Решение №058/06/106-897/2022 жалоба ООО «КОРПОРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» на действия комиссии по... от 21 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-897/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«21» декабря 2022 года                                                                         г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» - <…> (представители по доверенности),

со стороны уполномоченного учреждения – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» - <…> (представитель по доверенности),

в отсутствие представителей заявителя – ООО «КОРПОРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «КОРПОРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» электронного аукциона «Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования охранно-пожарной сигнализации.» (извещение № 0855200000522003273 от 28.11.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.12.2022 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «КОРПОРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» электронного аукциона «Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования охранно-пожарной сигнализации.» (извещение № 0855200000522003273 от 28.11.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Согласно доводу жалобы, заявка участника закупки ООО «КОРПОРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» неправомерно отклонена от участия в закупке на основании непредставления выписки/копии из реестра лицензий либо иного документа, содержащего регистрационный номер из реестра лицензий, поскольку в соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе участником приложена копия лицензии.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 21.12.2022 в 10 часов 30 минут.

Представители заказчика, уполномоченного учреждения участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 20.12.2022, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 19.12.2022, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

28.11.2022 уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0855200000522003273 об осуществлении аукциона в электронной форме «Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования охранно-пожарной сигнализации.».

Начальная (максимальная) цена контракта – 492 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок 12.12.2022 09:00 (МСК)

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 12.12.2022

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 14.12.2022.

Идентификационный код закупки (ИКЗ) 222583507241358350100100590018020244.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе следует, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1, 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заявка подлежит отклонению в случаях:

- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в частности, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Из пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) следует, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о лицензировании, лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Частью 3 статьи 9 Закона о лицензировании установлено, лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 21 Закона о лицензировании лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен). Лицензирующие органы формируют и ведут в электронном виде реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя представляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 478-ФЗ) установлено, что записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 01.01.2021), подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года.

Частью 3 статьи 13 Закона № 478-ФЗ предусмотрено, что лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из приведенных выше положений действующего законодательства установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют конкретный вид деятельности, на основании специального разрешения – лицензии, которое подтверждается записью в реестре лицензий. Подтверждением наличия записи в реестре является выписка из реестра лицензий.

Форма выписки из реестра лицензий, а также порядок предоставления сведений о конкретной лицензии утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (№ 0855200000522003273) от 12.12.2022, участие в настоящем электронном аукционе приняли 4 участника закупки. Три заявки участников признаны соответствующими требованиям извещения, Закона о контрактной системе, одна заявка (идентификационный номер 215 – ООО «КОРПОРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ») отклонена от участия в закупке по следующему основанию:

на основании п.2 ч.12 ст. 48 44-ФЗ – непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч.6 ст. 43 Закона 44-ФЗ, несоответствия таких информации и документов

(На основании пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, п. 2 ч. 12 ст. 48 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению по основанию непредставления документов, предусмотренных п. 3 ч. 6 ст. 43 Федерального закона о контрактной системе, а именно отсутствует выписка/копия из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. № 2343, либо иной документ, содержащий регистрационный номер из указанного реестра лицензий, в соответствии с требованиями пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: 1.Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.)

Из анализа заявки № 215 следует, что в составе заявки участником представлен электронный образ бумажной лицензии от 30.12.2015 № 77-Б/03182 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предоставленной ООО «Корпорация безопасности». Выписка из реестра лицензий лицензирующего органа либо иное подтверждение наличия записи в реестре лицензий в составе заявки № 215 отсутствует.

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В извещении об осуществлении электронного аукциона № 0855200000522003273 в разделе «Преимущества, требования к участникам» установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а именно:

Дополнительные требования

Выписка/копия выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. № 2343, либо иной документ, содержащий регистрационный номер из указанного реестра лицензий, в соответствии с требованиями пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: 1.Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ»

В составе извещения № 0855200000522003273 в виде электронного документа размещены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке (далее – Требования).

В пункте 1.13.1 Требований указано, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы об участнике закупки. Относительно требования о наличии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано: «не установлено».

В пункте 2.1 Требований содержится информация о том, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать следующую информацию:

2.1.      документы/копии документов, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и извещением об осуществлении закупки:

Копия действующей лицензии/копия выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

Из письменного отзыва и позиции уполномоченного учреждения, а также заказчика следует, что в пункте 1.13.1 Требований не было установлено требование о предоставлении документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является технической ошибкой.

Пункт 2.1 Требований не является пунктом, устанавливающим требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Данный пункт касается подтверждения соответствия товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и извещением об осуществлении закупки.

Согласно реестру лицензий МЧС России в области пожарной безопасности, ООО «КОРПОРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» имеет следующий номер реестровой записи лицензии – 77-06-2015-005878 (Л014-00101-77/00093042). Указанный номер отсутствует в составе заявки участника № 215.

Таким образом, в рамках закупки не предполагалась возможность предоставления участниками копии действующей лицензии вместо выписки из реестра лицензий. Верная формулировка требования к документу, предоставляемому участниками закупки в подтверждение требования, предъявляемого в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержится в извещении об осуществлении закупки.

Комиссия Управления учитывает, что при отклонении участника закупки аукционная комиссия руководствовалась положениями извещения об осуществлении закупки, а также действующим законодательством, согласно которому наличие у участника закупки лицензии на осуществление той или иной деятельности подтверждается именно записью в реестре лицензий.

ООО «КОРПОРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» в заявке не представило подтверждение наличия записи в реестре лицензий (не представило выписку из реестра, либо иной документ в соответствии с извещением), в связи с чем его заявка правомерно отклонена от участия в закупке.

Комиссия обращает внимание на то, что при наличии разночтений в извещении об осуществлении закупки, документах извещения и наличии сомнений относительно того, какие документы необходимо предоставить в составе заявки, любой участник закупки мог воспользоваться правом подачи запроса на дачу разъяснений положений извещения. Запросов от участников закупки не поступало.

Комиссия полагает, что участники рынка, осуществляющие деятельность, которая подлежит лицензированию, и имеющие соответствующую лицензию, принимающие участие в государственных и муниципальных закупках, не могут не знать об изменениях в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности и вызванных ими изменениях в требованиях к документам, предоставляемым в подтверждение наличия разрешения на осуществление определенной деятельности.

Иные участники закупки в составе заявки помимо электронных образов лицензий представили также выписке из реестра лицензий.

В связи с изложенным, довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.

Вместе с тем, установлено, что требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке не соответствуют Закону о контрактной системе, поскольку не содержат указания на необходимость включения в состав заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пункт 2.1 Требований содержит указание на иные, чем прописаны в извещении об осуществлении закупки, и иные, чем требовалось в рамках настоящей закупки, документы. Более того, указанный пункт не рассматривается уполномоченным учреждением, заказчиком в качестве требования о предоставлении документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Из пояснений, полученных от заказчика, уполномоченного учреждения в ходе заседания Комиссии Управления следует, что в требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке не включены верные требования в связи с ошибкой специалиста уполномоченного учреждения.

Таким образом, уполномоченным учреждением допущено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия полагает, что выявленное нарушение не могло ввести в заблуждение профессиональных участников рынка, осуществляющих лицензируемую деятельность и имеющих соответствующую лицензию, относительно подтверждения наличия у них разрешения на осуществление такой деятельности. В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в настоящем случае необходимости для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «КОРПОРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» электронного аукциона «Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования охранно-пожарной сигнализации.» (извещение № 0855200000522003273 от 28.11.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Признать уполномоченное учреждение нарушившим пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны