Решение №21-3 решение от 11 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/07/3-927/2020

 

30 декабря 2020 года                                                        г. Пенза, ул. Урицкого 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- <...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- <...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- <...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии:

со стороны ООО «Пенза-Мед»:

<...>– представителя по доверенности от 22.12.2020 № б/н;

со стороны ООО «Горводоканал» заявлено ходатайство о рассмотрении настоящей жалобы в отсутствие представителя Общества:

со стороны ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» представитель не явился, лицо уведомлено надлежаще,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО «Пенза-Мед» (ИНН 5836655859, ул. Пушкина, д. 29, г. Пенза, 440000) на действия заказчика – ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790, ул. Кривозерье, д. 24, г. Пенза, 440031), оператора электронной площадки – ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (ИНН 7724514910, ул. Миклухо-Маклая, дом 40, подвал, помещение I, ком 25, г. Москва, 117342) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: «Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ООО «Горводоканал»  (извещение № 32009725374 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru ),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 21.12.2020 поступила жалоба ООО «Пенза-Мед» (ИНН 5836655859, ул. Пушкина, д. 29, г. Пенза, 440000) на действия заказчика – ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790,                    ул. Кривозерье, д. 24, г. Пенза, 440031), оператора электронной площадки – ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (ИНН 7724514910, ул. Миклухо-Маклая, дом 40, подвал, помещение I, ком 25, г. Москва, 117342) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: «Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ООО «Горводоканал»  (извещение № 32009725374 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru ) (далее – Конкурс).

Из жалобы заявителя следует, что Заказчиком необоснованно отказано ООО «Пенза-Мед» в допуске к участию в Конкурсе, в связи с неправомерными действиями со стороны оператора электронной торговой площадки по направлению Заказчику информации о ценовом предложении и сведений о заявителе совместно с первой частью заявки ООО «Пенза-Мед», что привело к нарушению части 12 статьи 3.3. Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Дополнено, что срок оказания услуг, указанный в техническом задании (приложение № 1 к проекту договора) – с даты заключения договора по 31.12.2019 является невыполнимым. Кроме того, указано об установлении в конкурсной документации неправомерных требований о подтверждении в составе заявки производственных мощностей, наличия квалифицированного персонала, а также о праве Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации в отношении участников конкурса.  

25.12.2020 в Пензенское УФАС России поступила информация от ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Правовая позиция ООО «Горводоканал» изложена в письменном отзыве на жалобу от 28.12.2020 исх. № 06-14818, согласно которой в противоречие части 19 статьи 3.4. Закона о закупках к первой части заявки ООО «Пенза-Мед» была приложена вторая часть заявки, ценовое предложение и иная информация об условиях исполнения договора. Указанное, согласно критерию 3 части 1 приложения № 4 к закупочной документации, послужило основанием для отказа заявителю в допуске к участию в Конкурсе. Дополнено, что обжалуемые требования к участнику закупки установлены в соответствии с пунктом 6.3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Горводоканал», утвержденного протоколом заседания Совета директоров от 31.07.2020 № 8 (далее – Положение о закупке). Также указано, что срок оказания услуг содержится в пункте 8 Технического задания конкурсной документации и составляет с 11.01.2021 по 28.02.2021.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 24.12.2020 № 2715-3э назначено и проведено 30.12.2020 в 11 часов 00 минут посредством системы видеоконференц-связи.

На заседании Комиссии Управления представитель ООО «Пенза-Мед» поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также указал, что, хотя в составе первой части заявки Общества также содержалось ценовое предложение и сведения об участнике, оператор электронной торговой площадки был обязан направить не всю содержащуюся в первой части заявки информацию, а лишь техническое предложение, определенное Заказчиком как содержимое первой части заявки.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителя ООО «Пенза-Мед», Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что ООО «Пенза-Мед» является лицом, подавшим заявку на участие в Конкурсе.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «Пенза-Мед» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

ООО «Горводоканал» относится к субъектам, закупка товаров, работ и услуг которых регулируется Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Как следует из материалов дела в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС)
26.11.2020 размещено извещение № 32009725374 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: «Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ООО «Горводоканал» и закупочная документация.

Заказчик – ООО «Горводоканал».

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://etpgpb.ru .

Сведения о начальной (максимальной) цене договора (без учета опциона Заказчика): 394 308 рублей 20 копеек без НДС. Начальная максимальная цена договора (НМЦ) включает в себя все расходы и риски, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, поставкой и доставкой товаров и материалов на условиях, определенных в договоре.

Дата начала срока подачи заявок – 26.11.2020 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) –04.12.2020 в 10.00 (МСК).

Дата рассмотрения первых частей заявок (по местному времени заказчика) – 09.12.2020 (МСК).

Дата и время начала срока подачи дополнительных ценовых предложений (по местному времени заказчика) – 10.12.2020 в 11:30 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений (по местному времени заказчика) – 10.12.2020 в 14:30 (МСК).

Дата проведения сопоставления ценовых предложений (по местному времени заказчика) – 10.12.2020 (МСК).

Дата рассмотрения вторых частей заявок (по местному времени заказчика) – 14.12.2020 (МСК).

Дата подведения итогов – 16.12.2020 (МСК).

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и действия, совершенные после этого срока. При этом, действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе абсолютно любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Реализация права на оспаривание участником закупки положений закупочной документации за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Таким образом, жалоба на положения документации конкурентной закупки может быть подана, в том числе, участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 04.12.2020. Вместе с тем, рассматриваемая жалоба Заявителя подана в Пензенское УФАС России 21.12.2020, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

Исходя из изложенного, Комиссия Пензенского УФАС России не вправе рассматривать доводы жалобы Заявителя относительно положений конкурсной документации.

 По доводу заявителя о неправомерном решении Заказчика по отказу ООО «Пенза-Мед» в допуске к участию в конкурсе в связи с необоснованным направлением оператором электронной торговой площадки Заказчику в составе первой части заявки, вторую и третью ее части, Комиссией установлено следующее.

Конкурс проводился на электронной торговой площадке – ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (далее – ООО «ЭТП ГПБ» (https://etpgpb.ru).

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в закупочной процедуре от 09.12.2020 № 5-1 на участие в закупке поступило 2 заявки, заявке под номером 1 отказано в допуске по причине несоответствия заявки по составу, содержанию и оформлению, описание причины отказа допуска к рассмотрению вторых частей: «Приложение № 4 к закупочной документации, часть 1 критерии допуска первых частей, критерий № 3 – не соответствие». 

Частью 19 статьи 3.4. Закона о закупках предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

Согласно пункту 14 Информационной карты закупочной документации на проведение Конкурса, утвержденной главным управляющим директором ООО «Горводоканал», в состав закупочной документации входит также:

- Приложение № 3 «Формы и состав документов для подачи заявок участников» (далее – Приложение № 3);

- Приложение № 4. – Отборочные критерии (критерии допуска) для участников закупки и порядок отклонения заявок участников закупки (далее – Приложение № 4).

 В соответствии с разделом 1 Приложения № 3 «Непосредственно перед подачей заявки Участник должен разделить подготовленные документы на отдельные папки. Перечень обязательных документов, входящих в каждую из частей, приведен ниже.

Участник закупки вправе вложить в каждую из папок заявки дополнительные документы, отражающие суть заявки, при соблюдении следующих требований». Указанные требования установлены, в том числе, относительно частей заявки участника.

Так, согласно графе «Первая часть заявки - первая папка» таблицы раздела 1 Приложения № 3, первая часть заявки должна включать в себя Техническое предложение (Декларация соответствия заявки Участника требованиям Заказчика) по форме согласно Приложению 2.1 в формате «Word».

Из анализа первой части заявки ООО «Пенза-Мед», поданной на ЭТП на участие в Конкурсе установлено, что содержимое файла первой части заявки состоит из трех файлов: 1 часть, 2 часть, 3 часть, то есть помимо технического задания, первая часть заявки также содержала сведения об участнике и ценовое предложение ООО «Пенза-Мед».

Согласно критерию 3 части 1 «Критерии допуска (отборочные) первых частей заявок» Приложения № 4 указание в документах первой части заявки сведений об участнике закупки и ценовом предложении по «Шкале оценки» является основанием для не допуска.

Кроме того, согласно части 10 статьи 3.3. Закона о закупках Оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации:

1) о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до окончания срока подачи заявок, окончательных предложений;

2) об участниках конкурентной закупки в электронной форме, подавших заявки на участие в такой закупке, до предоставления комиссии по осуществлению конкурентных закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом и соглашением, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, доступа к данным заявкам (ко вторым частям заявок, направляемым заказчику в соответствии с пунктом 3 части 22 статьи 3.4 настоящего Федерального закона, в случае осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).

Частью 12 статьи 3.3. Закона о закупках установлено, что Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. 

Регламентом электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ» (редакция от 20.11.2020 № 23), Руководством пользователя (Участника закупки) по участию на ЭТП ГПБ в открытом конкурсе в электронной форме (двухэтапном конкурсе) обязанность по оценке поданных участниками Конкурса частей заявок на соответствие требованиям документации, с последующим открытием для Заказчика доступа к определенным документам из соответствующей части заявки участника за оператором ЭТП ГПБ не закреплена.  

С учетом изложенного, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу, что отклонение заявки ООО «Пенза-Мед» в связи с наличием в первой части заявки, сведений, противоречащих требованиям Приложения № 3 и части 19 статьи 3.4. Закона о закупках, является обоснованным.  

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления

РЕШИЛА: 

 

Признать жалобу ООО «Пенза-Мед» (ИНН 5836655859, ул. Пушкина, д. 29, г. Пенза, 440000) на действия заказчика – ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790, ул. Кривозерье, д. 24, г. Пенза, 440031), оператора электронной площадки – ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (ИНН 7724514910, ул. Миклухо-Маклая, дом 40, подвал, помещение I, ком 25, г. Москва, 117342) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: «Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ООО «Горводоканал»  (извещение № 32009725374 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru ) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                   

Члены Комиссии                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны