Решение б/н решение от 10 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Фармагарант Рус»

141304, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Фабричная, д. 7, оф. 3

market1@pharmag.ru

Заказчики:

Учреждения здравоохранения Пензенской области

ГБУЗ «ПЕНЗЕНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

ГБУЗ «СОСНОВОБОРСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА»

ГБУЗ «БАШМАКОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

ГБУЗ «БЕЛИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

ГБУЗ «СЕРДОБСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА ИМ. А.И. НАСТИНА»

ГБУЗ «КАМЕНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

ГБУЗ «ИССИНСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА»

ГБУЗ «НИЖНЕЛОМОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

ГБУЗ «НИКОЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

Уполномоченный орган:

Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области

440000, г. Пенза, ул. Московская, 75 pgz.pnz@obl.penza.net

РЕШЕНИЕ

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе № 058/06/106-189/2022

10 марта 2022 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны основного заказчика – ГБУЗ «Пензенская районная больница»: <…> – представителя по доверенности,

со стороны уполномоченного органа – Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области: <…> – представителя по доверенности,

со стороны подателя жалобы ООО «Фармагарант Рус»: <…> – представителя по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Фармагарант Рус» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области совместного аукциона в электронной форме «Поставка медицинских изделий (система рентгеновская диагностическая стационарная, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение № 0155200000922000031 от 22.02.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

02.03.2022 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Фармагарант Рус» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области совместного аукциона в электронной форме «Поставка медицинских изделий (система рентгеновская диагностическая стационарная, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение № 0155200000922000031 от 22.02.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 09.03.2022 в 11 часов 00 минут.

Во исполнение писем ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20, от 29.05.2020
№ МЕ/45733/20 жалоба рассмотрена в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции.

По мнению подателя жалобы, извещение об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком при описании объекта закупки в нарушение требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 не использована одна из 6 позиций КТРУ (26.60.11.113-00000092, 26.60.11.113-00000093, 26.60.11.11300000094, 26.60.11.113-00000095, 26.60.11.113-00000096, 26,60.11.113-00000097), входящих в обобщенную позицию 26.60.11.113-00000098 «Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая». В связи с чем, заказчиком использованы характеристики, не поименованные в КТРУ, тогда как их использование в рассматриваемом случае неправомерно учитывая установление заказчиком ограничений в рамках постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, заявитель полагает, что описание заказчика является избыточно точным, что позволяет предположить, что заказчик пытается закупить товар определенной марки с указанными характеристиками.

При рассмотрении жалобы представитель ООО «Фармагарант Рус» в полном объеме поддержал доводы жалобы. Пояснил, что позиция заявителя подтверждается практикой территориальных органов ФАС России и письмами Министерства финансов РФ, ФАС России.

На рассмотрении жалобы представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 04.03.2022 № 601, пояснив, что объектом закупки является система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая. В КТРУ действительно представлены коды позиций № 26.60.11.113-00000092, № 26.60.11.113-00000093, № 26.60.11.113-00000094, № 26.60.11.113-00000095, № 26.60.11.113-00000096, № 26.60.11.113-00000097, соответствующие объекту закупки по наименованию и части базовых характеристик. При этом, описание объекта закупки согласно указанным кодам позиций КТРУ не может удовлетворить потребности учреждений здравоохранения в рентгенодиагностическом комплексе с функционалом, гарантированно обеспечивающим оказание медицинской помощи в соответствии с профилем ЛПУ и стандартами оказания медицинской помощи. Заказчик указал, что с учетом наполняемости позиции каталога по техническим характеристикам, которые являются для учреждений здравоохранения недостаточными, исходя из принципа эффективного расходования бюджетных средств, использование указанных позиций КТРУ было невозможным.

При этом представитель заказчика также сообщил, что, исходя из объекта закупки в рассматриваемом случае установлены ограничения в рамках постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, заказчиком при подготовке к осуществлению закупки запрошены и получены коммерческие предложения о возможности поставки оборудования трех производителей, сведения о котором находятся в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Кроме того, участник закупки, подавший заявку на участие в аукционе предложил к поставке 8 единиц оборудования Ренекс, производителя ООО «С.П. Гелпик», а также 3 единицы оборудования СУР, производителя АО «НИПК «Электрон», что также опровергает довод заявителя о действиях, заказчика, направленных на приобретение товара единственного производителя.

Представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 05.03.2022 № 18/4/916, указав, что считает жалобу необоснованной, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В связи с необходимостью дополнительного анализа представленных сторонами документов и сведений в целях наиболее полного и объективного рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 11 часов 30 минут 10.03.2022 года, после чего рассмотрение жалобы по существу продолжено.

После перерыва представители заявителя, заказчика и уполномоченного органа существенных дополнений к ранее изложенным позициям по жалобе не сообщали.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

22.02.2022 уполномоченным органом для нужд учреждений здравоохранения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200000922000031 о проведении совместного электронного аукциона «Поставка медицинских изделий (система рентгеновская диагностическая стационарная, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области».

Начальная (максимальная) цена контракта – 153 230 000,00 руб.

Дата и время начала срока подачи заявок 22.02.2022 16:21 (МСК)

Дата и время окончания срока подачи заявок 02.03.2022 11:00 (МСК)

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 02.03.2022

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 04.03.2022.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ).

В соответствии с подпунктами «а», «б», «г», «ж» пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:

  • код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
  • наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
  • информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
  • дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога.

Пунктом 12 Правил формирования КТРУ определено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд включены аппараты рентгенографические ОКПД2 26.60.11.113.

Объектом настоящей закупки согласно извещению об электронном аукционе является поставка медицинских изделий (система рентгеновская диагностическая стационарная, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области, ОКПД2 26.60.11.113 - аппараты рентгенографические.

В извещении указано об установлении в рамках статьи 14 Закона о контрактной системе ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ
№ 878 от 10.07.2019
«О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», а также условия допуска согласно приказу Минфина России № 126н от 04.06.2018.

В КТРУ присутствует обобщенная позиция 26.60.11.113-00000098 «Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая», обязательная к применению в 23.12.2021, а также входящие в нее конкретные позиции 26.60.11.113-00000092, 26.60.11.113-00000093, 26.60.11.113-00000094, 26.60.11.113-00000095, 26.60.11.113-00000096, 26.60.11.113-00000097.

Указанные позиции КТРУ включают в себя следующие характеристики:

  • Автоматизированное рабочее место врача-рентгенолога (характеристика не является обязательной для применения)
  • Анодное напряжение, максимальное (характеристика является обязательной для применения)
  • Анодный ток, максимальный, мА (характеристика является обязательной для применения)
  • Возможность проведения рентгеноскопии (характеристика является обязательной для применения)
  • Крепление штатива (характеристика не является обязательной для применения)
  • Положение пациента при исследовании (характеристика не является обязательной для применения)
  • Пространственное разрешение, пар линий/мм (характеристика является обязательной для применения)

Комиссией Управления установлено, что заказчиком ни одна из перечисленных позиций КТРУ не использована, что не отрицается представителем заказчика.

При этом заказчиком разработано, уполномоченным органом размещено описание объекта закупки в соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ, содержащее минимальные, максимальные и неизменные характеристики подлежащего поставке оборудования в рамках части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Представитель заказчика при рассмотрении жалобы пояснил, что рассматриваемая закупка проводится в рамках реализации региональной программы Пензенской области «Модернизация первичного звена здравоохранения Пензенской области на 2021 – 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 14.12.2020
№ 866-пП (за счет средств бюджета Пензенской области и средств федерального бюджета). Приобретаемое оборудование поименовано в перечне, утвержденном приказом Минздрава России от 28.12.2020 № 1379н «Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» (позиция 104).

Представитель заказчика пояснил, что при подготовке к осуществлению закупки был проведен анализ оборудования, представленного на рынке, изучены характеристики, предусмотренные соответствующими позициями КТРУ.

Указал также, что, учитывая цели региональной программы, направленной на приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи, их дооснащения и переоснащения оборудованием для оказания медицинской помощи, заказчик учел, что в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе при планировании и осуществлении закупок следует исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.

Представитель заказчика сообщил, что рентгенодиагностический комплекс, согласно приказу Минпромторга от 13.07.2019 № 2819 является высокотехнологичной продукцией, т.е. это технически сложное оборудование, НМЦК оборудования за единицу составляет более 13 млн. руб., в связи с чем, использование позиции КТРУ (включающую только 7 характеристик) не представилось возможным, поскольку в приведенных позициях КТРУ отсутствуют позиции с характеристиками медицинского оборудования, необходимого заказчикам для удовлетворения потребностей с учетом деятельности по оказанию медицинской помощи. Поставка медицинского оборудования, не соответствующего требованиям заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса.

В рамках рассмотрения жалобы представитель заявителя указал, что кроме обозначенных в позициях КТРУ семи характеристик, существует словесное описание «Комплект изделий, которые представляют собой стационарную цифровую диагностическую рентгеновскую систему общего назначения, используемую для получения разнообразных плановых плоскостных рентгеновских изображений. Система использует цифровые средства для получения и отображения изображений, а также для манипуляций с ними. Стационарная конструкция предполагает установку и использование изделий в фиксированном месте в здании или в транспортном фургоне (передвижном фургоне для визуализации). Система состоит из модульных конфигураций, которые можно усовершенствовать путем добавления компонентов с аппаратным/программным обеспечением. К данному виду не относятся системы для флуороскопии или томографии», что позволяет заказчику приобрести оборудование со значимыми для него характеристиками.

Вместе с тем, словесное описание оборудования, приведенное в КТРУ не содержит каких-либо числовых значений показателей и пр.

В рамках рассмотрения жалобы представитель заказчика привел примеры особо значимых для учреждений здравоохранения показателей приобретаемого оборудования, а также сообщил, что при описании объекта закупки руководствовался положениями ГОСТ Р 55772–2021 Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские цифровые для просвечивания и снимков. Технические требования для государственных закупок.

Сообщил, что описание по кодам позиции КТРУ не содержат следующих важнейших характеристик, установленных заказчиком в описании объекта закупки:

1) Требования к штативу для рентгенографии. От характеристик штатива для рентгенографии со всеми обусловленными перемещениями и расстояниями зависят диагностические возможности аппарата, а именно возможность направления рентгеновского излучения на исследуемый объект под определенном углом, реализации косых проекций, требуемых для некоторого рода исследований.

2) Требования к приемнику рентгеновского изображения.

Плоскопанельный детектор – современный и эффективный приемник рентгеновского изображения. Наличие указанного параметра исключает поставку аппарата без цифрового приемника рентгеновского изображения или с любым другим приемником с устаревшей технологией.

Шаг пикселя – характеристика, отражающая качество снимков. Указанный параметр исключает поставку ПД с низкими диагностическими свойствами.

Размер рабочего поля – параметр, определяющий размеры и область, в котором возможно получить снимок.

Квантовая эффективность – основной параметр, который необходим для характеристики качества детекторов, который характеризует эффективность переноса изображения с экрана на матрицу, а именно значение потери света.

3) Требования к рентгеновскому питающему устройству, от характеристик которого зависит обеспечение стабильности выходного сигнала, снижение риска возникновения неисправности рентгеновской трубки вследствие скачка напряжения.

4) Требования к наличию средств измерения для контроля доз облучения пациента в рамках ГОСТ и постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 № 8 «О введении в действие СанПиН 2.6.1.1192-03», т.к. закупка рентгеновского аппарата без дозиметра является нарушением требований СанПиН.

5) Требования к рентгеновскому излучателю, который является основным элементом рентгеновского аппарата, позволяющим получать рентгеновское излучения. Его характеристики определяют лучевую нагрузку и долговечность использования. Рентгеновская трубка – основная часть рентгеновского излучателя. Рентгеновская трубка с вращающимся анодом долговечнее стационарного, поскольку охлаждается быстрее, и предназначено для массовых потоковых исследование. От размера фокусного пятна зависит лучевая нагрузка и допустимая минимальная (максимальная) область исследований, что критически важно при исследовании.

6) Требования к АРМ врача-рентгенолога и АРМ лаборанта также изложены в ГОСТ Р 55772–2021. Инструменты обработки и анализа диагностических изображений – неотъемлемая часть работы врача-рентгенолога и лаборанта. Отсутствие данных функций не позволяет обрабатывать рентгеновское изображения, выделять зоны интереса и осуществлять прочие действия, необходимые для постановки диагноза.

Также представитель заказчика сообщил, что коды позиций КТРУ содержат очень узкий диапазон характеристик, например, согласно извещению о проведении закупки заказчику необходимо оборудование с диапазоном изменения анодного тока не уже от 10 до 700 мА, тогда как в позициях КТРУ описано оборудование с характеристикой только по максимальному значению. В свою очередь, установленное заказчиком минимальное значение обеспечивает возможность выбора оптимальных параметров для каждого конкретного пациента, в том числе детей. Кроме того, согласно извещению заказчику необходимо оборудование с пространственным разрешением не менее 4,0 пар лин./мм, тогда как в позициях КТРУ описано оборудование с характеристиками: не менее 1,8 пар лин./мм, не менее 2,2 пар лин./мм, не менее 3,6 пар лин./мм, не менее 2,0 пар лин./мм. В свою очередь, данный параметр влияет на четкость снимка, четкость границ образований, трещины в кости (перелом ребер), структура костной ткани.

Таким образом, по мнению основного заказчика, позиции КТРУ не отображают технические характеристики аппаратов, необходимых к поставке, не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому оборудованию, что может привести в дальнейшем к поставке аппарата, соответствующего требованиям описания объекта закупки по КТРУ, но с неудовлетворительными диагностическими и техническими характеристиками при этом по высокой цене.

Комиссия Управления приходит к выводу, что заказчиком при рассмотрении жалобы приведены доводы в обоснование установленных требований к объекту закупки и, соответственно, действий по неиспользованию соответствующих позиций КТРУ.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Правила использования КТРУ не содержат подобных оснований неприменения позиции каталога при осуществлении закупки, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также пункта 4 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В жалобе также указано, что сформированное описание объекта закупки позволяет предположить, что действия заказчика направлены на приобретение оборудования конкретного производителя.

При рассмотрении жалобы представитель заявителя данный вывод поддержал и указал, что, по его мнению, описанию соответствует товар единственного производителя, а именно ООО «С.П. Гелпик».

Следует отметить, что заявителем в рамках статьи 105 Закона о контрактной системе должны представляться документы, подтверждающие доводы жалобы. В рассматриваемом случае заявителем не представлено каких-либо доказательств обоснованности указанного им вывода о соответствии описанию объекта закупки оборудования исключительно единственного производителя, в том числе соответствующих запросов и ответов различных производителей аппаратов.

В свою очередь, представителем заказчика представлены запросы коммерческих предложений с приложением технических характеристик, которые впоследствии сформировали описание объекта закупки в адрес 5 хозяйствующих субъектов, в том числе непосредственных производителей оборудования.

В материалы по жалобе представлены 3 коммерческих предложения ООО «С.П.Гелпик», ООО «Производственно-торговой компании «Медтехника», ООО «СЛК», на поставку комплекса рентгеновского диагностического Ренекс-РЦ, производителя ООО «С.П. Гелпик», а также 1 коммерческое предложение АО «Научно-исследовательская производственная компания «Электрон» на поставку собственного комплекса, а также 1 коммерческое предложение ООО «Севкаврентген-Д» на поставку комплекса «Диаком».

Кроме того, участник закупки, подавший заявку на участие в аукционе предложил к поставке 8 единиц оборудования Ренекс-РЦ, производителя ООО «С.П. Гелпик», а также 3 единицы оборудования СУР, производителя АО «НИПК «Электрон».

При указанных обстоятельствах Комиссия Управления считает вывод заявителя о направленности действий заказчика на приобретение оборудования единственного производителя не нашедшим своего подтверждения.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В рассматриваемом случае Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии целесообразности в выдаче предписания об устранении выявленного нарушения, основываясь на следующем:

  • заказчик при описании характеристик требуемого к поставке оборудования руководствовался принципом ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок, заказчиком даны пояснения относительно необходимости и значимости установленных показателей;
  • заказчиком установлены условия допуска согласно постановлению Правительства РФ № 878;
  • заказчиком изучен рынок имеющегося оборудования, в том числе российского происхождения, при этом запрошены и получены сведения о возможности поставки товара трёх производителей оборудования, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, в том числе с точки зрения ограничения конкуренции среди производителей;
  • поданная заявка на участие в закупке содержит предложение о поставке российского оборудования двух производителей, при этом сведения о таком оборудовании содержатся в соответствующем реестре радиоэлектронной продукции;
  • представитель заказчика при рассмотрении жалобы пояснил также, что, в случае отмены закупки может возникнуть угроза невозможности приобретения оборудования учитывая наличие комплектующих иностранного происхождения и условий применения в настоящее время санкционной политики со стороны недружественных государств.

При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Фармагарант Рус» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области совместного аукциона в электронной форме «Поставка медицинских изделий (система рентгеновская диагностическая стационарная, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение
    № 0155200000922000031 от 22.02.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
  2. Признать заказчика ГБУЗ «Пензенская районная больница» нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
  3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
  4. Передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны