Постановление б/н Постановление о прекращении производства по делу № 3-24/42-2... от 13 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 3-24/42-2015
об административном правонарушении

6 октября 2015 года                                                                                      г.Пенза, ул. Урицкого, 127

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 3-24/42-2015, возбужденного в отношении должностного лица – редактора Государственного автономного учреждения Пензенской области «Редакция газеты «Вестник» Спасского района <...>, без ее участия.

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол от 23.09.2015 №3-24/42-2015 об административном правонарушении, составленный начальником отдела контроля органов власти и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) <...>, в отношении должностного лица – редактора ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района <...> в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Из содержания протокола № 3-24/42-2015 и материалов настоящего административного дела следует.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) было рассмотрено дело № 3-01/38-2015 о нарушении законодательства о рекламе, возбужденное в отношении ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

Распространяемая ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района реклама, решением Комиссии Пензенского УФАС России от 11 августа 2015 года в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признана ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

В адрес Пензенского УФАС России <...> направила письменное ходатайство, из которого следует, что факт нарушения она признала и просит рассмотреть настоящее дело без ее участия.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующим выводам.

Факт распространения ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района ненадлежащей рекламы установлен в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается следующим.

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/38-2015 следует, что при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Пензенского УФАС России установлен факт распространения в газете «Вестник» Спасского района №6 от 13.02.2015 на странице 8 информации со следующим содержанием: «Внимание: УЗИ! г. Спасск, РДК, 17 февраля, с 8.00. Быстро, достоверно, безвредно! Ведущие специалисты г.Пензы проводят УЗИ внутренних органов по выявлению опухолей, камней, кист и другой патологии».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно: предназначаться для неопределенного круга лиц; привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования; способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация, распространяющаяся в газете «Вестник» Спасского района №6 от 13.02.2015 на странице 8, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; под медицинским вмешательством – выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности; под лечением понимается комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н (далее – Номенклатура медицинских услуг).

В данной Номенклатуре перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В», построенные по иерархическому принципу. Класс «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Разделы класса «В» обозначают определенный тип медицинской услуги:

01 – врачебная лечебно-диагностическая;

02 – сестринский уход;

03 – сложная диагностическая услуга (методы исследования: лабораторный, функциональный, инструментальный, рентгенорадиологический и др.), формирующие диагностические комплексы;

04 – медицинские услуги по профилактике, такие как диспансерное наблюдение, вакцинация, медицинские физкультурно-оздоровительные мероприятия;

05 – медицинские услуги по медико-социальной реабилитации.

Подразделы класса «В» (от 001 до 069) обозначают перечень медицинских специальностей. В данный подраздел включена медицинская специальность: ультразвуковая диагностика (код:052).

Далее в данной Номенклатуре приведены медицинские услуги, в том числе:

B03.052.001 - ультразвуковое исследование внутренних органов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что медицинские услуги, указанные в рекламе, осуществляет ООО «Медицина для Вас сервис». Указанная организация осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией от 18.09.2012 № ЛО – 58-01-001105, выданной Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Услуга, указанная в рассматриваемой рекламе, предлагается потребителю в виде проведения ультразвуковых исследований внутренних органов, то есть комплекса медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является исследование состояния внутренних органов пациента.

Из вышеизложенного следует, что реклама по проведению ультразвуковых исследований внутренних органов является рекламой медицинских услуг, следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым рекламным законодательством.

Требования к рекламе медицинских услуг установлены статьей 24 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Рассматриваемая реклама медицинских услуг по проведению ультразвуковых исследований внутренних органов не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний при оказании медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с положениями части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку распространение рекламы медицинских услуг направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться ими, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при оказании медицинских услуг и необходимости предварительной консультации может привести к неблагоприятным последствиям.

Следовательно, рассматриваемая реклама не соответствует части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламораспространитель.

Издателем газеты «Вестник» Спасского района является ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района (Св-во ПИ № ФС8-0471).

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, – ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района.

Действия ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе как нарушающие требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.

На основании части 5 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установлено, что нарушение законодательства о рекламе допущено по вине должностного лица – редактора ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района <...>, которая единолично принимала решение о распространении рекламы медицинских услуг в газете «Вестник» Спасского района.

Согласно должностной инструкции от 28.01.2009 на редактора газеты «Вестник» Спасского района <...> возложена ответственность за соблюдение законодательства о рекламе. С должностной инструкцией <...> ознакомлена. Именно она не должна была допустить нарушение рекламного законодательства.

Из изложенного следует, что в действиях должностного лица <...> содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения: 13.02.2015 года.

Место совершения административного правонарушения: Пензенская область, г. Спасск, ул. Пролетарская, 50.

Срок давности привлечения должностного лица редактора ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, на момент вынесения постановления не истек.

При рассмотрении вопроса о привлечении должностного лица к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, имущественное положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ учитывается признание своей вины, принятие мер по исполнению предписания антимонопольного органа.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений, является малозначительным административным правонарушением.

Указанная реклама не имела широкого распространения, была размещена только в одном номере газеты.

В материалах дела отсутствуют сведения о фактическом причинении вреда потребителям от рассматриваемых действий редактора ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района <...>.

Вышеизложенные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения настоящего административного дела, указывают на возможность применения в отношении <...> статьи 2.9 КоАП РФ.

Назначая административное наказание, учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность и руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 24.5, 28.9, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – редактора ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района <...> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Производство по делу №3-24/42-2015, возбужденное в отношении редактора ГАУ ПО «Редакция газеты «Вестник» Спасского района <...>, прекратить в связи с малозначительностью правонарушения.

3. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ <...> объявить устное замечание.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны