Решение №3392-3 решение от 11 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 058/01/17-2/2021 

«12» октября 2021 года                                                                                                 г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» октября 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» октября 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- <...> - заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

членов Комиссии:

- <...> – начальника отдела контроля органов власти;

- <...>– государственного инспектора отдела контроля органов власти,

в присутствии от ответчика – государственного казенного учреждения «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» (440000, г. Пенза, ул. Славы, 6Д, ИНН 5836013717, ОГРН 1095836004824):

- представителя <...>. – доверенность от 10.02.2021 № б/н.;

лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

- начальника отдела капитального строительства и технического надзора ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» <...>.,

- ведущего эксперта дорожного хозяйства отдела капитального строительства и технического надзора ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» <...>,

в отсутствие ответчиков:

- ИП <...>, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

- ООО «Камдорстрой» (442240, Пензенская область, Каменский район, г. Каменка, ул. Гражданская, 66, ИНН 5802010348, ОГРН 1145802000046), заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Общества,

в отсутствие лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

- главы администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области <...>, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

рассмотрев дело № 058/01/17-2/2021, возбужденное в отношении государственного казенного учреждения «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» (440000, г. Пенза, ул. Славы, 6Д, ИНН 5836013717, ОГРН 1095836004824) и группы лиц в составе ООО «Камдорстрой» (442240, Пензенская область, Каменский район, г. Каменка, ул. Гражданская, 66, ИНН 5802010348, ОГРН 1145802000046) и ИП <...>, по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения при проведении аукциона на выполнение работ «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области (вариант 2)» (извещение № 0155200002219000655), которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для участников,

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступила информация из Прокуратуры Пензенской области и УФСБ России по Пензенской области о нарушениях антимонопольного законодательства, допущенных организатором торгов – государственным казенным учреждением «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» (далее – ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области», Управление) и участниками торгов при заключении государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги «г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области.

Приказом Пензенского УФАС России от 11.01.2021 № 1 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело № 058/01/17-2/2021  в отношении государственного казенного учреждения «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» (440000, г. Пенза, ул. Славы, 6Д, ИНН 5836013717, ОГРН 1095836004824) и группы лиц в составе ООО «Камдорстрой» (442240, Пензенская область, Каменский район, г. Каменка, ул. Гражданская, 66, ИНН 5802010348, ОГРН 1145802000046) и ИП <...>, по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения при проведении аукциона на выполнение работ «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области (вариант 2)» (извещение № 0155200002219000655), которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для участников.

Определением от 12.01.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 назначено на 27.01.2021.

20.01.2021 от ответчика ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела № 058/01/17-2/2021.

На рассмотрении дела 27.01.2020 представитель ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» поддержал ранее заявленное ходатайство об ознакомлении с материалами дела № 058/01/17-2/2021.

Рассмотрев заявленное ходатайство, комиссия приняла решение его удовлетворить.

Определением от 27.01.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 отложено и назначено на 10.03.2021.

На рассмотрении дела 27.01.2020 Комиссией установлено, что материалы рассматриваемого дела содержат документы и сведения, составляющие охраняемую законом тайну, в связи с чем Комиссия определила рассмотрение дела № 058/01/17-27/2021 осуществлять в закрытом заседании, о чем вынесено Определение от 27.01.2021.

На рассмотрении дела 10.03.2021 представитель ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» указал, что имеющаяся в материалах дела видеосъемка, а также протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств от 29.10.2019 не могут являться доказательством осуществления части работ по ремонту автомобильной дороги «г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области еще до заключения соответствующего контракта.

Определением от 10.03.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 отложено и назначено на 01.04.2021.

Определением о продлении срока рассмотрения дела рассмотрения дела от 01.04.2021 срок рассмотрения дела № 058/01/17-2/2021 продлен до «12» июля 2021 года.

Определением от 01.04.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 отложено и назначено на 19.04.2021.

На заседании Комиссии 19.04.2021 представитель ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства вменяемого нарушения антимонопольного законодательства.

            Определением от 19.04.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 отложено и назначено на 06.05.2021.           

            В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.» установлены нерабочие дни – с 4 по 7 мая 2021 г. включительно.

           Определением от 28.04.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 отложено и назначено на 24.05.2021.

             На заседании Комиссии 24.05.2021 представитель ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» указал, что материалы оперативно-розыскной деятельности не доказывают нарушение со стороны Управления.

            На заседании Комиссии 24.05.2021 начальник отдела капитального строительства и технического надзора ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» <...> пояснил, что в период выполнения работ лично на ремонтируемый участок автодороги не выезжал. Также указал, что горизонтальная дорожная разметка на автодороге наносилась ООО «Камдорстрой» в рамках государственного контракта на обслуживание автодороги в апреле 2019 года.

На заседании Комиссии 24.05.2021 ведущий эксперт дорожного хозяйства отдела капитального строительства и технического надзора ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» <...> пояснил, что при выезде на участок автодороги 24.11.2019 было установлено, что работы по ремонту автодороги выполнены в большем объеме, чем предусмотрено государственным контрактом. Вместе с тем акт выполненных работ составлен с учетом объема работ, предусмотренным графиком выполнения работ. Исполнитель по государственному контракту ИП <...> сведений о субподрядных организациях, привлекаемых для выполнения работ по контракту, не представлял, следовательно, ремонт дороги ИП <...> осуществлял своими силами. В октябре 2019 года <...>на автомобильную дорогу не выезжал, так как находился в отпуске.

             Определением от 24.05.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 отложено и назначено на 24.06.2021.

  На заседании Комиссии 24.06.2021 представителем ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» новых доводов не заявлено.

На заседании Комиссии 24.06.2021 начальник отдела капитального строительства и технического надзора ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» <...> пояснил, что вся исполнительная документация, в том числе акты скрытых работ, по ремонту дороги в рамках рассматриваемого государственного контракта хранится у подрядчика. Также указал, что отделом лабораторного контроля Управления после выполнения подрядчиком работ и до их принятия производится отбор кернов для проверки качества выполненного дорожного покрытия.

             Определением о продлении срока рассмотрения дела от 24.06.2021 срок рассмотрения дела № 058/01/17-2/2021 продлен до «12» октября 2021 года.

             Определением от 24.06.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 отложено и назначено на 29.07.2021.

На заседании Комиссии 29.07.2021 представитель ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» указал, что снимаемый материал от фрезерования (гранулят), переданный ИП <...>. в ООО «Камдорстрой» в рамках выполнения государственного контракта № 01552000022190006550001 11.11.2019, имеет нулевую стоимость.

На заседании Комиссии 29.07.2021 начальник отдела капитального строительства и технического надзора ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» <...> пояснил, что верхний слой асфальта в рамках государственного контракта № 01552000022190006550001 11.11.2019 снимался методом фрезерования с использованием техники, имеющейся у подрядчика. Пояснил, что снятый материал не имеет ценности и в отдельных случаях используется для укрепления обочин в ходе выполнения работ по содержанию дорог. При этом такие работы выполняются без учета стоимости материала.

На заседании Комиссии 29.07.2021 ведущий эксперт дорожного хозяйства отдела капитального строительства и технического надзора ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области»<...> пояснил, что верхний слой асфальта снимается специальной техникой – фрезеровщиком либо трактором с навесным оборудованием. После снятия материала он передается на хранение организации, выполняющей работы по содержанию дорог, при этом порядок передачи не установлен.

        Определением от 29.07.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 отложено и назначено на 06.09.2021.

           На заседании Комиссии 06.09.2021 отсутствовал кворум для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, присутствующие на заседании члены комиссии приняли решение об отложении рассмотрения этого дела и о назначении новой даты.

          Определением от 06.09.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-2/2021 отложено и назначено на 21.09.2021.

Определением от 21.09.2021 рассмотрение дела после оглашения заключения об обстоятельствах дела отложено и назначено к рассмотрению на 07.10.2021.

06.10.2021 в Пензенское УФАС России от ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» поступило возражение от 06.10.2021 исх. № 3-5/3223-р на заключение об обстоятельствах дела № 058/01/17-2/2021.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

25.09.2018 между ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» и ООО «Поволжпроект» был заключен контракт по разработке проектной документации на ремонт автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области № 0855200000518002372-0234940-01 (по результатам проведенного аукциона извещение № 0855200000518002372 от 29.08.2018).

Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ № 1 от 04.10.2018 выполненные работы удовлетворяют условиям государственного контракта, соответствуют нормативным требованиям и установленным технико-экономическим показателям и в надлежащем порядке оформлены.

В соответствии с имеющимися в антимонопольном органе пояснениями начальника ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» Глаголева В.А. от 20.12.2019 в результате весеннего осмотра сотрудниками управления и ООО «Камдорстрой» (осуществляло работы по содержанию указанной автомобильной дороги в период с 01.01.2019 по 31.12.2019) состояния автомобильной дороги «г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области в апреле-мае 2019 года установлено, что выполнить работы по ремонту указанной автомобильной дороги не представляется возможным в связи с увеличением пучинистых участков. В связи с чем появилась необходимость произвести корректировку раннее разработанной ООО «Поволжпроект» проектной документации на ремонт автомобильной дороги, стоимость которой составляла 200 000 рублей. В связи с длительностью проведения закупки на оказание услуг по корректировке проектной документации, а также с отсутствием у Управления лимитов денежных средств на указанные услуги, договор на оказание услуг по корректировке проектной документации заключен от имени и за счет ООО «Камдорстрой».

В рамках контракта № 0155200002218000540-0234940-01 от 29.11.2018 на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги, заключенного между ГКУ «Управлением строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» и ООО «Камдорстрой», Обществом подготовлена ведомость дефектов и намечаемых объемов работ, согласованная с ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области», на основании которой в проектную документацию внесены изменения.

24.05.2019 ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» было направлено письмо в адрес ООО «Поволжпроект» с просьбой произвести корректировку вышеуказанной проектной документации в связи с увеличением объемов работ по ликвидации пучинистых участков и по изменению толщины выравнивающего слоя.

03.06.2019 между ООО «Поволжпроект» и ООО «Камдорстрой» был заключен договор № 014-19 на разработку проектной документации на ремонт автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области (вариант 2), стоимость работ по договору составила 190 000,00 рублей.

Согласно платежному поручению № 84 от 03.06.2019 ООО «Камдорстрой» в полном объеме оплатило стоимость работ согласно вышеуказанному договору в размере 190 000,00 рублей.

24.06.2019 между ООО «Поволжпроект» и ООО «Камдорстрой» подписан акт сдачи-приемки выполненных работ, согласно которому выполненные работы удовлетворяют условиям Договора, соответствуют нормативным требованиям и установленным технико-экономическим показателям и в надлежащем порядке оформлены.

Согласно Акту приема-передачи от 25.07.2019 ООО «Камдорстрой» безвозмездно передало ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» проектную документацию «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области (вариант 2)» в двух книгах на бумажном носителе- 3 экз., в электронном виде на CD-диске – 1 экз.

29.08.2019 ГАУ «Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области» было утверждено положительное заключение о проверке сметной стоимости работ по ремонту автомобильной дороги.

Распоряжением ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» от 24.09.2019 № 165-тд утверждена проектная документация на «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области (вариант 2)», заказчиком которой выступало ООО «Камдорстрой».

18.10.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200002219000655 о проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области (вариант 2)» (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта – 103 102 944,86 руб.

Дата и время начала срока подачи заявок 18.10.2019 14:39.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 29.10.2019 09:00.

Место подачи заявок http://www.sberbank-ast.ru.

Дата проведения Аукциона – 29.10.2019 г.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона № 0155200002219000655 от 29.10.2019 г. было подано 3 заявки, каждый из участников сделал одно ценовое предложение.

Дата и время подачи предложения

Признак ценового предложения

Предложенная цена, руб.

27

          29.10.2019 13:09

             Понижение

101 556 400,70

247

           29.10.2019 13:07

              Понижение

102 071 915,42

226

          29.10.2019 13:16

              Понижение

101 556 400,70

В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0155200002219000655-2 от 30.10.2019 победителем признан ИП <...>., предложение о цене которого поступило раннее других, и составляет -  101 556 400,70 рублей.

№ п/п

Идентификационный номер заявки на участие в электронном аукционе

Наименование участника

Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания, руб.коп.

1

27

ИП <...>

101 556 400,70

2

226

ООО «Сфера»

101 556 400,70

3

247

ООО «Ремстрой-сервис»

102 071 915,42

          11.11.2019 по результатам электронного аукциона был заключен государственный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги «г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области, № 01552000022190006550001 между ГКУ «Управлением строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» и ИП <...> – главой КФХ, срок выполнения работ – с даты заключении контракта по 20.05.2020 (далее – Контракт).

Пунктом 2.4 вышеуказанного контракта установлено, что объем работ, подлежащий выполнению в 2019 году – 10% от общего объема работ, что составляет: 10 155 640,07 рублей. Объем работ, подлежащий выполнению работ в 2020 году – 90% от общего объема работ, что составляет: 91 400 760,63 рублей.

В соответствии с календарным графиком «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской (вариант 2)», являющимся приложением № 2 к Контракту, окончанием работ в 2019 году является дата – 30.11.2019.

Таким образом, согласно аукционной документации и заключенному контракту срок выполнения работ в 2019 году с 11.11.2019 по 30.11.2019.

13.11.2019 г., 14.11.2019 г., 19.11.2019 г. комиссия в составе: представителя строительной монтажной организации <...> – прораба ИП Д<...> – Главы КФХ, представителя технического надзора  заказчика  ведущего эксперта дорожного хозяйства  отдела КС и ТН ГКУ «Управления строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» <...>.,  производила   осмотр работ, выполненных  ИП <...>– Главой КФХ, о чем были составлены акты №№ 1-8   освидетельствования скрытых работ, согласно которым работы выполнены в соответствии с проектно – сметной документацией, стандартами, строительными нормами и правилами и отвечают требованиям их приемки.

В соответствии с общим журналом работ «Ремонт Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области» период выполнения работ 11.11.2019 – 30.11.2019.

 Согласно Акту о приемке выполненных работ от 25.11.2019 № 1 (период с 11.11.2019 по 25.11.2019), а также справки стоимости выполненных работ и затрат от 25.11.2019 № 1 (период с 11.11.2019 по 25.11.2019) стоимость выполненных работ составила 10 155640,07 рублей.

18.12.2019 между ГКУ «Управлением строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» и ИП <...> – главой КФХ заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому объем работ, подлежащий выполнению в 2019 году – 25% от общего объема работ, что составляет: 25 389 100,18 рублей. Объем работ, подлежащий выполнению в 2020 году – 75 % от общего объема работ, что составляет: 76 167 300,53 рублей.

Актом о приемке выполненных работ от 25.12.2019 № 2 (период с 26.11.2019 по 25.12.2019), а также справки стоимости выполненных работ и затрат от 25.12.2019 № 2 (период с 26.11.2019 по 25.12.2019) стоимость выполненных работ составила 15 233 460,11 рублей.

Вместе с тем, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что работы по ремонту автомобильной дороги начаты ИП <...> до даты проведения аукциона «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области (вариант 2)».

Указанное обстоятельство подтверждается следующими материалами.

Согласно протоколу обследования автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М-5 «Урал» (км 21+674 – км 34+926), составленному сотрудником УФСБ России по Пензенской области, на дату проведения аукциона № 0155200002219000655  – 29.10.2019 часть работ, предусмотренных контрактом были выполнены: «двигаясь в сторону ФАД М-5 «Урал» не доезжая ориентировочно 2 км до с. Дмитриевка, в самом с. Дмитриевка и до въезда в пос. Озерки имеется новое асфальтобетонное покрытие со свеженанесенной разметкой (общей длиной около 9-10 км.). От пос. Озерки на протяжении 2 км участок дороги не отремонтирован. Далее до съезда на ФАД М05 «Урал» ремонтные работы проведены, но без нанесения разметки».

Указанное обстоятельство также подтверждается объяснениями Шорникова А.В. (ведущий эксперт дорожного хозяйства ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области») от 18.12.2019, согласно которым по состоянию на 24.11.2019 на данной автомобильной дороге устранены пучинообразования локально, выполнено устройство выравнивающего и верхнего слоя покрытия примерно на участке протяженностью 10 км, что превышает объем работ, предусмотренных заключенным контрактом.

Из пояснений главы администрации Подгоренского сельсовета Мокшанского района Пензенской области О.Н. Левашовой от 18.12.2019 следует, что дорогу, проходящую через село Дмитровка Мокшанского района Пензенской области, в летний период 2019 года начали ремонтировать путем замены асфальтного покрытия. Асфальтирование дороги осуществлялось заново. Указанное обстоятельство также подтверждается письмом Администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области № 166 от 27.04.2021.

Как следует из пояснений физических лиц, проживающих в с. Дмитриевка, полученных инспектором ГИБДД ОМВД России по Мокшанскому району Пензенской области 19.12.2019, дорожное полотно в с. Дмитриевка укладывалось в период с середины июля 2019 по октябрь 2019 года.

Согласно отчетам ИП <...> о производстве асфальта, асфальт для ремонта автомобильной дороги г. Каменка - с. Дмитриевка, был изготовлен в период с 15.08.2019 – 17.10.2019, т.е. до проведения аукциона на ремонт данной дороги.

Имеющиеся в материалах дела путевые листы свидельствуют о том, что материалы для строительства автомобильной дороги (г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской) завезены в августе – октябре 2019 года.

Так, согласно путевым листам № 313, 311 щебень завезен ИП <...> на автомобильную дорогу г. Каменка - с. Дмитриевка 15.08.2019. Асфальт доставлялся на рассматриваемую автомобильную дорогу в период с 16.08.2019 по 16.10.2019.

Согласно путевому листу грузового автомобиля № 409 от 30.08.2019 спецтехника перевезена ИП <...>. с автодороги г. Каменка – с. Дмитриевка на автодорогу с. Дмитриевка – с. Федоровка.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ИП <...> приступил к выполнению работ по ремонту автомобильной дороги г. Каменка - с. Дмитриевка до проведения аукциона № 0155200002219000655, то есть до 28.10.2019.

Генеральным директором ООО «Камдорстрой» является <...>.

Согласно информации, представленной Управлением ЗАГС Пензенской области Д<...> и <...> являются родными братьями.

Таким образом, ИП Д<...> и ООО «Камдорстрой» являются группой лиц по основаниям, указанным в пунктах 7 и 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

ООО «Камдорстрой» оплатило изготовление и безвозмездно передало ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» проектную документацию «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области.

Материалами дела установлено, что ИП <...> в рамках исполнения контракта на ремонт рассматриваемой автомобильной дороги материал от фрезерования верхнего слоя асфальтового покрытия (гранулят) передан ООО «Камдорстрой» по актам от 18.11.2019, от 27.04.2020 в количестве 45 т для последующего использования.

Акты приема –передачи материала от фрезерования (гранулят) от 18.11.2019, от 27.07.2020 согласованы сотрудниками ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области».

Как следует из пояснений ООО «Камдорстрой» (письмо от 14.08.2021) материал от фрезерования (гранулят) использован Обществом для выполнения работ по ямочному ремонту в холодное время года зима-весна 2020 в рамках выполнения государственного контракт № 01552000022190006090001 от 30.10.2019 «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них в Каменском, Мокшанском и Нижнеломовском районах Пензенской области».

Из материалов оперативно-розыскной деятельности установлены переговоры от 28.10.2019, 29.10.2019 между генеральным директором ООО «Камдорстрой» Дасаевым Р.И., иными участниками аукциона и должностными лицами заказчика аукциона ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области».

Из данных переговоров следует, что действия ООО «Камдорстрой» были направлены на достижение договоренностей с иными участниками аукциона об их отказе от конкурентной борьбы и обеспечение победы ИП <...> на аукционе № 0155200002219000655.

Указанные обстоятельства установлены решением Пензенского УФАС России по делу № 058/01/11-484/2020 от 02.04.2021, которым ООО «Камдорстрой», ООО «Сфера», ИП Дасаев Р.И и ООО «Дорожное строительство» признаны нарушившими пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах (аукцион № 0155200002219000655).

Достигнув соглашение и участвуя в нем, Управлением был проведен аукцион на право заключения государственного контракта на те работы, часть которых уже была выполнена ИП <...>

Таким образом, ИП <...> получил преимущество перед иными участниками аукциона, а именно:

- допуск на объект для выполнения работ до объявления электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области,

- наличие проектно-сметной документации на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области до проведения электронного аукциона.

Наличие доступа у ИП <...> к проектно-сметной документации на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области до проведения электронного аукциона подтверждается тем обстоятельством, что все работы по ремонту дороги, в том числе, выполненные до проведения аукциона, согласно актам о приемке выполненных работ (КС-2) выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией.

ИП <...> были созданы преимущественные условия, что фактически ограничило круг потенциальных победителей закупки, поскольку победитель уже заранее определен Заказчиком и по факту начал исполнять обязательства в соответствии с предметом еще не заключенного контракта.

Рассматриваемые действия ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области», ИП <...> и ООО «Камдорстрой» свидетельствуют о наличии между ними договоренности в устной форме, в результате которой ИП <...> были созданы преимущества при участии в аукционе, что повлекло (могло повлечь) ограничение конкуренции.

В результате иные участники рынка, даже при желании заключить контракт, не имели бы возможности его исполнить, поскольку часть работ уже была выполнена по согласованию с Заказчиком, что может указывать на ограничение конкуренции в результате реализации указанного соглашения.

Проведение процедур аукциона при условии, что часть работ, являющихся объектом закупки, уже выполнены, противоречит принципу обеспечения конкуренции, приводит к формированию неравных условий между участниками закупки, созданию препятствий для реализации участниками закупки возможности стать подрядчиком, а также не способствует выявлению лучших условий выполнения требуемых заказчиком работ.

Формальное соблюдение сторонами процедуры проведения аукциона и заключения контракта, повлекло (могло повлечь) ограничение конкуренции, так как фактически лишило бы возможности иных участников аукциона исполнить контракт в полном объеме, в случае их победы.

Начало выполнения работ по ремонту автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области до проведение обязательных торгов и заключения контракта привело к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на товарный рынок, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Довод ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» о том, что имеющиеся в материалах дела протокол обследования автомобильной дороги, а также пояснения должностных и физических лиц относительно периода выполнения работ по ремонту рассматриваемой дороги не могут быть приняты в качестве доказательства, подтверждающего начало выполнения работ по ремонту дороги до проведения аукциона, так как данные лица не обладают специальными познаниями в области строительства и неспособны отличить ремонт дороги от работ по ее содержанию, Комиссией не принимается ввиду следующего.

Работы по содержанию автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка М-5 «Урал» в 2019 году выполнялись ООО «Камдорстрой» в рамках заключенного с ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» контракта на содержание автомобильной дороги в Каменском, Н. Ломовском, Мокшанском районах Пензенской области (контракт № 0155200002218000540-0234940-01 от 29.11.2018).

Из анализа актов о приемке выполненных работ (КС-2), составленных при исполнении контракта на содержание дороги г. Каменка – с. Дмитриевка М-5 «Урал», следует, что в 2019 году ООО «Камдорстрой» выполняло, в том числе, работы по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий. Данные работы выполнялись на рассматриваемом участке дороги в период с 25.04.2019 по 20.09.2019.

За данный период ООО «Камдорстрой» выполнены, в том числе, следующие работы по содержанию дороги г. Каменка – с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926:

- ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий укатываемой асфальтобетонной смесью без разломки старого покрытия, площадь ремонта в одном месте до 1 м  – 721 м2,

- ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий укатываемой асфальтобетонной смесью с использованием ремонтера на базе КДМ, дорожной фризы и виброплиты, площадь ремонта в одном месте до 1 м – 2888 м2.

Доказательства того, что на автомобильной дороге г. Каменка – с. Дмитриевка – М-5 «Урал» (км 21+674 – км 34+926) на дату проведения аукциона 29.10.2019 ООО «Камдорстрой» выполнены работы по ямочному ремонту (в рамках договора на содержание автомобильной дороги) на участке протяженностью 10 км в материалы дела не представлены.

Довод ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» о том, что Управление не располагало информацией о начале выполнения ИП <...> работ по ремонту автомобильной дороги до проведения аукциона опровергается имеющимися в деле доказательствами:

- справками ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» о регулярном контроле куратором за содержанием автомобильной дороги, составленным в рамках контроля исполнения контракта на содержание автомобильной дороги в Каменском, Н. Ломовском, Мокшанском районах Пензенской области (контракт № 0155200002218000540-0234940-01 от 29.11.2018 с ООО «Камдорстрой»), сотрудник Управления еженедельно выезжал на рассматриваемую дорогу для проверки выполненных работ. Справки подписаны и согласованы сотрудниками Управления (Шорниковым А.В., Вохрамеевым И.В.).

- актами о приемке выполненных работ (КС-2) по контракту на содержание автомобильной дороги в Каменском, Н. Ломовском, Мокшанском районах Пензенской области (контракт № 0155200002218000540-0234940-01 от 29.11.2018), составленными ООО «Камдорстрой» и ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области».

Так, из вышеуказанных актов выполненных работ следует, что ООО «Камдорстрой» ежемесячно выполняло отдельные работы, на всех участках автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М-5 «Урал» (уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги).

Кроме того, выполнение работ по содержанию автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М-5 «Урал» на участке км 15+000 – км 34+500 в период с 21.05.2019 по 20.09.2019 (акт № 9 от 20.09.2019, акт № 8 от 21.08.2019, акт № 6 от 26.06.2019, акт № 5 от 21.05.2019).

В связи с чем, утверждение ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» о том, что сотрудник Управления выезжал на участок данной дороги, расположенный в другом районе Пензенской области, опровергается имеющимися в деле документами. Доказательства иного в материалы дела не представлено.

Довод ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» о непредставлении ИП <...> преимуществ перед другими участниками аукциона опровергается фактами и обстоятельствами, установленными в рамках рассмотрения дела.

При рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке, о чем составлен аналитический отчет.

В соответствии с пунктом 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен по следующим этапам:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов.

Временной интервал исследования определен с июля 2019 года по май 2020 года, исходя из действий сторон соглашения.

Предметом торгов является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской, ОКПД 42.11.20.000.

Состав участников торгов – ИП <...>, ООО «Сфера», ООО «Ремстрой-сервис».

Рынок услуг по ремонту автомобильных дорог является конкурентным, о чем свидетельствует, в том числе, количество поданных заявок на участие в аукционе.

Законом о защите конкуренции не установлено специального требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции. В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд, - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (статья 9 Закона о контрактной системе).

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции, в том числе к ним отнесено определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица, и иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В рассматриваемом случае самостоятельная деятельность хозяйствующего субъекта ИП Дасаева Р.И. не предполагает предоставления органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами.

Антиконкурентное соглашение предполагает прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами власти.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате осуществления органом и хозяйствующим субъектом действий (бездействия) исключается возможность конкуренции.

ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» и группа лиц в составе ООО «Камдорстрой» и ИП <...> не были предприняты действия, направленные на исключение возможности нарушения антимонопольного законодательства. Тем самым указанные лица отказались от совершения самостоятельных действий и руководствовалось достигнутым антиконкурентным соглашением.

Из совокупности фактических обстоятельств, установленных по делу, и представленных доказательств Комиссия приходит к выводу о том, что действия ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» и группы лиц в составе ООО «Камдорстрой» и ИП <...>имеют единую модель поведения, которая заранее известна каждому из участников правоотношений. Их действия направлены не на обеспечение конкуренции, не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение победы ИП <...>

Пунктом 1 частью 1 статьи 17 Закона о конкуренции установлен запрет заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в действиях ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» и группы лиц в составе ООО «Камдорстрой» и ИП <...> содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области», группы лиц в составе ИП <...> и ООО «Камдорстрой» по заключению и участию в соглашении, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции (или) созданию преимущественных условий ИП <...>., нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что предусмотренные в рамках Контракта работы по ремонту автомобильной дороги «г. Каменка – с. Дмитриевка – М5 «Урал» км.21+674 – км.34+926 Мокшанского района Пензенской области выполнены ИП <...> и оплачены Заказчиком в полном объеме.

При указанных обстоятельствах Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

 

1. Признать государственное казенного учреждение «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» (440000, г. Пенза, ул. Славы, 6Д, ИНН 5836013717, ОГРН 1095836004824) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции  в  результате заключения и участия в соглашении с группой лиц в составе ООО «Камдорстрой» и ИП <...> при проведении аукциона на выполнение работ «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области (вариант 2)» (извещение № 0155200002219000655), которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП Дасаева Р.И.

2. Признать группу лиц в составе ООО «Камдорстрой» (442240, Пензенская область, Каменский район, г. Каменка, ул. Гражданская, 66, ИНН 5802010348, ОГРН 1145802000046) и ИП <...> (442203, Пензенская область, Каменский район, с. Кобылкино, ул. Зеленая, д. 30, ИНН 580200186371, ОГРНИП 311580228600011) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в  результате заключения и участия в соглашении с государственным казенным учреждением «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области»  при проведении аукциона на выполнение работ «Ремонт автомобильной дороги г. Каменка с. Дмитриевка М-5 «Урал» км 21+674 км 34+926 Мокшанского района Пензенской области (вариант 2)» (извещение № 0155200002219000655), которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП Дасаева Р.И.

3. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны