Предупреждение №2-18/18-2020 Предупреждение № 2-18/18-2020 от 10 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/18-2020

О ПРИНЯТИИ МЕР ПО УСТРАНЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

10 декабря 2020 года

        г. Пенза

В Пензенское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя <...> в отношении МУП «Водоканал» (далее – организация водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), по вопросу незаконного взимании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, выставленную за предприятие, расположенное по адресу: <...>.

Из обращения и представленных документов следует, что 15.09.2020 г. организация ВКХ выставила в адрес заявителя счёт-фактуру за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за второй квартал 2020 года на основании пункта 123.4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 (далее – Правила № 644).

ИП <...> указала, что ей неправомерно выставлена указанная плата, поскольку по адресу: <...> осуществляется торговая деятельность, которая не связана с выбросом загрязняющих веществ, а следственно не оказывает негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

В ходе рассмотрения обращения и анализа документов установлено следующее.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

Таким образом, МУП «Водоканал», осуществляющее деятельность в области оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, является хозяйствующим субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу указанных норм ресурсоснабжающая организация – МУП «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей на территории города Кузнецка Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на указанном рынке.

Между МУП «Водоканал» и ИП <...> заключен договор №106 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2018 г. (далее – Договор).

Согласно Приложению № 3 к Договору местом исполнения обязательств, в том числе, является объект, расположенный по адресу: <...>.  

Подпунктом «е» пункта 34 Правил № 644 установлена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдением устанавливаемых в соответствии с настоящими Правилами нормативов по объёму сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также установленных настоящими Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

В силу подпункта «г» пункта 36 Правила водоотведения организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объёму сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно действующей редакции пункта 123.4 Правил № 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается по формуле с коэффициентом 0,5 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

- среднесуточный объём сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;

- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 123.4 Правил № 644 в редакции, действующей до 03.06.2020 г., плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывалась по формуле с коэффициентом 0,5 и взималась в случаях, если объём отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составлял менее 30 куб.метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учёта сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами. При этом, указанное положение Правил № 644 распространялось на абонентов, осуществляющих определённые виды хозяйственной деятельности на объекте, а именно: общественное питание, или осуществление производства готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты.

Таким образом, положения Правил № 644, действующие до 03.06.2020 г., связывали начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения непосредственно с фактом осуществления абонентом определённых видов деятельности, указанных в п.123.4.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП <...> осуществляет деятельность по оптовой и розничной торговле (ОКВЭД 46.72.23, 46.76.4, 47.74, 47.75, 47.77.2, 47.79), что не подпадает под действие п.123.4 Правил   № 644 (в ред. до 03.06.2020 г.).

15.09.2020 г. МУП «Водоканал» выставило в адрес заявителя счёт-фактуру № 3656 за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за весь период второго квартала 2020 года.

На основании вышеизложенного, выставленная в адрес заявителя счёт -фактура за период с 1 апреля по 2 июня 2020 года за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не имеет под собой законных оснований.

Таким образом, организацией ВХК было необоснованно навязано невыгодное условие договора по оплате счёта за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.04.2020 г. по 02.06.2020 г. прямо не предусмотренное нормативно-правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Исходя из вышеизложенного, организация водопроводно-канализационного хозяйства не вправе навязывать потребителям условия невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами).

Таким образом, в действиях МУП «Водоканал» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него и прямо не предусмотренных нормативными правовыми актами.

Вместе с тем установлено, что организацией водопроводно-канализационного хозяйства также заключены договоры на оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению с иными хозяйствующими субъектами в сфере предпринимательской деятельности. Данный факт не исключает возможность допущения нарушения МУП <...> положений пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении иных хозяйствующих субъектов по аналогичным основаниям, выразившиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него и прямо не предусмотренных нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о принятии мер по устранению последствий указанных действий в срок до 30 декабря 2020 года, для чего устранить последствия навязывания невыгодных условий хозяйствующим субъектам в сфере предпринимательской деятельности, выразившееся в выставлении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не предусмотренной нормативными правовыми актами.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны