Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела №058/01/10-486/2020 от 25 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

ПАО «Россети Волга»

ул. Первомайская, 42/44, г. Саратов, 410031

ул. Пушкина,1/2, г. Пенза, 440000

 

 

ООО «ТНС энерго Пенза»

ул. Гагарина, д. 11б, г. Пенза, 440039

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №058/01/10-486/2020

 

«25» марта 2021г.                                                                                               г. Пенза

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

– руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

. – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

- главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

- главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

при участии:

со стороны ответчика ПАО «Россети Волга»:

-

со стороны лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, ООО «ТНС энерго Пенза»:

рассмотрев дело 058/01/10-486/2020 по признакам злоупотребления доминирующим положением и нарушения ПАО «Россети Волга» (ОГРН 1076450006280 ИНН 6450925977, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44, 410031, в том числе в лице филиала ПАО «Россети Волга»-«Пензаэнерго») требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило обращение (г. Пенза, ул. Арбековская, д. 78А) в отношении ПАО «Россети Волга» и ООО «ТНС энерго Пенза» по вопросу неисполнения обязанности по уведомлению потребителей об отключениях электрической энергии.

По результатам анализа документов и информации, полученных в ходе рассмотрения обращения, в действиях ПАО «Россети Волга» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Пензенского УФАС России от 14.12.2020 № 150 возбуждено дело по признакам злоупотребления доминирующим положением и нарушения                             ПАО «Россети Волга» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 16.12.2020 рассмотрение дела назначено на 26.01.2021 г.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела 26.01.2021 представители                       ПАО «Россети Волга» пояснили, что в соответствии с порядком уведомления потребителей, определенным договором оказания услуг по передаче электрической энергии между гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Пензенской области - ООО «ТНС энерго Пенза» и ПАО «Россети Волга», обязанность по уведомлению потребителей о проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации  в случае, если проведение ремонтных работ невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, возложена на сетевую организацию – ПАО «Россети Волга». Также, указали, что в указанных случаях уведомление потребителей – физических лиц со стороны ПАО «Россети Волга» осуществляется путем вручения письменных сообщений нарочно либо путем размещения в почтовом ящике в случае отсутствия потребителя в месте его проживания. Кроме того, дополнительное информирование потребителей – физических лиц производится путем размещения письменных уведомлений в местах общего пользования, на зданиях районных и поселковых администраций.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела 26.01.2021 представители                   ООО «ТНС энерго Пенза» пояснили, что в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства ПАО «Россети Волга» невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, ПАО «Россети Волга» осуществляет введение ограничения режима потребления электрической энергии при условии уведомления потребителей напрямую о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в порядке, определенном действующим законодательством. Указанное предусмотрено договором между ООО «ТНС энерго Пенза» и ПАО «Россети Волга». Также пояснили, что сторонами в рамках заключенного договора оказания услуг по передаче электрической энергии осуществляется информационный обмен обо всех потребителях электрической энергии, заключивших договоры энергоснабжения на территории Пензенской области.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации Определением Комиссии рассмотрение дела отложено и назначено на 17.02.2021г.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела 17.02.2021 представители                   ПАО «Россети Волга» пояснили, что в связи с введением мер по социальному дистанцированию граждан и во избежание случаев распространения коронавирусной инфекции уведомление об ограничении режима потребления электрической энергии производится работниками ПАО «Россети Волга» путем размещения письменных сообщений в почтовом ящике или других доступных местах по месту проживания потребителей – физических лиц.

На заседании Комиссии 17.02.2021 представители ООО «ТНС энерго Пенза» поддержали доводы, изложенные ранее.

Определением от 17.02.2021 рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, и назначено на 25.03.2021г.

В ходе рассмотрения дела № 058/01/10-486/2020 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

Правовые основы отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Согласно положениям пункта 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2020                  № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения № 442) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила № 442).

Обстоятельства, при наступлении которых вводится ограничение режима потребления электроэнергии, определены в пункте 2 Правил № 442.

К числу данных обстоятельств относится необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления (подпункт «и» пункта 2 Правил № 442).

Правилами № 442 установлен Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 442 в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ, о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с их проведением.

При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

В соответствии с пунктом 8(1) Основных положений № 442 с 01.07.2020г. под уведомлением понимается вручение уведомления лицу, которому оно адресовано, или его направление такому лицу одним из следующих способов (за исключением случаев, когда для отдельных видов уведомлений прямо предусмотрены иные способы):

а) заказное почтовое отправление - если адресатом является гражданин, то уведомление отправляется по адресу регистрации гражданина или месту жительства, или по адресу, который гражданин указал сам в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии), или, если адресатом является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то уведомление отправляется по адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или Едином государственном реестре юридических лиц, или по адресу, указанному индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствующем договоре. Уведомления, направленные по указанным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу, по истечении контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции;

б) включение текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

в) электронная почта - по адресу электронной почты, который указан в соответствующем договоре. При этом уведомление считается полученным в момент его направления;

г) направление короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи абонентский номер (далее - номер мобильного телефона), который указан в соответствующем договоре. При этом уведомление считается полученным в момент его направления;

д) факсимильная или другие телекоммуникационные каналы связи - при условии наличия возможности достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано. При этом уведомление считается полученным в момент его направления.

Функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Пензенской области с 01.01.2014 на основании Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2013 № 910 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» исполняет ООО «ТНС энерго Пенза» (до переименования – ООО «Энерготрейдинг»).

ООО «ТНС энерго Пенза» в рамках исполнения функций гарантирующего поставщика на территории Пензенской области оказывает услуги энергоснабжения потребителей на розничном рынке электрической энергии на основании договоров энергоснабжения и договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (пункт 27 Основных положений  № 442).

Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «Россети Волга» (до переименования – ПАО «МРСК Волги») является передача электрической энергии и технологическое присоединение к электросетям (ОКВЭД 35.12).

Между ООО «ТНС энерго Пенза» и ПАО «Россети Волга» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.02.2014 № 1 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Договор от 07.02.2014                  № 1).

Указанный договор регулирует отношения Заказчика (ООО «ТНС энерго Пенза») – гарантирующего поставщика электрической энергии, выступающего в интересах обслуживаемых им Потребителей (Покупателей), и Исполнителя (ПАО «Россети Волга») - вышестоящей сетевой организации, являющихся профессиональными участниками рынка электроэнергетики, с учетом особого статуса договорившихся сторон (пункт 1.1 Договора от 07.02.2014 № 1).

Согласно пункту 2.1 Договора от 07.02.2014 № 1 ПАО «Россети Волга» обязуется оказывать ООО «ТНС энерго Пенза» услуги по передаче электрической энергии до точек поставки Потребителей (Покупателей).

В соответствии с пунктами 8.1 и 8.6 Договора от 07.02.2014 № 1 информационный обмен в части изменения точек поставки электрической энергии осуществляется ежеквартально путем подписания сторонами Дополнительных соглашений.

Пунктом 3.4.13 Договора от 07.02.2014 № 1 предусмотрено, что в случае если проведение ремонтных и профилактических работ на объектах электросетевого хозяйства Исполнителя (ТСО, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении Потребителей (Покупателей) Заказчика, Исполнитель (ТСО, иной владелец) осуществляет введение режима ограничения потребления электроэнергии при условии уведомления Потребителя (Покупателя) напрямую о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением в порядке, определенном действующим законодательством.

По информации, представленной ООО «ТНС энерго Пенза» (письмо от 12.10.2020 Вх. № 2690), сторонами также согласован Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при полном и (или) частичном ограничении режима потребления электроэнергии потребителям (покупателям) Заказчика и возобновлении их электроснабжения (Приложение № 3 к Дополнительному соглашению № 6 от 30.09.2014 к Договору от 07.02.2014 № 1) (далее – Регламент).

В соответствии с разделом III пунктом 17 Регламента предусмотрен аналогичный порядок прямого уведомления потребителей о введении режима ограничения потребления электроэнергии на время проведения ремонтных и профилактических работ на объектах электросетевого хозяйства со стороны Исполнителя (ПАО «Россети Волга»).

Установлено, что в соответствии с порядком уведомления потребителей, определенным договором оказания услуг по передаче электрической энергии между ООО «ТНС энерго Пенза» и ПАО «Россети Волга», обязанность по уведомлению потребителей о проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (ТСО, иных владельцев) в случае если проведение ремонтных работ невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, возложена на сетевую организацию – ПАО «Россети Волга». Указанный порядок действует на всей территории Пензенской области.

На запрос антимонопольного органа письмом от 12.10.2020 Вх. № 2694 ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Пензаэнерго» сообщило, что уведомляет потребителей об ограничении режима потребления электрической энергии и о сроках ограничения режима потребления в указанных выше случаях посредством направления телефонограмм с отметкой в «Журнале исходящих телефонограмм».

В период с 01.01.2020 по 30.09.2020 со стороны ПАО «Россети Волга» для проведения ремонтных работ производились неплановые отключения электроснабжения объектов, расположенных в том числе, по ул. Арбековская г. Пензы 17.02.2020 (отключение потребителей от ТП 10/0,4 кВ № 326, ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2») и 19.02.2020, 20.03.2020, 11.06.2020, 22.06.2020, 02.07.2020, 14.08.2020 (отключения потребителей от ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2»).

На запрос антимонопольного органа представлен перечень потребителей электрической энергии от ТП 10/0,4 кВ № 326, ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2» и от ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2».

Согласно представленному перечню большую часть потребителей электрической энергии от указанных объектов электроснабжения составляют физические лица.

В качестве доказательств уведомления потребителей электрической энергии, присоединенных к ТП 10/0,4 кВ № 326, ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2» и ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2», о планируемых ограничениях режима потребления электрической энергии для проведения ремонтных работ со стороны ПАО «Россети Волга» представлен «Журнал исходящих телефонограмм», со ссылками на уведомление потребителей путем направления телефонограмм от 14.02.2020 № 27, от 17.02.2020 № 28, от 17.03.2020 № 44, от 09.06.2020 № 103, от 19.06.2020 № 115, от 29.06.2020 № 122 от 12.08.2020г.

Из анализа представленного перечня потребителей, «Журнала исходящих телефонограмм», а также с учетом представленной детализации переговоров, следует, что вышеперечисленные телефонограммы переданы лишь юридическим лицам, предпринимателем и МЧС России.

Согласно представленным материалам у ПАО «Россети Волга» отсутствует информация о контактных номерах телефонов потребителей электрической энергии от ТП 10/0,4 кВ № 326, ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2» и ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2» - физических лиц. Доказательства уведомления потребителей-физических лиц о планируемых ограничениях режима потребления электрической энергии в целях проведения ремонтных работ посредством направления телефонограмм отсутствуют.

В письме от 22.01.2021 Вх. № 121 ПАО «Россети Волга» указало, что уведомление потребителей – физических лиц об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ производилось работниками ПАО «Россети Волга» путем вручения письменных сообщений потребителям нарочно либо путем размещения в почтовом ящике, в случае отсутствия потребителя в месте его проживания. Проводилось дополнительное информирование потребителей-физических лиц путем размещения письменных уведомлений в местах общего пользования, на зданиях районных и поселковых администраций.

В обоснование пояснений, изложенных в письме от 22.01.2021 Вх. № 121, ПАО «Россети Волга» представлено письменное уведомление от 14.08.2020 Исх. № 101 в адрес потребителя-физического лица о введении ограничения режима потребления электрической энергии на объекте по адресу: Пензенская область, Лунинский район, с. Родники, ул. Садовая, д. 26 в период с 10 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. 26.08.2020г. в связи с проведением ремонтных работ на объектах сетевой организации. Представленное уведомление содержит подпись потребителя-физического лица, подтверждающую получение уведомления 14.08.2020г.

По информации, представленной ПАО «Россети Волга», на территории Пензенской области в 2020 году произведено 9 882 отключения электрической энергии в целях проведения ремонтных работ, в том числе 358 отключений электрической энергии по ул. Арбековская г. Пензы. В период с 01.07.2020г. по 31.12.2020г. количество ограничений режима потребления электрической энергии в целях проведения ремонтных работ на территории Пензенской области составило 4 777 отключений, в том числе 353 отключения по ул. Арбековская  г. Пензы.

Определением Комиссии от 26.01.2021 Исх. № 259-2 у ПАО «Россети Волга» запрошены доказательства уведомления потребителей-физических лиц по ул. Арбековская г. Пензы о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ 14.08.2020г.

Предоставленные со стороны ПАО «Россети Волга» копии письменных уведомлений потребителей физических лиц о введении ограничения режима потребления электрической энергии потребителей по ул. Арбековская г. Пензы в связи с проведением ремонтных работ 14.08.2020г. в количестве 275 уведомлений не содержат подписей потребителей, подтверждающих получение уведомлений.

В пояснениях от 10.02.2021 Вх. № 284-э ПАО «Россети Волга» указывает на то, что уведомление потребителей производилось работниками сетевой организации путем размещения письменных уведомлений в почтовых ящиках или других доступных местах по месту проживания потребителей-физических лиц. Вручение уведомлений жителям нарочно не представлялось возможным в связи с тем, что размещение уведомлений производилось в период рабочего времени с 8 до 17 часов.

Также из представленных пояснений следует, что уведомление со стороны ПАО «Россети Волга» потребителей-физических лиц на территории Пензенской области осуществляется аналогичным образом.

Со стороны заявителя в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлено коллективное письмо от 15.02.2021 Вх. № 618э, согласно которому физические лица - потребители электрической энергии по                       ул. Арбековская г. Пензы сообщают о том, что в течении 2020 года ими не было получено ни одного уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии нарочно либо путем размещения в почтовых ящиках.

Согласно письму ПАО «Россети Волга» от 10.03.2021 Вх. № 544 уведомление потребителей о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики ПАО «Россети Волга» производилось путем размещения письменных сообщений в почтовом ящике или других доступных местах по месту проживания потребителей-физических лиц, в том числе с 01.07.2020г.

Также, ПАО «Россети Волга» представлены сведения о публикациях в средствах массовой информации публикаций от 06.11.2020г. и 08.12.2020г. об отключениях эклектической энергии в целях проведения ремонтных работ на объектах сетевой организации на территории Пензенской области 07.11.2020г. и 11.12.2020г. соответственно.

Доказательства публикаций в средствах массовой информации уведомлений об иных отключениях электрической энергии, связанных с проведением ремонтных работ на объектах ПАО «Россети Волга», в 2020 году отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства получены сведения от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области относительно того, что сайт ПАО «Россети Волга» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.rossetivolga.ru/ отсутствует в Общероссийском Перечне наименований зарегистрированных средств массовой информации и в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» средством массовой информации не является (письмо от 19.02.2021 Вх. № 729э).

Также, в ходе рассмотрения дела Пензенским УФАС России направлены запросы в адрес администраций муниципальных образований Пензенской области в целях получения информации, подтверждающей исполнение ПАО «Россети Волга» обязанности по уведомлению потребителей об отключениях электрической энергии в целях проведения ремонтных работ.

В материалы дела представлены документы, подтверждающие доведение информации до администраций, однако документы, подтверждающие уведомление потребителей-физических лиц со стороны администраций отсутствуют.

Согласно пункту 30 Правил № 442 именно на ПАО «Россети Волга» в соответствии с положениями заключенного с гарантирующим поставщиком договора оказания услуг по передаче электрической энергии, возложена обязанность по уведомлению потребителей.

Доказательства соблюдения в полном объеме со стороны ПАО «Россети Волга» порядка уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии в порядке, установленном действующим законодательством, а также в соответствии с положениями заключенного договора оказания услуг по передаче электрической энергии, отсутствуют.

Таким образом, ПАО «Россети Волга» нарушает порядок уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии.

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.06.2008                     № 237-э ПАО «Россети Волга» включено в Реестр субъектов естественных монополий в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в топливно-энергетическом комплексе по передаче электрической энергии под регистрационным номером № 64.1.50.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Пензенской области и положения ПАО «Россети Волга» на данном товарном рынке.

По результатам анализа товарного рынка установлено, что ПАО «Россети Волга» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Пензенской области в рамках границ присоединенных электрических сетей.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность в области оказания услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Установлено, что ПАО «Россети Волга» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей, в том числе на территории Пензенской области, и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 1, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 28.03.2018, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

В результате несоблюдения ПАО «Россети Волга» порядка уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии данные действия могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях ПАО «Россети Волга», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением в результате нарушения порядка уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Пензенского УФАС России.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 

 

Члены комиссии                                                                                                     

 

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны