Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 13 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 3-24/43-2015
об административном правонарушении

 6 октября 2015 года                                                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 3-24/43-2015, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...>, без его участия,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол от 24.09.2015 №3-24/43-2015 об административном правонарушении, составленный начальником отдела контроля органов власти и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) <...>, в отношении ИП <...> в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Из содержания протокола № 3-24/43-2015 и материалов настоящего административного дела следует.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) было рассмотрено дело № 3-01/41-2015 о нарушении законодательства о рекламе, возбужденное в отношении ИП <...> по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

Распространяемая ИП <...> реклама решением Комиссии Пензенского УФАС России от 14 августа 2015 года в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признана ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

ИП <...> на рассмотрение настоящего административного дела не явился. В адрес Пензенского УФАС России направил письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть настоящее дело без его участия.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующим выводам.

Факт распространения ИП <...> ненадлежащей рекламы установлен в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается следующим.

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/41-2015 следует, что при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Пензенского УФАС установлен факт распространения на средствах наружной рекламы по адресу: г. Пенза, ул. Фабричная, 3 информации со следующим содержанием: «Визит, Самко. Ежедневно с 11:00 до 23:00»; «с 11.00 до 23.00 Живое, светлое, разливное».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно: предназначаться для неопределенного круга лиц; привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования; способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Рассматриваемая информация, распространяющаяся по адресу: г. Пенза, ул. Фабричная, 3, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» под наружной рекламой понимается распространение рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Крупномасштабный баннер, расположенный на стене здания магазина по адресу: г. Пенза, ул. Фабричная, 3, является рекламной конструкцией и имеет значительную площадь изображения.

Выносной штендер, расположенный перед входом в здание магазина по адресу: г. Пенза, ул. Фабричная, 3, относится к наружной рекламе.

В рассматриваемой рекламе содержится фраза: «Визит, Самко. Живое, светлое, разливное».

ОАО «Визит» и ООО «Пивоваренный завод «Самко» являются производителями указанного пива и широко известны среди потребителей на рынке Пензенской области.

Согласно официальным интернет - сайтам ОАО «Визит» www.tdvizit.ru и ООО «Пивоваренный завод «Самко» www.samcobeer.ru обозначения «Визит» и «Самко» являются наименованием пива, которое реализуется на территории Российской Федерации. Иной продукции, имеющей такие обозначения, на официальных сайтах не представлено.

Довод ИП <...> о том, что кроме алкогольной продукции (пива) ОАО «Визит» и ООО «Пивоваренный завод «Самко» осуществляют и производство кваса, лимонада, не имеет какого-либо существенного значения для рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 пиво отнесено к пивоваренной промышленности.

Элементы графического оформления обозначений «Визит» и «Самко», используемые в рекламе, полностью совпадают с изображениями наименований пива «Визит» и «Самко», а именно: по цвету и схожести написания.

В рассматриваемом случае используемые в рекламе словосочетания «Живое, светлое, разливное», обозначения «Визит», «Самко», а также их совпадение по стилистическому оформлению, а именно: по схожести написания наименований пива «Визит» и «Самко» вызывает у потребителей ассоциацию с определенным товаром (пивом).

Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 № 58 при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В соответствии с частью 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

Однако в нарушение пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции (пива) ИП <...> распространяется за пределами торговой точки, а именно: путем распространения на стене здания и выносном штендере у входа в магазин по адресу: г. Пенза, ул. Фабричная, 3.

Надпись: «Визит, Самко. Ежедневно с 11:00 до 23:00»; «с 11.00 до 23.00 Живое, светлое, разливное» ассоциируется с алкогольной продукцией «Визит», «Самко» и формирует у потребителей рекламы именно интерес к пиву, алкогольной продукции.

Кроме того, воспроизведенная в рассматриваемой рекламе информация, размещенная на стене здания и выносном штендере у входа в магазин, то есть представленная значительной части населения города Пензы, очевидно ассоциируется у потребителя, в силу закона относящегося к взрослой возрастной категории, с алкогольной продукцией (пивом), по своему содержанию привлекает интерес к осуществляемой компаниями «Визит», «Самко» деятельности, связанной с производством и реализацией алкогольной продукции. Данная информация направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к алкогольной продукции и ее продавцу. Следовательно, такая информация является рекламой алкогольной продукции, а поэтому должна соответствовать специальным требованиям и ограничениям, установленным статьей 21 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, рассматриваемая реклама алкогольной продукции (пива) не соответствует требованиям пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-5 статьи 21 данного закона несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Специалистами Пензенского УФАС России установлено, что торговую деятельность по продаже указанной в рекламе продукции по адресу г.Пенза, ул.Фабричная, 3, осуществляет ИП <...>, что подтверждается договором от 22.06.2015 о передаче в аренду помещения №2 по вышеуказанному адресу.

Таким образом, ИП <...> как лицо, имеющее прямую заинтересованность в привлечении внимания неопределенного круга лиц к продаже товара, который указан в рекламе, является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы: «Визит, Самко. Ежедневно с 11:00 до 23:00»; «с 11.00 до 23.00 Живое, светлое, разливное».

Действия ИП <...> были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе как нарушающие требования пункта 5 части 2 статьи 21, части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.

На основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, в действиях ИП <...> содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения: июль 2015 года.

Место совершения административного правонарушения: г. Пенза, ул. Фабричная, 3.

Срок давности привлечения должностного лица ИП <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, на момент вынесения постановления не истек.

При рассмотрении вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, имущественное положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

В рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Запрет ФЗ «О рекламе» на стабильное территориальное размещение рекламы алкогольной продукции установлен в целях защиты нравственности, ограничения потребления (распития) гражданами алкогольной продукции, а также экономических интересов Российской Федерации.

ИП <...>, самостоятельно разместивший на фасаде здания по адресу: г. Пенза, ул. Фабричная, 3, рекламу алкогольной продукции несет ответственность за соблюдение действующего законодательства. Именно он не должен был допустить нарушение рекламного законодательства.

Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ИП <...> от административной ответственности.

Статьей 4.2 КоАП РФ установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, перечень которых не является исчерпывающим.

Исходя из совокупности обстоятельств дела, считаю возможным в качестве смягчающих обстоятельств по делу учесть совершение действий по устранению нарушения, а также совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Назначая административное наказание, учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность и руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 и частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно следующим реквизитам:

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области)

КБК 16111626000016000140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе.

ОКТМО 56701000

Банк получателя: УФК по Пензенской области

(Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области)

Отделение Пенза г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление по факсу (8412) 52-34-43.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны