальным союзом страховщиков ответственности от 14.12.2011 (далее – Правила профессиональной деятельности НССО) должны были при расчете страховой премии использовать коэффициент уровня безопасности объекта – 0,85. В результате чего, ценовые предложения всех участников открытого конкурса должны быть равными (5 525 000,00 рублей). По мнению заявителя, конкурсная комиссия, допустив к участию в конкурсе заявку СОАО «ВСК» в лице Пензенского филиала (ценовое предложение которого составило 4 550 000,00 рублей, нарушила части 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 26.12.2014 № 01-04, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

24 ноября 2014 года заказчиком на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0355100003614000049 о проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (комплекса гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области (Сурский гидроузел) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 525 000,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Согласно части 4 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

В соответствии с частью 8 части 4 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В контексте рассматриваемого открытого конкурса ценой контракта является страховая премия по договору на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (комплекса гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области (Сурский гидроузел) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с пунктом 21 раздела 5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 916 (далее – Правила обязательного страхования), страховая премия является платой за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в соответствии с условиями договора обязательного страхования.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон об обязательном страховании) страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона об обязательном страховании страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Также согласно разделу 4 Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808 (далее – Страховые тарифы), размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, определяется как произведение страховой суммы и страхового тарифа, полученного путем умножения базовой ставки страхового тарифа на значения коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта и коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших.

В соответствии с частями 6 - 8 статьи 7 Закона об обязательном страховании страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов.

Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:

1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;

2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.

Размер страховой суммы определяется статьей 6 Закона об обязательном страховании, а также разделом 4 Правил обязательного страхования, и зависит от типа опасного объекта. Общая классификация опасных объектов определяется частью 4 раздела 1 Правил обязательного страхования. При этом каждому типу опасного объекта соответствует конкретный базовый страховой тариф, определяемый Страховыми тарифами. В рассматриваемом случае страховая сумма составляет – 6 500 000,00 рублей, базовая ставка страхового тарифа – 0,1.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Пунктом 4 Информационной карты открытого конкурса определено, что начальная (максимальной) цена контракта (максимальное значение цены контракта) составляет                   5 525 000,00.

Также указана формула цены: размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, определяется как произведение страховой суммы и страхового тарифа, полученного путем умножения базовой ставки страхового тарифа на значения следующих коэффициентов:

коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев (в соответствии с п.1 раздела II Постановления Правительства РФ от 01.10.2011 года № 808 до 31.12.2016 года равен 1);

коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта (в соответствии с п.2 раздела II Постановления Правительства РФ от 01.10.2011 года № 808 с 01.01.2014 г. до 31.12.2015 г. интервал возможных значений   установлен в пределах 0,7 – 1);

коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших (в соответствии с п.3 раздела II Постановления Правительства РФ от 01.10.2011 года №808 до 31.12.2014 года равен 1).

СП=СС*СТ*КУБ (6 500 000 000,00 руб.*0,1%*0,85=5 525 000,00 руб.),

где:

СП – страховая премия,

СС - страховая сумма,

СТ - страховой тариф,

КУБ - коэффициент уровня безопасности.

Согласно части 9 статьи 7 Закона об обязательном страховании установлено, что при расчете страховой премии страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

Разделом 2 Страховых тарифов установлены интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта. Так на период с 01.01.2014 по 31.12.2015 интервал возможных значений – 0,7 – 1. Таким образом, страховщик имеет право применения при расчете размера страховой премии понижающих коэффициентов в установленных Законом пределах.

В Пункте 4 Информационной карты открытого конкурса указано, что «в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 29 Федерального закона № 225-ФЗ с 1 января 2014 года до 31 декабря 2015 года минимальное значения дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого страховщиком, устанавливается в размере 0,7. Ценовые предложения участников, рассчитанные с применением коэффициента ниже минимального, будут признаны несоответствующими нормам действующего законодательства, а заявка данного участника будет признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации».

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.12.2014 для участия в открытом конкурсе были поданы следующие заявки участников закупки:

ООО «Росгосстрах» в лице Пензенского филиала (ценовое предложение 5 525 000,00 рублей, КУБ – 0,85, 89,41 балла);

СОАО «ВСК» в лице Пензенского филиала (ценовое предложение 4 550 000,00 рублей, КУБ – 0,7, 100 баллов);

ЗАО «СГ Уралсиб» в лице Пензенского филиала (ценовое предложение 5 525 000,00 рублей, КУБ – 0,85, 89,41 балла);

ОАО «АльфаСтрахование» в лице Пензенского филиала (ценовое предложение 5 525 000,00 рублей, КУБ – 0,85, 89,41 балла);

ООО СК «ВТБ Страхование» в лице Пензенского филиала (ценовое предложение 5 525 000,00 рублей, КУБ – 0,85, 49,41 балла);

ОАО «СОГАЗ» в лице Пензенского филиала (ценовое предложение 5 525 000,00 рублей, КУБ – 0,85, 89,41 балла);

ОСАО «Ингосстрах» в лице Пензенского филиала (ценовое предложение 5 525 000,00 рублей, КУБ – 0,85, 89,41 балла).

Победителем Открытого конкурса признано СОАО «ВСК» в лице Пензенского филиала, предложение о цене которого составило 4 550 000,00 рублей. Данным страховщиком применен КУБ – 0,7.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона об обязательном страховании страховщик, имеющий намерение оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта, должен быть членом профессионального объединения страховщиков. Профессиональным объединением страховщиков является Национальный союз страховщиков ответственности (далее – НССО), действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования опасных объектов.

НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта.

Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта утверждены Постановлением Президиума НССО от 14.12.2011 (в ред. от 18.12.2013).

Согласно пункту 1.2 указанные Правила распространяются на деятельность НССО и страховых организаций, являющихся его членами. Лица, обязанные применять такие Правила, за их невыполнение несут установленную данным документом ответственность.

При этом, следует отметить, что страхователи не являются членами НССО и, соответственно, не входят в круг лиц, на которые рассматриваемые Правила распространяют силу действия.

Более того, Правила НССО не являются нормативным правовым актом, соответственно, в рассматриваемой ситуации Заказчик руководствуется исключительно нормативно-правовыми актами, а именно, Законом об обязательном страховании, Правилами обязательного страхования, Страховыми тарифами и иными имеющими обязательную силу действия нормативными правовыми актами.

Учитывая, положения части 9 статьи 7 Закона об обязательном страховании, положения раздела 2 Страховых тарифов, а также нормы частей 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии у конкурсной комиссии заказчика оснований для отклонения заявки СОАО «ВСК» в лице Пензенского филиала.

Исходя из вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Пензенской области на действия конкурсной комиссии ФГБУ «Сурский гидроузел» при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (комплекса гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области (Сурский гидроузел) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (извещение № 0355100003614000049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 24.11.2014) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны